Крымоведение, 8 класс:«Стихийные и неблагоприятные погодные условия, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения».


Урок № 14 «Крымоведение», 8класс.
«Стихийные и неблагоприятные погодные условия, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения».
Планируемые результаты:
Личностные: формировать интерес к предмету, бережное отношение к «Крымскому» дому, содействовать развитию у обучающихся умений выделять главное в «информационном потоке» урока, формировать коммуникативные компетенции.
Метапредметные: развивать умения синтезировать и обобщать знания, полученные на уроках географии, биологии, экологии.
Предметные: расширить и углубить знания учащихся о неблагоприятных погодных явлениях Крымского полуострова, прививать экологическую культуру, которая должна стать нормой жизни каждого человека.
Цель урока: изучить стихийные и неблагоприятные погодные явления Крыма и их влияние на население полуострова.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: рабочая тетрадь по «Крымоведению» под редакцией А.В. Супрычева, атлас Крыма, мультимедийная доска с прямым доступом в Интернет, демонстрационная «Физическая карта Крыма»
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Сегодня нам предстоит познакомиться с неблагоприятными погодными условиями, которые оказывают своё влияние на каждого жителя Крыма. Ребята, с какими неблагоприятными погодными явлениями вы уже соприкасались в своей жизни?
III. Мотивация учебной деятельности
Каждый крымчанин должен быть готов к тому, что может возникнуть ситуация, когда жизнь преподнесет «встречу» с неблагоприятными атмосферными явлениями. Мы все знаем, что у природы нет плохой погоды, но часто теряем равновесие, когда становимся свидетелями нестандартной ситуации. Стремитесь быть полезными для окружающих, готовыми прийти на помощь.
IV. Изучение нового материала
1. Из опасных атмосферных явлений в Крыму можно назвать обильные дожди с сильными грозами и градом.
Демонстрация видео ролика «1июня, град в Крыму» продолжительностью 6.55мин ( показать не более 2мин). Побеседовать с обучающимися об увиденном и предложить им разработать устную «дорожную карту» по теме : « Я попал под сильный град». Как в своей хозяйственной деятельности человек противостоит этой стихии? Как люди борются с градом?
2. Летние засухи в нашей степной местности случаются почти ежегодно, их повторяемость составляет 80-90 процентов.
3. Сильные ветры не только создают дискомфорт для человека, но являются разрушителями плодороднейших черноземов. Пыльные бури в сухие вёсны «переносят» плодородный слой на значительные расстояния, создавая земляные барханы высотой до 2-х метров. Черная пыль превращает день в сумерки. Великий почвовед В.В. Докучаев говорил, что сельское хозяйство начинается с почвы. Формируются они медленно (1см плодородного слоя создаётся каждодневной « работой» природы 200лет). Чернозёмы ученый называл «царем почв», а лесополосы - их главным хранителем.
Демонстрация видео ролика «Барханы на дорогах Крыма (после бури)» продолжительностью 1.07мин. Обсуждение увиденного.
4. Гололед и сход снежных лавин.
5. Селевые потоки. Происходят на участках с интенсивным выпасом скота . Во время сильных дождей, рыхлые отложения со склонов рек и балок превращают реки в страшные мутные водокаменные потоки. Сады, табачные плантации, виноградники превращаются в свалку мусора из камней, глины, песка.
6. Штормы Черного моря разрушают берега ударами морских волн, разбивают береговые постройки. В 1969 году в Ялте высота волн достигала 8 метров!
7. Оползни - результат внезапных и обильных атмосферных осадков. Они встречаются на Тарханкутском полуострове, близ Севастополя, но больше всего их на Южном берегу. Демонстрация видео ролика «Оползни на пляжах Севастополя» продолжительностью 4.01мин. Обсуждение увиденного с главным выводом: «Нельзя подвергать опасности свою жизнь!»
Заканчивая знакомство с новой темой, прошу «помощи» у ребят дополнить наше общение. Конечно , восьмиклассники вспоминают зимы с гололедом и высоким уровнем травматизма ; поздние (майские) заморозки, вирусные инфекционные заболевания, которым мы подвержены.
Работа продолжается в тетрадке – страница45 (знакомство с предложенной информацией).
V. Закрепление изученного материала
Заполнение таблицы: «Положительные и отрицательные климатические и погодные факторы, оказывающие влияние на ведение хозяйственной деятельности в Крыму» (стр.46)
VI. Итоги урока.
-Холмы, холмы…Сурепка и полынь…
-Полыни серебро и золото сурепки…
-Растения вцепились в землю крепко,
-А в небе, в вышине такая синь…
Этими замечательными стихами М.Цветаевой я заканчиваю урок и желаю каждому ребенку «вцепиться» крепко в землю нашего Крымского полуострова и преодолевая все стихийные и неблагоприятные погодные явления своей учебой и в будущем - трудом укреплять и развивать нашу малую Родину - Крым!
VII. Домашнее задание: конспект; тетрадь стр.45-47