Разработка урока по русскому языку Тема: Имена числительные простые, сложные, составныев рамках системно-деятельностного подхода


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11
Разработка урока по русскому языку
Тема: "Имена числительные простые, сложные, составные"
(6 класс)
УМК “ Русский язык” 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Д.Шмелёва.
Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.
Тип урока: открытие нового знания
Метод обучения: исследовательский
Учитель: З.В.Виноградова
высш. категория
2015 - 2016
учебный год
Тема урока «Имена числительные простые, сложные, составные»
Предмет: русский язык
УМК: “ Русский язык” 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Д.Шмелёва.
Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
Обучающая цель:
- сформировать умения различать простые, сложные и составные числительные;
- закрепить умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное;
- расширить лексический запас учащихся;
- отрабатывать орфографические навыки.
Развивающая цель:
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
Воспитывающая цель:
- вызвать интерес к урокам русского языка, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные: уметь передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаивать свою точку зрения, подтверждать аргументы фактами.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
(К – коммуникативные,Р – регулятивные,
Л – личностные,
П – познавательные)
1)Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: Организовать направленное внимание на начало урока. Мотивирование к учебной деятельности, настрой на урок)1.Учитель: Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас открытый урок, поэтому к нам пожаловали гости - симпатичные и добрые. Они на нашем уроке могут немного отдохнуть от повседневных проблем, а нам предстоит потрудиться. Скажите себе: «Я буду успешным! У меня все получится! Я буду думать! Я буду стараться! Я буду доброжелательным!»
Девиз урока:
«Скажи мне - и я забуду,
покажи мне - и я запомню,
вовлеки меня - и я научусь»
Подготовка к уроку.
Подготовка к работе в парах. К – целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
Л – мотивировать свою деятельность, настраиваться на работу.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Проверка усвоения материала прошлого урока
- Давайте вспомним о какой части речи шла речь на предыдущем уроке?

Задание: « Убери « лишнее».
Найди среди предложенных слов имена числительные. Докажи.
Тройка, тринадцать, троится, трехэтажный, три, третий, тройной, тридцать, тройняшки, втрое.
Отвечают на вопрос.
Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы: сколько? и какой? Имена числительные могут быть любыми членами предложения
Работа индивидуальная (пишут в тетрадях, итоги работы – на доску). Взаимопроверка вслух.
Тринадцать (число, сколько)
Три ( число, сколько)
Третий ( порядок при счете)
Тридцать (число, сколько)
К – выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений
П – выполнение логической операции
Р - выявление причин затруднения, определение границ знания и незнания.
3.Выявление места и причины затруднения. (Создание проблемной ситуации)
Цель этапа: формулирование темы, определение цели деятельности на уроке, обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.
1. Распределительный диктант
1) На карточках записаны имена числительные:
Два; пятьдесят; пятый; тридцать три; третий; шесть; одиннадцать; восемьсот; одиннадцатый; сто семьдесят два; пятисот тысячный.- Разделите эти числительные на 2 группы. По какому признаку вы разделите эти числительные?
Отложите в сторону порядковые числительные, поработаем только с количественными.
2)Разделите эти числительные на 3 группы.
(По какому признаку вы разделите эти числительные?)
Проверка учащихся, выявление тех, кто смог разделить: выслушивание ответов)-Смогли ли вы распределить эти числительные?
-Достаточно ли у вас знаний о числительных, чтобы разделить их на три группы?
Давайте посмотрим, из какого кол-ва слов состоят наши числительные.( на доске нарисовать схемы: одна основа, две и более)
Чтобы легче было распределить числительные, предложить выделить в каждом слове корень.
Посмотрите из каких морфем состоят числ-ые?
Предположите, как могут называться числительные с одним , двумя и несколькими корнями?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
2. Давайте вместе сформулируем тему урока и поставим цели?
3.Давайте попробуем дать определение новым разрядам числительных по составу:
Проговаривание в устной речи
5. Реализация построенного проекта.
Работа с теоретическим материалом учебника. (Проверим, правильно ли мы дали определение новым разрядам числительных)
Где мы можем, узнать правильно ли мы сформулировали определения?
Стр. 170, параграф 3
Работа с рубрикой «Возьмите на заметку…».
Послушайте сообщение товарища и ответьте на вопрос:
В современном русском языке эти числительные считаются простыми или составными? Опираясь на эти сведения, объясните, почему в слове одиннадцать пишется две Н?
На какие еще сведения из теоретического материала учебника мы должны обратить внимание?
Обратим внимание на правописание слов, с которыми мы будем работать дальше. Слова для словаря фиксируются на доске.
Какие числительные нужно занести в словарь?
Физкультминутка.
- Я называю несколько числительных. Если вы слышите количественные – хлопаете в ладоши, если порядковые - молчите.
25, четвёртое, 7, восьмое, 60, 345, две тысячи восьмой, 564, девяносто третья. Работают в парах с последующей взаимопроверкой. Делят по группам: в 1-ю группу войдут количественные числительные, во 2-ую порядковые.
На количественные и порядковые.
Колич-ые: Два; пятьдесят; тридцать три; шесть; одиннадцать; весемьсот; сто семьдесят два;
Поряд-ые: пятый; третий; одиннадцатый; пятисот тысячный.
Проблема: недостаточно знаний о видах числительных, затруднения при делении на 3 группы: ( Деление по группам: в 1-ю группу войдут числительные, которые состоят из одного корня, во 2-ю – те, которые состоят из двух и более корней, а в 3-ю – те, которые состоят из двух и более слов)Простые: Два; шесть; одиннадцать;
Сложные: пятьдесят;; восемьсот;
Составные: тридцать три; сто семьдесят два;
Два-, Пятьдесят- одно слово
Тридцать три -из 2 слов
Сто семьдесят два –из 3 слов
Учащиеся выделяют корни, проговаривая их вслух.
Два-корень два;
Пятьдесят- корень-пять и десятУчащиеся высказывают свои предположения по проблемному вопросу: простые, сложные и составные числительные.
Тема: простые, сложные и составные числительные.
Цель:
-узнать какие есть числительные по составу
-научиться их различать.
Учащиеся заполняют эталон
Простые числительные - это числительные, состоящие….(из одного корня).Например:
Сложные числительные - это числительные, состоящие….(из двух или несколько корней ). Например:
Составные числительные - это числительные, состоящие….(из нескольких слов). Например:
Работают с теоретическими сведениями учебника в парах.
Сообщение учащегося:
Числительные от одиннадцати до девятнадцати, а также некоторые другие, раньше представлялись сочетаниями отдельных слов.  Современные числительные 11, 12 произошли из названий единиц ( один, два, три), предлога НА и числительного ДЕСЯТЬ. Они читались так ОДИН НА ДЕСЯТЬ Постепенно составные элементы этих числительных сблизились, вторая часть потеряла признаки старой формы и превратилась в ДЦАТЬ. Слово стало единым целым. Этим и объясняется соседство двух букв Н: одна - конечный согласный основы числительного ОДИН, вторая - первая буква предлога НА. Поэтому сейчас простые числительные одиннадцать , двенадцать, тринадцать состоят из корня и суффиксов -НАДЦАТЬ,-ДЦАТЬ на которые необходимо обращать особое внимание при выделении морфем и не путать их с корнем слова.
Отвечают на вопросы.
ОдиННадцать-корень один-суффикс надцать, поэтому в слове 11пишется НН.
В сочетания слов, называемые составными числительными , могут входить и имена существительные ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД, ЦЕЛАЯ, ДЕСЯТАЯ и тому подобные.
П - поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.
К – взаимодействие в группе, представление результатов деятельности в паре, целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения.
Р – удерживать цель деятельности до получения результата.
П - работа с информацией; самостоятельное добывание знаний.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.
Распределительный диктант. Распределите числительные по группам: простые, сложные и составные. Работа с Упр.19, стр.171 Работают по цепочке(проговаривают вслух) Записывают числительные, выделяют корень, называют разряд.
Числительное одиннадцать- простое, потому что корень ОДИН и суффикс НАДЦАТЬ
П - анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование .
К - выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.
Л - оценивание усвоенного содержания
Р - контроль, коррекция, оценка
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Заполните таблицу, распределяя числительные по группах.
Простые Сложные Составные
3 2 3
Шесть; пятьсот; одна тысяча семьсот семьдесят два;
двадцать; шестьдесят, одиннадцать; восемьсот пятнадцать; восемь миллионов.
Работают самостоятельно. Делят по группам предложенные числительные. Проверяют по эталону.
Простые Сложные Составные
Шесть
двадцать
одиННадцатьшестьдесят, пятьсот,
тысяча семьсот семьдесят два; восемьсот пятнадцать;
восемь миЛЛионов.
Познавательные УД:
Выполнение задания.
Индивидуальная работа.
Развитие коммуникативных УД, обеспечивающих возможность сотрудничества.
Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока
Личностные:
1.Успешно выполненные задания.
2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Работа в группе. Стр 170 Упр.17
- Задание, связанное с литературой. В названии литературных произведений присутствуют числительные, попробуйте распределить их по колонкам, с которыми работали в течение урока.
Работают в группах. Делят по группам предложенные числительные.
На листе А 4 вывешиваются работы группы. «Белоснежка и семь гномов», «Вокруг света за восемьдесят дней», «451 градус по Фаренгейту», «Три сестры», «Один день из жизни Ивана Денисовича", «Два капитана», «Тринадцатый подвиг Геракла», «Двенадцатая ночь», «Сорок первый», «Двадцать тысяч лье под водой», «Семнадцать мгновений весны», «Тридцать восемь попугаев» 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Исследование какой темы вели на уроке?
-Какую цель мы ставили на уроке перед собой? Достигли?
-Что научились делать?
-Над чем еще предстоит работать?
Или
1)Работа с схемой.
Ребята, посмотрите ,пожалуйста, а на какой ступеньке находитесь вы в конце урока, а может вы прошли все ступени и добрались до самого верха
Прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма;
Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);
Я не знал….
Теперь я знаю…
2. Оценки
- Оцените свою работу на уроке. Работу пары. П - рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Л - самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
К - выражение своих мыслей
Домашнее задание: Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания
Упр. 23.Проектное задание на оценку Отлично
Упр. 21 На оценку Хорошо.