Проектная лаборатория как средство реализации системно-деятельностного подхода в преподавании географии


МКУ «Центр информационно-методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Конкурс педагогических работников образовательных учреждений
«Образовательные проекты»
Проектная лаборатория как средство реализации
системно-деятельностного подхода в преподавании географии
Автор: Бикчурина Э.Ш, учитель географии МОУ «Лямбирская СОШ №2»
2017Оглавление
Введение (цель работы, задачи исследования)………………………….3
Глава I. Теоретическое представление о технологии
1.1. Понятие о методе проектов………………………………………..4
Глава II. Организация проектной лаборатории в
преподавании географии
2.1. Алгоритм создания проектных работ по географии…………….6
2.2.Проектная лаборатория на уроках географии
(с указанием поэтапных результатов)…………………………………8
2.3.Проетная лаборатория во внеурочное время…………………….10
Практическая,теоретическая,познавательная значимость
результатов ……………………………………………………………..11
Использованная литература……………………………………………..14
Введение
Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания. В.П. Вахтеров
Актуальность и новизна исследования определяется тем, что многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому наши выпускники лучше выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Особые затруднения у них возникают при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.
Наличие проблемы. Названные проблемы заставили меня искать особые методические приемы, которые бы позволили бы учащимся с лёгкостью справляться с заданиями, связанными с пониманием методологических аспектов научных знаний, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента и проведения исследования.
Изучив современную методическую литературу, пройдя в 2012 году курсы повышения квалификации в МРИО, я заинтересовалась системно-деятельностным подходом, который лежит в основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Системно-деятельностный подход предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества.
Ключевое слово обучения в условиях ФГОС – деятельность. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Отсюда основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Добиваться этой способности следует через современные образовательные технологии.
Одной из базовых образовательных технологий стандарта второго поколения является технология, основанная на реализации проектной деятельности. Суть метода – стимулировать интерес обучаемых к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике.
Цель образовательного проекта: обосновать технологию проектного метода обучения как средство реализации системно - деятельностного подхода в преподавании географии.
Задачи образовательного проекта:
1) Раскрыть сущностные характеристики технологии проектного метода обучения как средства реализации системно–деятельностного подхода в преподавании географии
2) Обосновать формы и методы формирования универсальных учебных действий учащихся в рамках реализации технологии проектного метода обучения.
3) Проанализировать и обобщить результаты использования метода проектов в учебном процессе и во внеурочной деятельности.
Методы, использованные при проведении исследования: изучение научной литературы, наблюдение, активное использование в педагогической практике проектной технологии, сравнительный анализ.
Глава I. Теоретическое представление о технологии.
1.1. Понятие о методе проектов.
Современный словарь иностранных слов толкует слово «проект» (от лат. projectus, брошенный вперед) – план, замысел, а проектировать – это значит предполагать сделать что-либо, намечать план.
Современный педагогический словарь под редакцией Загвязинского В.И. даёт определение: «Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности».
Метод проектов - это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности: алгоритм действий для овладения УД.
1.2. Типология проектов.
В.И. Иванова в сборнике «Активизация познавательной деятельности учащихся» выделяет такие типы проектов:
Таблица 1
Типы проектов
в зависимости от сферы деятельности человека
Сфера деятельности человека Проектная деятельность по географии Примеры названий проектов
Научно-познавательная Изучение географических проблем, историко-культурных, социальных, экологических аспектов географии 1.Экологические проблемы региона.
2.Этнические традиции народов севера.
3.В каком районе России вы хотели бы жить? Обоснуйте свой выбор.
4.Геральдика как способ изучения географии и истории России.
5.История развития транспорта области (страны)
6.Социологические вопросы.
Практико-преобразовательная Создание картографических моделей, графических схем, проведение наблюдений, экспериментально-измерительных работ на местности. 1. Глазомерная съемка местности.
2.Полярная съемка местности.
3. Измерение холма и построение горизонталей местности (холма).
4.План местности в районе школы.
5. Природные комплексы как источник существования человека.
Ценностно-ориентационааяСоздание проектов, включающих духовно-нравственные вопросы, фундаментальные ценности человечества, связанные с сохранением жизни, цивилизации. 1. Земля – наш общий дом.
2.Природа и мы.
3.Нравственные аспекты изучения глобальных экологических проблем.
4.Памятники всемирного наследия в стране и мире.
Коммуникативная Включает коммуникативные потребности учащихся, направленные на решение проблем связи, передачу информации с помощью компьютеров и развитие личностно-коммуникативных умений учащихся, способствующих их самореализации 1.Проектирование мегаполиса по оси Москва - Владимир –Нижний –Новгород.
2.Проектирование транспортной магистрали между пунктами.
3.Проектирование города будущего.
Художественно -эстетическая Создание проектов, раскрывающие эстетические особенности природы, чувства, впечатления, эмоции, возникающие при изучении природных, общественных, исторических и культурологических процессов и явлений, охватывающих географию, театрализованные проекты. 1.Театрализованные проекты «Япония», «Индия».
2.Туристические проекты.
3.Моя малая Родина.
4.Экскурсионные проекты.
Выделим возможные типы учебных проектов.
- По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные (Типология предложена Е.С. Полат.)
- По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.
- По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных – продолжительностью от месяца и более.
- По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
Глава II. Организация проектной лаборатории в преподавании географии
2.1. Алгоритм создания проектных работ по географии.
Первый этап – ценностно-ориентированный
1. Проблематизация и выбор темы.
Работу следует начинать с выбора темы проекта, его типа, количества участников. Далее продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.
Выбор темы - наиболее сложный этап работы над проектом. Учитель её может подсказать, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат, то есть сформулировать тему будущего проекта.
С 2010-2011 учебного года в нашей школе обучение географии в 10-11 классах ведётся по учебнику В.Н. Холиной «География. Профильный уровень». Так, при изучении десятиклассниками темы «Богатые и бедные страны мира» у учащихся возник проблемный вопрос «Где и почему расположены богатые и бедные страны мира?». Поиск ответов на поставленный вопрос определил тип проекта – исследовательский, большой объем исследуемого материала определил парный вид самостоятельной деятельности его авторов.
Аналогично возникла тема исследовательской работы «Где размещены страны и территории с критическим уровнем внешней задолженности, низким уровнем дохода и нестабильной политической обстановкой?» Были созданы рабочие группы для исследования стран Азии, Восточной Африки, Западной Африки, Латинской Америки, Океании.
2. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов):
определение темы, проблемы, цели, объекта, предмета исследования;
выдвижение гипотезы, задач и способов их решения;
обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
определение практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
3. Распределение задач, выбор методов исследования, поиска информации.
При выполнении проектной работы одним автором все задачи решаются им самим совместно с учителем. При групповой форме работы, как правило, один из участников проекта занимается историей вопроса (теоретическая часть), другой - практической частью.
Возможные методы исследования определяются темой и задачами проекта. Наиболее распространенные методы, используемые при создании исследовательских проектов по географии: анализ географических карт, статистического материала, газетных публикаций, изучение и анализ научных статей, работа со справочной и энциклопедической литературой, анкетирование, социологический опрос, анализ результатов анкетирования и социологического опроса, сопоставительный анализ, природные наблюдения, экскурсии и другое.
Второй этап – конструктивный
1. Самостоятельная работа участников проекта.
Обучающиеся самостоятельно собирают всю имеющуюся по исследуемой проблеме информацию, однако отбор необходимого материала и его классификация всегда проходит под руководством учителя. Характер самостоятельной работы участников проекта во многом определяется и продолжительностью проекта. Либо это длительный накопительный сбор всей имеющейся по данному вопросу информации, либо, при краткосрочном проекте, работа с наиболее известной и доступной информацией. Всё зависит от целей, поставленных перед создателями проектной работы.
2. Оформление проектной работы.
При структурировании содержательной части проекта обозначаются составляющие элементы работы. Кроме того, есть особые требования к построению и оформлению исследовательской работы, которых необходимо придерживаться: обозначение во введении проблемы, цели, объекта, предмета, предварительной гипотезы, задач исследования, методов, практической значимости исследования, формы изложения результата работы; наличие оглавления; строгое соответствие содержания проекта оглавлению; наличие выводов, заключения; присутствие списка использованных источников.
Третий этап - оценочно – рефлексивный.
Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. В ходе коллективного обсуждения отмечается соблюдение этапности проведения исследования, экспертиза содержательной части проекта, объявляются результаты внешней оценки, делаются выводы, выдвижение новых проблемы для исследования.
Лучшие работы удостаиваются права быть заслушанными на научно - практических конференциях.

2.1. Проектная лаборатория на уроках географии (с указанием поэтапных результатов).
Творческие проектные лаборатории представляют собой небольшие коллективы, состоящие из педагога-предметника, который становится руководителем данной лаборатории, и учащихся (может быть, разновозрастных), которые выполняют различные проекты в одной предметной области.
Созданием проектов на уроках географии занимаемся, начиная с 6 класса. Конечно, шестиклассники нуждаются в значительной обучающей и стимулирующей помощи педагога почти на всех этапах работы над проектами. Особенно трудно дается им выделение проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности. У детей этого возраста еще не окончательно сформировалось субъективное ощущение времени, поэтому они не могут распределить его рационально, не всегда объективно оценивают собственные силы.Им трудно на протяжении долгого времени сохранять интерес к работе, не выпускать из виду отдаленнуюцель.
Семи- и восьмиклассники вполне могут самостоятельно сформулировать проблему и цель проекта – их знаний и школьного опыта для этого достаточно. Трудность может возникнуть у них при разработке плана. Тут потребуется помощь взрослого. Реализация
плана, как правило, не вызывает трудностей.
Девяти- и десятиклассники имеют все объективные возможности для того, чтобы полностью самостоятельно работать на всех этапах проекта. Они быстро формулируют проблему, без труда преобразуют ее в цель деятельности, разрабатывают подробный план, учитывая при этом имеющиеся ресурсы. У них уже достаточно знаний и опыта, за спиной значительный этап школьной жизни – все это предпосылки для успешной работы над проектом.Это, однако, не означает, что учитель может отстраниться от работы. Его помощь нужна для промежуточной оценки хода работы, для обсуждения различных гипотез, версий и идей и так далее.
Обобщить все вышеизложенное можно в следующей таблице:
Таблица 2
Этапы работы над проектом Степень участия педагога
5-6-е классы 7-8-е классы 9-11-е классы
Проблема Максимальное
участие на всех
этапах в форме
организующей,
стимулирующей и обучающей помощи и
руководства, не
подменяющее
самостоятельной работы учащегося Участие по запросу учащегося Минимальное участие на всех этапах в форме консультаций, советов, обсуждений по запросу учащегося
Целеполагание
Планирование Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь. Реализация плана Рефлексия Незначительная помощь, оказываемая в некоторых случаях по инициативе учителя. Презантация Созданием проектов занимаемся с 6 класса, но внедрение УКМ по географии В.Н.Холиной (соответствующего требованиям ФГОС) в 10-11 классах делает такую работу систематической. В учебнике разработана система заданий, предполагающих создание различных проектных работ.
В основу курса положен деятельностный подход, формирующий аналитический взгляд учащихся на окружающий мир, т. е. ученики усваивают учебный материал в процессе разнообразной учебной деятельности с этим материалом. В процессе усвоения материала формируются не только специфические географические, но и общеучебные знания и умения, а значит, и ключевые компетенции: информационная, коммуникативная, компетенция умения решать проблемы.
Проекты нацелены на использование теории в практике реальной жизни. Например, проект «Функциональные зоны своего города (поселка)» даёт возможность учащимся изучить экономическую структуру своего населённого пункта, ситуацию на рынке недвижимости (территориальное распределение цен на землю и жилье), выяснить, к какой модели относится размещение его функциональных зон, есть ли в данном населённом пункте этнические кварталы.
Большой интерес у учащихся вызвали проектные работы «Анализ изменения системы расселения нашей страны за последние 100 лет при помощи кривой Ципфа», «Поиск оптимального места жительства для вашей семьи, переехавшей в другой город (с учетом ограниченной суммы денег, анализа экологических карт, транспортной доступности места работы родителей, банка данных риелторской компании по предложениям на квартиры)», «Поиск оптимального места для размещения пиццерии в селе Лямбирь». Проектные работы способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывают умение видеть проблемы и принимать решения.
Например, при изучении моделей размещения промышленности в 11 классе у учащихся возник вопрос: какие факторы учитывались в моделях размещения промышленности? Для ответа на него необходимо было:1) изучить модели рикардинской школы, гравитационную модель Шеффле, модель Вебера (модель минимальных издержек), модель Вернона (модель жизненного цикла продуктов), модель Хамфри (модель многозаводской фирмы); 2) выявить факторы размещения промышленных предприятий в моделях; 3) сравнить факторы размещения производства данных моделей с современными факторами производства. Так родилась тема проекта «Какие факторы учитывались в моделях размещения промышленности?» Поиск ответов на поставленные вопросы определил тип проекта – исследовательский, групповой, так как большой объём исследуемого материала. Помощь в исследовании оказали цифровые ресурсы - Интернет –сайт к учебнику, схемы моделей размещения промышленности в учебнике («Размещение промышленности поблизости от веса сырья и готовой продукции», «Размещение промышленности и социально-экономические издержки», «Видеоряд», «Авторы моделей размещения промышленности»).
В результате организации проектной работы на уроках географии учащиеся будут уметь:
1) позиционировать себя, свой регион и страну в контексте общемирового развития;
2) понимать взаимосвязи и взаимозависимости в социально-экономическом развитии стран, регионов, территорий, пространственную логику их развития;
3) осознавать взаимозависимость макроэкономических показателей, уровня и качества жизни;
4) оценивать степень взаимовлияния экономики, политики, культуры;
5) пользоваться (искать и анализировать) статистической информацией;
6) пользоваться современными методами пространственного анализа;
7) представлять результаты собственных исследований в виде презентации и защищать свою точку зрения;
8)критически осмысливать публикации в СМИ и Интернете.
2.2. Проектная лаборатория во внеурочное время.
Члены проектной лаборатории в течение определенного времени работают каждый над своим проектом. При этом, встречаясь на занятиях своих мастерских, они могут помогать друг другу и обмениваться информацией, учиться друг у друга и вместе осваивать технологию работы над проектом. Старшие будут делиться опытом с младшими, хорошо успевающие ученики будут вдохновлять более слабых. Такая совместная работа взрослых и детей разного возраста, увлеченных схожими проблемами, создает интересную творческую атмосферу, позволяющую решать не только учебные, но и воспитательные за-
дачи, способствует благоприятному психологическому климату в школе. Занятия
проектной лаборатории могут проходить не чаще одного раза в неделю и не реже одного раза в месяц – это зависит от опыта и других особенностей участников лаборатории и от занятости учителя. Например, актуален новый элективный курс «Краеведение» для проектно-исследовательской работы в 6 классе, где почти каждая практическая работа - новое открытие для ученика.
Цикл занятий с учащимися 6 класса по теме «Ориентирование на местности».
В октябре состоялось практическое занятие по ориентированию на территории лесного массива села Лямбирь. Под руководством учителя учащиеся в группах обучались чтению плана местности, приемам ориентирования, определению азимута на ориентир, азимута по карте. Учащиеся обучались чтению рельефа, ориентированию вдоль отдельных тропинок, способам ориентирования без компаса по местным признакам.
В декабре месяце с учащимися 6 класса было организовано элективное занятие на тему ««Использование Яндекс-карт для ориентирования и составления маршрутов (мини-исследование)».
В январе месяце среди учащихся 6 -ых классов состоялась увлекательная игра по ориентированию, которая проходила по территории села Лямбирь. Игровой проект подготовили учащиеся 10 класса под руководством учителя географии. В ходе игры учащиеся получили общее представление о географических координатах, познакомились и научились работать с приложением «Компас» в телефонах.
В начале игры команды получили свои маршрутные листы с указанием зашифрованных контрольных точек, которые представляли наиболее интересные и значимые достопримечательности Центральной части города. Учащиеся перемещались по заданному маршруту по азимуту, измеряли направление и расстояние до объектов. После прохождения маршрута учащиеся нанесли схему пройденного маршрута на Яндекс - карту с указанием объектов и определили при помощи масштаба величину пройденного пути.
В процессе игры учащиеся развивали коммуникативные навыки работы в команде.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов.
Проектно-исследовательские работы учащихся школы ежегодно бывают представлены в научно-практической конференции «Первые шаги» (муниципальный уровень), «Интеллектуальное будущее Мордовии» (республиканский уровень). Работа 2011-2012 учебного года «Анализ развития телефонной связи в Республике Мордовия» (Альмяшев Риан, Смирнова Диана), работа 2012-2013 учебного года «Крестьянская изба как явление взаимопроникновения финно-угорской и славянской культуры» (Бякина Мария) признаны лучшими.
Результаты показывают, что проектная технология учит учащихся работать с информацией: добывать, осмысливать ее, преобразовывать, извлекать из нее необходимые знания, интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. У учащихся повышается мотивация к учению. У учащихся возникает меньше проблем при выполнении учебных заданий ГИА, ЕГЭ. Они учатся применять теоретические знания в практических, жизненных ситуациях, когда требуется провести анализ данных, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.
Средний балл по результатам ЕГЭ за последние три года:
Предмет Средний балл
2013г. 2012г. 2011г.
География 60 63 70
Средний балл по результатам ГИА в 9 классе за последние три года:
Предмет Средняя оценка
2013г. 2012г. 2011г.
География 5 - 4,25
Ежегодно учащиеся нашей школы являются победителями и призёрами олимпиад по географии различного уровня:
уровень год Количество победителей и призёров предметных олимпиад
Муниципальный 2010 – 2011 уч.г. 1. Захарова Юлия, 1место
2.Максутов Азамат,1 место
3. Малыгин Никита,1 место
4.Байбиков Марат,1 место
Республиканский 2010-2011
уч.г. 1.Захарова Юлия, призёр
Республиканский 2010-2011
уч.г. I Республиканская Интернет-олимпиада по географии:
Глямшина Ирина,1 место
Байбиков Азат,1место
Малыгин Никита,3место
Муниципальный 2011 – 2012 уч.г. 1. Малыгин Никита, 1место
2.Игонина Мария, 1 место
3.Захарова Юлия, 1 место
4. Лушкина Дария,призёр
5. Байбиков Марат, призер
Республиканский 2011 – 2012 уч.г. II Республиканская Интернет-олимпиада по географии:
Захарова Юлия,2 место
Куликова Марина,3место
Муниципальный
2012 – 2013 уч.г. 1. Бякина Мария, 1 место
2. Лушкина Дария, 1 место
3. Тремаскин Кирилл, 1 место
4. Байбиков Марат, призёр
5.Захарова Юлия,призёр
Региональный 2012-2013уч.г. III Региональная Интернет-олимпиада по географии:
Захарова Юлия,1 место
Куликова Марина,1 место
Аманова Нигора,2место
Бегишева Айгуль,2место
Альканова Алина,2 место
Игонина Мария,2 место
Муниципальный 2013-2014 уч.г. Игонина Мария,1 место
Байбиков Марат,1 место
Лушкина Дарья,1 место
Бикчурина Камила,призёрВеряскин Павел,призёр Практическая значимость образовательного проекта.
В ходе исследования были рассмотрены формы, методы и средства формирования универсальных учебных действий у учащихся. Были получены результаты, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений и в работе учителей географии.
Использованная литература
1. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003.
2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся»,– Самара, 2003.
3. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения //Образование в современной школе. 1995. № 6.
4. Кузнецова Л.М. Оценка знаний учащихся и новая технология обучения// Образование в современной школе. 2001. № 9.
5. Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация,сопровождение, опыт. – М., 2005.
6. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.:АРКТИ , 2003.
7. Переверзев Л.Б. Проектный подход к образовательным проблемам.Материалы городского семинара «Методология учебного проекта». – М.,2001.
8. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, — М.:Издательский центр «Академия», 2007.
9. Ступницкая М.А. Критериальное оценивание проектных работ учащихся / Педагогические технологии и учебное проектирование. Сборник статей / Под научн. ред. Н.Ю.Пахомовой. – М.: МИОО, 2006.
10. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей, –Ярославль: Академия развития, 2008.
11. Ступницкая М.А. Организация и содержание проектной деятельности учащихся основного и старшего звеньев школы «Премьер». Проектноисследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. Сборник статей / Под общей редакцией Н.Г.Минько – М.: Учебно-методический центр ЮАУО, 2005.