Концепция воспитательной системы класса «Воспитание патриотизма на основе практико-деятельностного подхода в воспитании и обучении»


Концепция
воспитательной системы класса
«Воспитание патриотизма
на основе
практико-деятельностного подхода
в воспитании и обучении»
учителя начальных классов
МОБУ «Волховская средняя школа №6»
Фоминой Ольги Николаевны
Патриотизм – это когда вы считаете,
что эта страна лучше всех остальных оттого,
что вы здесь родились.Бернард Шоу
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что постоянно определяет его действия.
Именно в этот период происходит формирование личности ребёнка и очень важно, что бы это происходило на основе общечеловеческих ценностей, важнейшей из которых является любовь к родине, родному краю, родным и близким – что составляет основу патриотического воспитания.
А патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
На сегодняшний день данная тема очень актуальна.В условиях многонациональности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине.
Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение россиян контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями. Оно уже не приемлет прежних устоев и ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов. Объективные и субъективные процессы, происходящие в обществе, существенно обострили национальный вопрос. Как следствие, патриотизм порой перерождается в национализм, утрачивается истинное значение и понимание интернационализма. Усилился процесс снижения воспитательного воздействия российской культуры, искусства, образования - важных факторов формирования патриотизма. Среди молодого поколения более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания. И именно это поколение молодых людей на сегодняшний день в своём большинстве являются родителями наших младших школьников. Важнейший вопрос, который стоит в настоящее время перед школой – это возрождение духовных традиции России, воспитание в сознании ребёнка понятий: Родина, Отечество, Родной край, Гражданин, Патриот, Ветеран войны, труда, Герой.
На основе этого я определила главную цель развития воспитательной системы своего класса – создать условия для воспитания истинной любви к Родине, своему краю, родным и близким, на основе практико-деятельностного подхода в воспитании и обучении.
В определении своей цели я исхожу из того, что патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Теоретической основой моей педагогической концепции является теория патриотического воспитания, развитая в трудах великих педагогов Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского.
Я.А. Каменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребёнка оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия».
Особое значение в исследовании вопроса патриотического воспитания школьника имеют работы В.А. Сухомлинского, который считал, что «школа должна воспитывать у подрастающего поколения стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности».
Сухомлинский подчёркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества как патриотической деятельности, причём сама деятельность детей представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина».
В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание школьников. Школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.
Актуальность этой проблемы в современных условиях подчёркнута в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г.» и в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации
В Концепции воспитании школьника Ленинградской области в разделе цели, задачи воспитания сказано: «Главный результат воспитания в ОУ Ленинградской области – гражданственность и патриотизм молодых людей…», так как патриотическое воспитание – залог стабильного развития страны в будущем.
Я считаю, что реализация цели моей педагогической концепции возможна при решении следующих задач.1. Формировать у детей системы знаний о своей Родине.2. Воспитывать у младших школьников интерес к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость на события общественной жизни.3. Включать детей в практическую деятельность по применению полученных знаний.
Решая задачи патриотического воспитания, я учитываю следующие принципы:- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);- непрерывность и преемственность педагогического процесса;- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;-деятельностный подход;- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Формирование у детей системы знаний о своей Родине может быть представлено следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).
Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, воспитание толерантности. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.Решение данных задач является не поэтапным последовательным процессом, а взаимосвязанным, комплексным, а степень реализации их зависит от возраста учащихся.
Первого сентября каждый первоклассник нашей школы по традиции приходит в школьный музей 29 ГВИАП. Так перед ним открываются героические страницы своего народа. Проведение музейных уроков также становится традиционным, тематика их разнообразна: «Письмо из тыла», «Герои и подвиги», «С чем в бой ходили, и что на себе носили», «Ради жизни на земле». В музее мои дети прикасаются к миру истории, видят и работают с подлинными документами, встречаются с ветеранами войны и труда, учатся уважительно относиться к представителям старшего поколения. Кроме того это помогает им стать сопричастными и к истории своей школы, увидев на стендах зала истории школы своих родителей, учителей школьниками. Важным положительным моментом считаю свой рассказ о работе в школьном музее командиром Штаба «Поиск».
Такие моменты для первоклассника очень важные, так как в школе ребёнок учится жить в социуме, то есть уважать и развивать традиции семьи, школы, страны; делать добрые дела окружающим. Этому мы учимся на классных часах, беседах, встречах, экскурсиях, праздниках.
Гражданско-патриотическое воспитание продолжаю на классных часах «Мое родовое древо». Дети вместе с родителями исследуют свои родовые корни и составляют свою семейную родословную. Так начинается погружение в удивительный мир истории на примере своей семьи. Походами и экскурсиями по родному краю раздвигаем рамки своей Родины: семья, школа, город, район, область, регион, страна.
География наших путешествий достаточна обширная.
Город Волхов Волховский район С-Петербург и др. города РФ
Музей Истории
г. Волхова Новая Ладога Музей Истории и краеведения Экскурсия в «Зоологический» музей
Автобусная экскурсия «Улицы моего города» Старая Ладога - посещение выставки «Купеческий быт» Экскурсия на крейсер «Аврора»
Экскурсии к памятникам Великой Отечественной войны города Старая Ладога - экскурсия по крепости. Экскурсия в музей «Истории и этнографии народов мира»
КИЦ им. А. С. Пушкина Походы на Двугорье и Валимский ручей Экскурсия в Эрмитаж «Герои Отечественной войны 1812 года»
Экскурсия в Эрмитаж «Древняя Греция. Древний Рим. Египет»
Экскурсия в Русский музей «Искусство 19 века»
Экскурсия в Музей воды
Спектакли в театре «На Неве», ТЮЗ
Осуществление патриотического воспитания я основываю и на совокупности принципов и закономерностей УМК «Планета Знаний». Изучая раздел «История России», я имею возможность показать на примерах великих людей: полководцев, композиторов, художников, поэтов и простого народа истинную любовь и духовную преданность Отечеству. В соответствии с возрастными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, в потребности ребёнка в новых сенсорных впечатлениях, их воспроизведении, сохранении я в системе провожу работу по изучению родного края, истории, традиций, достопримечательностей. Дети проявляют любознательность, эмоционально-выразительную активность, впечатлительность, яркую эмоциональную память, доверчивость.
Но чтобы воспитать у детей уважение и интерес к прошлому своей страны, гордость за свой народ и главное, мало знать, видеть, необходимо, чтобы это выражалось не просто в словах, а в поступках и делах.
Учащиеся моего класса принимают участие работе школьного музея: в конкурсе «Письмо солдату», в конкурсе рисунков «Чтобы не было войны», в Параде войск, посвященному Дню защитника Отечества.
Традиционно возлагаем цветы к памятнику, проводим уборку территории памятника Плеханово два раза в год, после чего проводим мини-митинги.
Активная гражданская позиция формируется у школьников любого возраста через ученическое самоуправление и участие в общественной деятельности.
В начальной школе мы только постигаем основы своего я, которые раскрываются для самого ребёнка и для меня через активные формы воспитания: игру, экскурсии, походы, трудовую деятельность, дежурство по классу и т.д. В результате вместе делаем открытия, что Даниил – хорошо рисует, у Влада – способности к технике, Таня лучше всех умеет вышивать, а Катя – читать стихи, Максим умеет организовать спортивные игры, Юля - сочиняет стихи.
В классе проводится регулярная диагностика педагога-психолога «Солнце, тучка, дождик», «Краски», «Остров невезения», «Школа будущего», «Изучение преобладающих мотивов получения образования у учащихся», «Социометрия», «Круги на воде». «Уровень воспитанности учащихся» позволяет вовремя выявить проблемы и профессионально их решить. Кроме того, это позволяет мне как классному руководителю помочь в выборе учеником поручения, задания.
Самоуправление в классе я осуществляю через работу актива класса (сменного состава), созданного с учётом интереса и желания учащихся, деятельности совета дела для подготовки и проведения классных и общешкольных мероприятий, индивидуальных и групповых поручений учащимся.
Через ученическое самоуправление ученик учится быть лидером, видеть перспективу своего собственного дела, уметь отвечать за свои поступки, сохраняя при этом нравственные позиции. Оно позволяет решить многие проблемы: взаимоотношения со сверстниками, родителями, учителями; развивать культуру общения, формировать ценностные ориентиры в коммуникативной сфере. С первого класса я приучаю детей к самообслуживанию через организацию дежурства в классе, столовой, на этаже. Для соблюдения дисциплины и порядка за каждым учащимся закрепляется постоянное место. Дежурные обслуживают определенные столы, распределяют между собой обязанности, следят за соблюдением санитарно-гигиенических требований. Поддерживаем порядок и воздушно-температурный режим кабинета, ухаживаем за комнатными растениями, регулярно проводим генеральную уборку класса. Стараемся по возможности многие проблемы (ремонт учебников, наглядных пособий, мебели) решать самостоятельно, проявляя инициативу, находчивость, а порой и изобретательность. Большую помощь оказывают родители: папы чинят и ремонтируют вместе с сыновьями, мамы моют, шьют, готовят вместе с дочками.
Большое внимание я уделяю участию моих учеников во всех трудовых делах школы: в трудовых десантах по уборке пришкольной территории «Родному городу - чистое лицо», посадка деревьев – «Школьная аллея», сбор и заготовка семян для озеленения школьного двора – «Клумба, цвети!», уборка территории памятника, генеральная уборка класса.
Какое бы мероприятие не проводилось со школьниками, очень важен эмоциональный настрой, чувственная сторона события. Кроме того, педагогу всегда необходимо помнить, что каждый ребёнок индивидуален, и задача учителя раскрыть способности и создать условия для их развития.
В этом огромную помощь оказывают различные сценические мероприятия. Сцена – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребёнка под впечатлением сценических образов, активизирует поток мысли, который побуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления и деятельности.
Сцена помогает нам выразить свою благодарность ветеранам войны и труда через участие в концертах, пережить самим какие-то события истории через исторические сцены, мини-спектакли, такие как «Война и дети», испытать чувство товарищеского плеча и особой ответственности в строю перед ветеранами войны в ежегодном «Параде войск».
В решении задач по воспитанию и обучению я нахожу огромную помощи и поддержку со стороны родителей. Родители являются инициаторами, организаторами различных форм работы с детьми, хорошими помощниками в хозяйственных и оформительских делах. Интересующие вопросы мы определяем через анкеты 1 раз в полугодие, на их основе составляем и корректируем план воспитательной работы класса.
Целенаправленная работа в воспитании гражданина – патриота даёт свои результаты.
Мои учащиеся:
-полностью могут обслуживать себя в условиях школьного быта,
-ответственные - они чувствуют себя хозяевами своего классного кабинета: следят за чистотой и порядком в кабинете и в школе,
-талантливые, практически все занимаются в учреждениях дополнительного образования,
-спортивные,
-трудолюбивые,
-активные.
/диаграмки/
Считаю, что моя целенаправленная воспитательная деятельность должна стать гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития моих учеников, потому что она направлена на формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации, тоесть формирование качеств гражданина своего государства, что является главной целью патриотического воспитания.
В начальной школе я только закладываю основы, важно, что моя деятельность по патриотическому воспитанию не является эпизодической, мы – часть большого школьного коллектива, который развивается по программе «Школа центр – гражданско - патриотического воспитания».