Использование технологии интерактивного обучения для повышения мотивации учащихся к изучению немецкого языка

Тема: Использование технологии интерактивного обучения
для повышения мотивации учащихся
к изучению немецкого языка
Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.
В. А. Сухомлинский

В последние годы в методике преподавания иностранных языков наметилась тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности интерактивному подходу, который был предложен западными методистами.
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« inter»  «взаимный», «act»  «действовать»). По-немецки- „Wechselwirkung“. Интерактивное обучение это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Интерактивное обучение это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Некоторые авторы отождествляют его с коммуникативным подходом, считая, что „интерактивная модель овладения языком предполагает, что обучение происходит во время и в процессе участия в языковых актах“.
Обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения.
Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся класса без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

В китайской пословице говорится:
Sag mir, ich vergesse.
Zeig mir, ich behalte.
Ziehe mich heran,-
ich verstehe.
Интерактивное обучение в роли активного участника образовательного процесса в первую очередь видит учащегося. Очень важно, по мнению К. Н. Венцеля, «чтобы излагали, показывали, рассказывали и спрашивали больше сами дети, чтобы педагогу больше приходилось слушать..., чтобы дети все время были активными, а не сострадательными лицами...»
Участвуя в дискуссиях, обсуждая различные проблемы, проигрывая ситуации, ученик усваивает от 70% до 90% информации.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Как же на практике осуществлять интерактивное общение? Важнейшее условие для этого личный опыт участия в тренинговых занятиях по интерактиву.
Нестандартное задание, которое мы предложим учащимся,- в этом случае понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных.
Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:
  самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  необычные условия работы;
  активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
.
Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Интерактивные методы могут применяться при организации следующей работы в классе:
  организация тематических занятий
  организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом
  организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе
  для создания образовательных ресурсов.
В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Стараюсь создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях «он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие».
Для решения воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:
  Интерактивная экскурсия
  Мозговой штурм
  Дебаты
  Деловые и ролевые игры
  учебные групповые дискуссии
  тренинги.
Я часто использую в старших классах метод «Пять по пять». Он позволяет:
* одновременно включить в работу учащихся всей группы;
* ознакомить с достаточно большим объемом учебного материала на занятие;
* развивать устную речь учащихся;
* дифференцировать задания в соответствии с уровнем подготовленности учащихся;
* развивать умения работать с текстом.


Каков же алгоритм проведения интерактивного занятия?
Подготовка урока Вступление: Сообщение темы и цели занятия Основная часть: Пассивное позиционирование (выяснение позиций участников). Это означает - формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Мы производим объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции и создаем из аудитории набор групп с разными позициями. Затем – организация коммуникации. Интерактивное позиционирование. Здесь есть три стороны - набор позиций аудитории, смыслообразование и создание нового набора позиций.
Четыре этапа интерактивного позиционирования –
1) выяснение набора позиций аудитории,
2) осмысление общего для этих позиций содержания,
3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом,
4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла.
Выводы (рефлексия)
Существуют определённые правила организации интерактивного обучения на уроках для учителя
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. В работе не должны принимать участие более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.
Правило четвертое. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами для учеников должен быть создан физический комфорт.
Плохо, если кому-то на занятии придется сидеть, “вывернув” шею. Поэтому столы лучше поставить “елочкой”, чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены материалы, необходимые для творческой работы.
Правило пятое. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например, полезно договориться о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства.

Рассмотрим примерные правила работы учащихся в группе:
  Быть активным.
  Уважать мнение участников.
  Быть доброжелательным.
  Быть пунктуальным, ответственным.
  Не перебивать.
  Быть открытым для взаимодействия.
  Быть заинтересованным.
  Стремиться найти истину.
  Придерживаться регламента.
  Креативность.
  Уважать правила работы в группе.
  Основная часть. «Скажи то, что хотел сделать».
Нужно отметить, что интерактивное занятие позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу.
При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:
  Участники занятия, выбор темы.
  Возраст участников, их интересы, будущая специальность.
  Временные рамки проведения занятия.
  Проводились ли занятия по этой теме в данной группе ранее.
  Заинтересованность группы в данном занятии.
  Перечень необходимых условий:
  Цель занятия.
  Раздаточные материалы.
  Техническое оборудование.
  Участники.
  Основные вопросы, их последовательность.
  Практические примеры из жизни.
  Что должно быть в каждом занятии:   Уточнение проблем. Которые предстоит решить
  Представление участников (упражнения на знакомство, снятие эмоциональных зажимов).
  Перспектива реализации полученных знаний.
  Практический блок.
  Раздаточные материалы:
  Программа занятия.
  Раздаточные материалы должны быть адаптированы к ученической аудитории («Пишите для аудитории!»).
  Структурируйте материал.
  Используйте графики, иллюстрации, схемы, символы.
  Используйте простые слова, простые предложения.
В структуру интерактивного занятия, в основную часть рекомендуется включать игры на снятие эмоциональных зажимов.
Золотое правило игры:
Игра требует времени, подготовки, пространства, определенного количества участников, готовности группы, мастерства ведущего.
Примеры «игр-разминок»:
  «Сказка»
Ход игры: Ведущий рассказывает группе начало сказки, знакомит с ее героями. А затем предлагает группе придумать кульминацию и развязку сказки. Каждый участник группы пишет предложение на листке бумаги, заворачивает часть листка с предложением, чтобы его нельзя было прочитать следующему участнику, который в свою очередь пишет свое предложение. Все участники пишут по фразе, затем ведущий представляет группе получившуюся сказку.
  Выводы (рефлексия). Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный. Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.
Трудности при данной форме подачи материала носят психологический характер и требуют определенной подготовки самого преподавателя.
Насколько группа готова включаться в игру?
Какова мотивация каждого члена группы?
Помогает или мешает прошлый опыт подобного обучения?
В интерактивных методах обучения в рамках учебной программы существует сложность предоставления обратной связи и получения ее. Обучение не может быть эффективным, когда что-то просто выполняется. Необходимо обдумать, что сделано, подвести итоги, понять, что можно взять в арсенал получаемых знаний.


Чтобы нам с вами развить у учеников способность к взаимодействию и умение участвовать в организационной форме общения как “планирование совместной деятельности”, давайте договоримся об одном:
Забыть навсегда составление, заучивание и воспроизведение готовых диалогов
Давайте запомним:
диалог не составляется, а порождается,
диалог может быть заучен, но не произвольно, а как результат других заданий,
диалог может быть воспроизведён, если вы развиваете произносительную культуру.
При воспроизведении диалогов учащиеся выполняют следующие речевые функции:
предлагают что-то сделать,
сообщают что-либо,
сомневаются,
отказываются,
объясняют причину,
сожалеют о невозможности сделать что-либо по какой-то причине,
обещают подумать,
уточняют план работы,
выдвигают условие,
соглашаются,
предлагают другое,
поясняют свои предложения,
высказывают желание,
обещают сделать, заверяют в успехе,
назначают дату, встречу, руководителя, исполнителя,
аргументируют свой план, предложение, отказ,
советуют учесть что-либо,
выражают надежду, уверенность и так далее,
запрашивают дополнительную информацию,
высказывают мнение о,
упрекают в чем-либо,
подбадривают,
ссылаются на опыт.
В этой связи более подробно рассмотрим социально-психологический аспект, который включает в себя:
желания и страхи учащихся;
чувства и переживания учащихся;
симпатии и антипатии;
атмосферу доверия или недоверия;
ощущение безопасности.
Эффективность деятельности на деловом уровне зависит, прежде всего, от благополучия в социально-психологическом аспекте.
Учащийся активен, если его не пугает атмосфера занятия, складывающаяся из различных аспектов деятельности педагога и его самого. Учащийся активен, если на занятии отсутствует критика его личности со стороны педагога или товарищей, а замечания носят конструктивный характер и касаются, прежде всего, результатов деятельности. Он ощущает себя в безопасности, если любой его вклад в образовательный процесс приветствуется. Только при отсутствии страха перед тем новым, что предлагает ему педагог, учащийся позволит себе экспериментировать с моделями поведения, находя оптимальный вариант своего поведения на занятии, определяя свою роль в общей работе, выбирая и формируя свою позицию, свою точку зрения, «конструируя» свои знания.
Реализация стратегии активного обучения в образовательном процессе требует, на мой взгляд, от педагога создания определенных условий, предоставляющих разнообразные возможности для организации учебного процесса. К таким педагогическим условиям можно отнести:
Психологическую атмосферу, созданную в аудитории;
Нормы совместной работы, выработанные педагогом совместно с учащимися;
Тип коммуникации, реализуемый в образовательном процессе;
Расположение мебели, оборудование учебной аудитории,
Различные материалы, которые педагог и учащиеся могут использовать в своей деятельности на занятии.
В заключение можно сказать о преимуществах и недостатках групповой и индивидуальной работы
Групповая работа
Индивидуальная работа

ПРЕИМУЩЕСТВА

общий результат взаимная помощь разнообразные перспективы в постановке вопросов темп: отдельные ученики подтягиваются возможность сравнения собственных оценок хорошо для перепроверки, прослушивания, переспрашивания
свободная организация работы индивидуальный темп учебы нет потери времени на дискуссии возможность гибкого движения лучше запоминаются понятия, факты

НЕДОСТАТКИ

тяжело договориться, планировать возможность отвлечения, запаздывания с выполнением задания отдельные учащиеся перегружены бесконечная дискуссия, уход от темы
опасность растрачивать себя по пустякам завышенные требования много индивидуального контроля можно легко зайти в тупик тяжело перепроверить знания, нет обмена мнениями об изученном и прочитанном материале





Связь формы расположения мебели и используемой формы обучения:
При подготовке к встрече с вами, дорогие коллеги, мы столкнулись с проблемой, которую поднимают учителя-практики. В настоящее время в учебных заведениях доминирует традиционная форма расположения мебели в кабинете: несколько рядов поставленных друг за другом парт, перед которыми находятся стол педагога и доска для записей. Эта форма очень удобна для господствующих сейчас методов обучения, но мы остановимся более подробно на ее ограничениях.
Прежде всего, в силу физиологических особенностей, внимание педагога обращено в основном на середину аудитории, а первые и последние парты чаще всего выпадают из его поля зрения.
Такая расстановка мебели очень хорошо способствует организации процесса «списывания» на контрольных и самостоятельных работах, разговорам «по душам» между учащимися. Столы и парты ограничивают активность учащихся, прежде всего двигательную, создают ощущение границ, барьеров.
Сейчас предлагается полностью отказаться от этой формы, но считают, что педагог должен использовать различные варианты расположения мебели.
Никто не настаивает на том, что все учебные аудитории обязательно должны быть оснащены самой современной техникой или иметь неограниченные ресурсы учебных материалов. Это пространство могут конструировать как педагоги, так и учащиеся из различных средств, которые обеспечивают образовательную деятельность, или являются ее результатами (плакаты с программой по предмету; листы с результатами групповой работы или «мозгового штурма»; учебные материалы, сделанные руками педагога; различные вещи, предметы, открытки, изготовленные самими учащимися). Учащиеся, попадающие в аудиторию, в которой есть созданные ими на предыдущих занятиях материалы, как бы «окунаются» в это пространство, плавно, постепенно включаются в учебную деятельность.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своем выступлении я рассмотрела некоторые аспекты интерактивного обучения учащихся иностранному языку.
Обратим внимание на тот факт, что в целостном процессе обучения учителю необходимо применять сразу несколько технологий, обслуживающих различные его стороны. Но в реальной практике это положение не всегда реализуется. Дело в том, что зачастую учитель стремится, прежде всего, овладеть и применить в практике какую-либо одну технологию или отдельные внешне привлекательные её элементы. В этом случае нарушается принцип целостности: процесс обучения требует всестороннего его обеспечения различными технологиями, сами же технологии дают педагогический эффект только будучи целостными.
На основе анализа своей деятельности и ее результатов я пришла к заключению, что обучающий и познавательный характер моих уроков, индивидуализация и дифференциация обучения, продуктивная самостоятельная работа обеспечивают реализацию личностного творческого потенциала учащихся. Накопление ими индивидуального опыта освоения и использования иностранного языка, развитие устной и письменной речи, способствуют самоопределению и самореализации личности, снимают боязнь языка.
За время работы в школе я добилась положительных результатов в своей работе. Качественные показатели успеваемости моих учеников по всем видам речевой деятельности растут с каждым годом.У ребят сформировался устойчивый интерес к предмету, среди обучаемых наблюдается рост познавательной и коммуникативной культуры.

И в заключение - пожелание учителю: У детей есть право на учителя-профессионала, право на общение со счастливым человеком. А у учителя нет выбора – стань таким! Подводя итог, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что идея интерактивного обучения сравнительно не нова. Однако есть опасность утонуть в словах и иллюзиях, повторив путь многочисленных модных педагогических новаций, которые слегка «приукрасили», модернизировали традиционное обучение, а потом забылись, так ничего всерьез и не изменив. Пробуйте, дорогие коллеги, ведь успех – это залог положительного отношения к учебе, к труду, к себе, стимул к активной работе.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Зверев А. 10 и 90 - новая статистика интеллекта Знание - сила - 1997г.\ №4
Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем \\ хрестоматия по педагогической психологии сост. Красило А. И. и др. - 1995г.,
Бонуэл Ч. К., Сазерленд Т. Е. Непрерывность активного обучения: выбор методов деятельности для активизации учебной работы студентов в аудитории \\ 13 LINK http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php 14http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php15
Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обуч. - М., 1998
Коротаева Е. В. Хочу, могу, умею! Обучение, погружённое в общение - Мн., 1997
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Коростелев В.С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия. / Ред. Леонтьев А.А. М., 1991.
Мещерякова, Е. Летний лингвистический лагерь/Е. Мещерякова, Е. Исакович //Воспитательная работа в школе.-2005.-№ 2. - С. 27-33.
Бар Р., Таг Дж. От обучения к учению - новая парадигма высшего образования // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сб. статей-рефератов по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. - Мн., 2001. - С. 13-39.
Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - Минск, 1984г
Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения \\ Минск - 2003, стр. 13-14

15