Применение возможностей интернета (компьютерных технологий) на уроках английского языка для повышения мотивации к изучению английского языка. (из опыта работы)

Применение возможностей интернета (компьютерных технологий) на уроках английского языка для повышения мотивации к изучению английского языка. (из опыта работы)
Нечаева Надежда Юрьевна, учитель английского языка
Фрагмент статьи

Маленькие дети обычно хотят знать обо всем, потому что это - естественный шаг в их развитии, в их осознании мира. Почему ветер дует? Почему солнце светит? Почему снег идет? Почему они должны съесть овсянку? Почему разве они не могут не лечь спать поздно? Таким образом, мы взрослые изучили простое правило: любой вопрос задают, чтобы ответить. Подростки часто акцентируют: почему именно? Да, они хотят знать точную причину почему они должны сделать это или это. Следующее вопросы я получала неоднократно от своих учеников. Почему мы должны изучить английский язык? Почему именно мы должны знать все формы (модели) (условные предложения, множественные числа, герундии, неправильные глаголы, темы обсуждения )? Почему именно мы должны использовать компьютер на уроке английского языка ? Да ведь точно, должны ли они изучить английский язык если они знают наверняка, на 200%, что хотят стать учеными, врачами, не специалистами-переводчиками? В зависимости от обстоятельств, я привела бы различные причины для изучения этого предмета. Самый простой ответ, конечно, то , что это - часть учебного плана, и обязательный выпускной экзамен(с 2020 года). Большинство сегодняшних учащихся использует Интернет и различные социальные медиа для коммуникации. Преподавая им, как использовать возможности интернет для изучения английского языка, мы можем постепенно показывать ,что такое использование действительно расширяет горизонты, и дарит больше возможностей для нахождения любой информация, для коммуникации, для вакансий и будущих исследований.

В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента.
Ведь как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. 
B своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, я могу использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка. Так как использование новых информационных технологий позволяет разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Также несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучении на методы поисковой творческой деятельности учителя и учащихся.
Использование ИКТ в педагогической деятельности дает возможность учителю:
излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников;
привлекать пассивных слушателей;
делать занятия более наглядными;
обеспечивать моментальную обратную связь;
экономить время для речевой практики;
организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом;
упростить контролирование учебной деятельности учеников;
объективно оценивать действия учащихся;
обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе;
А учащимся задания с использованием ИКТ помогают:
развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты;
снимать такой отрицательный психологический фактор, как "ответобоязнь";
осваивать навыки работы с большими массивами информации, поиска информации и её грамотного использования;
самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал;
приобрести навыки работы с компьютером;
Нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это одно из эффективных средств против однообразия.
Ученики, которые систематически работают с компьютерными программами, занимаются проектной деятельностью, повышают свое качество знаний
Если использовать информационные ресурсы сети Интернет, то можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроках английского языка:
а) формировать умения и навыки чтения, применяя материалы сети разной степени сложности;
б) совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;
в) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся, материалов сети;
г) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности;
д) пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного английского языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;
е) знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
ж) формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и актуальных проблем, интересующих всех и каждого.

Эффективность использования ИКТ:
Общекультурное развитие учащихся
Совершенствование языкового уровня
Индивидуализация обучения (дифференцированные задания)
Повышение мотивации в изучении иностранного языка
Экономия расходования материалов учителем (нет необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы)
Эстетичность презентации учебных материалов
Совершенствование процесса проверки работ учащихся
Информационные технологии позволяют коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
Компьютер и интернет могут быть эффективно использован при обучении разным видам деятельности: аудированию, чтению, грамматике, устной речи и письму.
Для обучения чтению чтению с помощью Интернет может быть весьма разнообразным из-за наличия в нём множества текстов разных жанров. Прежде всего, использование он-лайн версий зарубежных газет. Неоспоримое достоинство версий газет, представленных на сайтах Интернет, в сравнении с их печатными аналогами - это их актуальность. Естественно, и для учащихся чтение и обсуждение последних мировых новостей интереснее и полезнее, чем работа со старыми печатными версиями изданий. Можно предложить учащимся выбрать из любой англоязычной газеты три заголовка, которые привлекут их внимание, переписать их в форме трёх грамматически полных предложений, предположить содержание статьи до её прочтения, а затем прочитать и сравнить результат - это позволяет развивать аналитические навыки школьников, особенно важные при чтении текстов с высокой информативной и лексической нагрузкой, развивать языковую догадку, темп чтения и т.п. На подобных уроках всегда получается органично сочетать работу над навыками чтения и устной речи, поскольку обсуждение предполагает и монолог, и диалог, особенно когда речь идёт о текущих событиях в мире. Не менее полезно бывает взглянуть на одно и то же событие с разных точек зрения: например, то, как английские, американские и российские газеты освещают его или какие новости разные газеты выбирают для своих первых полос. Это отличная возможность поговорить о различии культур, менталитетов разных народов и о том, что их объединяет. Для данной работы можно использовать следующие сайты: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Обучение устной речи является неотъемлемой частью работы с Интернет. Главное - поощрять использование английского, а не родного языка. Глобальная сеть может предложить массу тем для обсуждения с красочным и постоянно изменяющимся иллюстративным материалом, то есть от самого учителя, целей и задач урока будет зависеть выбор темы для каждого нового занятия. С использованием сети Интернет можно организовать работу по любой теме, например - "Искусство". Учащиеся выбирают интересный им вид искусства, находят и изучают сайт, посвященный ему. Конечно, никакая электронная версия картины не сравнится с оригиналом, но зато в Интернете порой можно найти целые картинные галереи всемирно известных мастеров. Можно предложить учащимся описать наиболее понравившуюся картину, объяснить, какие эмоции и почему она вызывает, что они узнали о жизни и творчестве художника с помощью сети Интернет, электронных энциклопедий, задать вопросы другим учащимся. На заключительном уроке ученики защищают творческую работу, посвящённую скульптору или художнику, который наиболее их заинтересовал. Работа может быть представлена в любом интересном учащимся виде.
Обучение письму выглядит не менее органичным элементом работы с Интернет, прежде всего из-за возможностей работы с электронной почтой. Все виды текстов, писем, открыток, документов, обучение которым тоже является частью обязательной программы, в частности, и подготовки к ЕГЭ, можно не просто тренировать в классе, но и отправить домашние работы на электронный адрес учителя, что приблизит учебную ситуацию к реальной жизненной.
Обучение аудированию. Использование сети Интернет дает возможность в прямом эфире прослушать или увидеть интервью на английском языке с известным человеком. Сложность предлагаемых материалов должна подбираться с учетом возможностей группы, требований программы и необходимого уровня подготовки к ЕГЭ.
Так же информационно-коммуникационные технологии мною применяются для работы над различными проектами и во внеклассной работе.
При изучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, имеет возможность разгадывать кроссворды, чайнворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения.
Наиболее эффективными формами работы с ИКТ для меня является презентации в Power Point. Презентации удобны и для учителя и для учеников. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого  материала. Презентации, подготовленные к уроку, емкие по содержанию, яркие, запоминающиеся. В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные грамматические явления, схемы, рисунки,  анимации.
Так же особую роль занимает работа с программой Publisher. На уроке совместно с учащимися создаются
рекламные проспекты,
изучение страноведческого материала
создание буклетов о родном городе
Электронный словарь соединяет в себе функции поиска интересующей информации, демонстрации языковых закономерностей и дает возможность освоить учебный материал с помощью специальной системы упражнений.
Все современные электронные словари используют звуковые средства мультимедийных персональных компьютеров для воспроизведения произношения.
Чаще всего используются следующие словари:
Словарь Мюллера, Abbyy Lingvo и словарь неологизмов английского языка

При подготовке к ГИА и ЕГЭ мной примененяется On-line тесты
Грамматические справочники
Уроки онлайн
Дистанционное обучение
Демонстрационные варианты ГИА и ЕГЭ


Использую средства ИКТ во внеурочной деятельности. Одной из форм творческой работы школьников во внеурочное время является подготовка тематических докладов, рефератов, кроссвордов, ребусов, устных журналов, презентаций, а так же участие детей в различных сетевых конкурсах.


Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить».
Эта пословица приходит на ум, когда мы видим насколько разным может быть отношение учащихся к иностранным языкам. Для одного ученика, процесс изучения языка является важным, многозначительным, он мотивирован к изучению языка (хотя мотивы могут быть разными: самоактулизация, мотивация высоких достижений, ориентация на цель, уход от неудач и поражений); для другого учащегося, язык  это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и откровенно говоря часто намерен обвинить школьника в неверном поведении или неспособности изучать иностранные языки. Но данная ситуация может быть воспринята абсолютно по  другому учителем, который мыслит критически: для него  это знак для решения вопроса «Являются ли методы и подходы учителя эффективными и действенными, а так же соответствующими нуждам учащимся?». Само собой разумеющимся является факт, что способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя.
Учебники М.З. Биболетовой “Enjoy English”, как и многие другие современные учебники, направлены на развитие основных компетенций учащихся, в том числе и коммуникативной. И как показал наш проект, компьютерные технологии прекрасно вплетаются в методическую структуру учебника. При этом эффективность уроков возрастает за счет использования различных видов заданий (дебаты, обсуждения, ролевые игры), компактного сочетания всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо), актуальной информации содержания материалов, ориентации обучения на ученика. Ведь при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса.