Статья на тему Игровые технологии как средство повышения мотивации учащихся на уроках английского языка в соответствии с ФГОС


Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Курский институт развития образования»
ОГБОУ ДПО КИРО
Кафедра социально-гуманитарного образования
Хандоцкая Рамиля АлиевнаМБОУ «СОШ№50» г.Курска
38-34-14
E-Mail: kursk50@yandex.ruИгровые технологии как средство повышения мотивации учащихся на уроках английского языка в соответствии с ФГОС
Аннотация. В статье рассматривается процесс повышения мотивации учащихся с помощью обучающих игр как одной из технологии обучения.
Ключевые слова: игровые технологии, мотивация, познавательная активность.
R.Handotskaya«Secondary comprehensive school №50 of Kursk»
Kursk, Russia
Entertainment technologies as the means of students' motivation raise in
ESL classroom in accordance with Federal State Educational Standard
Abstarct. The article considers the process of raising the pupils’ motivation by using educational games as a learning technology
Key words: gaming technologies, motivation, cognitive activity.
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание патриотичного, духовно-нравственного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
В соответствии с требованиями ФГОС, на основе Закона РФ «Об образовании» перед собой ставлю задачу - помочь ученикам стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.
Актуальность: на сегодняшний день английский язык является международным языком, он самый распространенный и востребованный язык в мире. Именно поэтому неоспоримым фактом является необходимость изучения английского языка в школах с раннего школьного возраста, так как расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык востребованным, средством общения, понимания и взаимодействия людей, приобщения к иной национальной культуре и пр. Тем не менее, не всегда представляется возможным реализовать все требования, в связи с недостаточной мотивацией учащихся. Отсюда возникает вопрос: какие методы, средства помогают наиболее эффективно построить образовательный процесс, который позволит создать условия для развития активной познавательной позиции учащегося.
Исходя из этого можно поставить следующую цель: развитие активной позиции учащегося, творческого и критического мышления, интеллектуальных способностей, информационно – коммуникативной компетентности, повышение мотивации при изучении английского языка.
Исходя из этой цели, задачи, которые я перед собой ставлю:
•создание творческой атмосферы;
•развитие познавательной активности на уроках иностранного языка;
•формирование умения ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, контролировать результат, оценивать свою учебную деятельность.
Данная тема для меня очень интересна и актуальна, так как зачастую некоторые учащиеся классов, в которых я преподаю, имеют невысокую познавательную активность, вследствие чего и потребность в изучении английского языка проявлялась слабо. Результатом поиска среди разнообразных методов и форм работы для повышения мотивации и познавательной активности на уроках английского языка стало использование игровых технологий.
Применение игровых технологий на уроках английского языка преследует комплексную реализации познавательной, практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей, является средством самореализации и самоопределения учащихся. Работа с применением игровых технологий осуществляется с учетом принципа дифференциации и интеграции обучения языку разным видам речевой деятельности и разным аспектам языка [2, c.19].
В кратком психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Я.Ярошевского понятие «игра» обозначено следующим образом: «Игра – основная деятельность ребёнка. Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» [1, c. 120].
Многие психологи и педагоги, такие как Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин и другие выясняли её социальное значение, внутреннюю структуру, важность для развития ребёнка. А. С. Макаренко в своей работе «О воспитании в семье» писал: «…каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе и в жизни, когда вырастет… В хорошей игре есть рабочее усилие и усилие мысли».
Игра – многогранное понятие. Она означает отдых, развлечение, соревнование, упражнения, тренинг, в которых дети познают мир, таким образом, игра выступает активным средством воспитания и самовоспитания, методом познания и общения ребенка. Однако в отличие от обычной игры, педагогические игры обладают существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью [2, c.221].
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.
На своих уроках я стремлюсь создать такие условия, чтобы общение на иностранном языке стало необходимым, не для получения оценки, а просто потому, что для самого учащегося языковая коммуникация стала потребностью. Например, в 3 классе, во время изучения темы «Продукты питания», школьники обыгрывают ситуацию приобретения продуктов в магазине, чаепития с друзьями, пикник с родственниками. В этих ситуациях они сами являются гостями, хозяевами, продавцами в продуктовых магазинах.
Для отработки лексики, грамматики использую разного вида карточки, картинки, а также интерактивную доску. Например, располагаю слова в правом столбце, а транскрипцию в левом. Слова располагаются хаотично. Задача детей соединить слова и их транскрипцию.
Я использую разнообразные формы игр (лексические, грамматические, ролевые): это и приспособленные к учебным задачам настольные игры, такие как лото или домино, и шарады, загадки и конкурсы; это сюжетно-ролевые игры, когда ученик воображает себя водителем автобуса или пассажиром, гидом или туристом, родителем или ребенком, и мы присутствуем при импровизированном спектакле; это игра по заранее установленным правилам (прятки, фанты и т.д.), где между играющими происходит в том или ином виде соревнование; электронные образовательные ресурсы.
На уроках применяю динамические физкультминутки на английском языке – это одна из форм игры. Через выполнение ритмичных упражнений в сочетании с речевой деятельностью стимулирую интерес к учению, способствую значительному увеличению словарного запаса, развиваю память, внимание, творческие способности, помогаю реализовать двигательную активность, что благоприятно сказывается на настроении детей и их эмоциональном состоянии.
В связи с тем, что в нашей школе оборудовали лингафонный кабинет, появилась возможность придумать и разработать игры с использованием новейших технологий – то есть наушников и ноутбуков под каждого ученика.
Вот примеры некоторых игр, проводимых мною на уроках английского языка как в лингафонном кабинете, так вне его.
Игра «Дизайн моей квартиры». Освоив лексику по теме «Квартира» и структуру there is/there are ученики составляют дома рассказы об одной из комнат своей квартиры, также они приносят на урок макеты комнат из картона. На уроке я прошу детей, сидящих за ноутбуками с нечетными числами, прочитать свои рассказы. В это время ученики, которые слушают, моделируют пространство описываемой комнаты на партах на своих ноутбуках, используя картонную мебель говорящего. Если ребенок не понял, он может задать вопросы. Затем тот, кто рассказывал, проверяет правильность расставленной мебели и предметов.
Игра «Переводчики». В конце каждой темы, изучив и запомнив лексические единицы, я провожу игру «Переводчики». Делю весь класс на две команды, от каждой команды вызываю по 1 человеку к доске, которая также разделена на два сектора. Называю каждой команде слова по-русски, они записывают их по-английски. Не сделав ошибок, участник получает 2 балла в команду. Побеждает та команда, которая наберет больше баллов.
Игра «Крокодил». Вызываю одного ученика и тихо говорю ему слово. Он должен показать это слово другим учащимся мимикой или жестами, не называя его. Тот из класса, кто сможет первым угадать – идёт следующим.
«Лото». Когда я прохожу цифры до 100, то играю с учениками в лото. Заранее делаю карточки с цифрами, складываю их в шляпу. Учащиеся рисуют таблицу из 9 клеточек и заполняют ее любыми цифрами. Я вытягиваю по одной цифре, называю ее по-английски, если у ученика есть эта цифра, он ее вычеркивает. Победит тот, у кого первого все цифры совпадут.
Необходимо заметить, что игры на уроках английского языка должны использоваться не эпизодически, а регулярно. Только в этих условиях у школьников формируется активная речевая деятельность, что приводит к качественно новому уровню овладения иностранным языком.
В моей педагогической деятельности игровые технологии в процессе обучения помогают реализовать следующие функции:
1. Обучающая функция развивает память, внимание, восприятие информации, развитие метапредметных умений и навыков.
2. Воспитательная функция воспитывает такое качество как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре. Учащимся даю фразы- клише речевого этикета для импровизации речевого общения друг с другом на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
3. Развлекательная функция создает благоприятную атмосферу на уроке, превращает урок в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и сказочный мир.
4. Коммуникативная функция создает атмосферу иноязычного общения, объединения коллектива учащихся, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
5. Развивающая функция направляет на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Итак, анализируя собственный опыт, могу сказать, что обучающие игры являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игры помогают оживить урок, внести естественность в учебное общение на изучаемом иностранном языке, облегчают процесс усвоения языкового материала, делают учебный труд интересным.
Таким образом, использование данного опыта помогает развивать изобретательные и творческие способности учащихся, многократно увеличивает эффективность урока, повышает познавательную активность учащихся, создает великолепные условия для раскрытия личности учеников.
Список литературы:
Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение : учебник / Р.И. Жуковская. – М. : Педагогика 2006 – 132 с.
Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин — М.: Просвещение, 2001–370 с.
Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М., — 494 с.
Сайт http://begin-english.ru