Приложение к Программе коррекционно-развивающей работы с детьми по развитию рече



Приложение 1
Тексты для пересказов
Кто как зимует
Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина
Погляди в окно. Все стекло разрисовано белыми узорами - это мороз его так разрисовал. Холодно на дворе. Все кругом покрыто снегом - и земля и крыши домов, даже на деревьях - снег.Загляни зимним утром во двор. По снегу прыгают воробышки, от холода нахохлились, распушились, на шарики стали похожи. Прыгают, крошки подбирают. Тут же важно, вперевалочку разгуливают вороны, между ними суетятся галки - так и смотрят, чем бы им поживиться.Вынесут собаке миску с едой, только поставят, а галки, вороны уж тут как тут: вокруг собаки прыгают, стараются из-под самого носа кусочек выхватить. Не выдержит пес, бросится за птицей, а другие уже в миску лезут. Схватит кто хлеб, кто косточку - и прочь улетят.В деревне зимой возле дома не только этих птиц увидеть можно. Сюда и синицы, и овсянки, и даже осторожные сороки прилетают. Голодно им зимой в лесу, вот они и летят поближе к жилью человека, чтобы покормиться.Звери лесные в теплые норы забрались.Волки, лисы на охоту выходят, а медведь с осени как заляжет в берлогу, так и спит до весны.Зимой все стараются укрыться от мороза, от холодного, ледяного ветра, и каждый по-своему зимовать приспособился.
Куда комары зимой девались
Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина
На зиму комары попрятались в разные щелки, в старые дупла. Они и рядом с нами зимуют. Заберутся в подвал или погреб, много их там в углу соберется. Прицепятся комары своими длинными лаками к потолку, к стенкам и спят всю зиму.
Чем дятел зимой кормится
Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина
Живет у нас в лесу птица. Сама черная с белыми пестринками, а на затылке у нее перышки яркие, красные. Называется эта птица - дятел.Летом дятел целый день по лесу летает, еду себе разыскивает. Сядет на дерево, да не на ветку, как другие птицы, а прямо на ствол и бежит вверх по нему, словно о лесенке. Бежит, а сам клювом по дереву постукивает: тук-тук, тук-тук. Достанет из-под коры личинку или жучка и съест.А пришла зима, холодно стало. Далеко попрятались все насекомые. Чем же дятел зимой кормится? Погляди: на снегу под деревом много-много сосновых шишек валяется. А что это за дерево? Это дуб, а не сосна. Откуда же под ним сосновые шишки взялись?Вдруг подлетел к дубу дятел; в клюве шишку держит. Всунул ее в ращелину дерева и начал клювом долбить. Раздолбил, семена выбрал и за другой полетел. Принес другую, в ращелину вставил, а старую шишку вытолкнул. Вот отчего целая куча шишек под деревом валяется. Это дятел зимою их семенами кормится.
Как заяц зимой живет
Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина
Зима. Мороз. Все животные от лютой стужи попрятались. А у зайца нет ни норы, ни гнезда. Сегодня под кустиком выспится, завтра в овражке приляжет; где ямку в снегу выкопает - там у него и дом. Зато шубка у зайца теплая, пушистая и белая, как снег. Хорошо ему в такой шубке - тепло и спрятаться от врагов нетрудно: прижался в снегу - попробуй-ка разгляди!Днем заяц спит, а как настанет ночь, выходит погулять и покормиться. Пока снега в поле немного, он лапками его разроет, глядишь - травку найдет. А как неметут вьюги глубокие сугробы, тут уж зайцу снег не раскопать. Зато в лесу он на высокий сугроб заберется, с кустов, с деревьев молодые веточки обгрызет или кору погложет - вот и сыт. А иной раз и в деревню в гости пожалует. Придет поздно вечером, когда в деревне тихо, все уже спят, подбежит к стогу и начнет сен дергать. Надергает, наестся, а потом обратно в лес убежит. Так и живет заяц всю зиму.
Как белочка зимует
Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина
Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода - белка скорей к своему гнезду спешит.Гнездо у белки, как у птицы, устроено: из веток, из сучьев. Да как сделано-то ловко - будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка.Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нем, тепло. Заберется белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, еще лазейку подстилкой закроет. Потом свернется клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит.А снаружи ледяной ветер так и воет, так и несет мелкий колючий снег. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнется и поскачет с дерева на дерево - еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главная еда у белки еще с осени в кладовочке запасена - в дупле старого дерева. Там у нее и жолуди и орехи есть - на всю зиму запасов хватит.
Посмотри вокруг
Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина
Холодно, голодно птичкам зимой. Трудно из-под снега корм доставать. Собери со стола хлебные крошки, остатки каши, какие-нибудь крупинки, зёрнышки.Попроси взрослых пристроить за форточкой дощечку и высыпай на неё корм: хлебные крошки, остатки каши, крупинки. Увидят воробышки твоё угощение и прилетят его поклевать. А елси дощечку в саду пристроишь, туда не только воробьи, а синички и даже красногрудый снегирь прилетать сможгут. Его сразу из всех птиц узнать можно - грудка у него яркокрасная, а на голове будто чёрная бархатная шапочка надета.Привыкнут птички, что их тут на дощечке кормят, - будут каждый день прилетать. А та заметь, какие птицы прилетают.Ворону и галку ты, наверное, каждый день видишь. А вот сумеешь ли ты их различить?Ворона больше галки. Сама она серая, крылья и хвост чёрные и на груди - словно чёрный жилетик.А галка вся чёрная, только на шее серые пёрышки, вроде как косыночка надета. И глаза у галки светлые.И кричат вороны и галки совсем поразному. Сядет ворона на дерево или на забор, понатужится, шею вытянет и закричит: "Каррр-каррр..." А галки как будто зовут друг друга: "Галка-галка-галка". Наверное, их поэтому галками и прозвали.Снег лежит белый, пушистый, а каждая снежинка - как маленькая звёздочка. Её разглядеть легко. Как пойдёт снег, выйди во двор и погляди, какие красивые снежинки на твою шубку садятся.
Шим Эдуард Юрьевич "Кто как одет"
Дни стали ненастные, по ночам холодно. И на колхозном огороде начали овощи убирать, чтобы не погибли, не замерзли.
Сначала убрали огурцы – голыши.
Потом лук – в бумажных рубашках.
Потом бобы – в шерстяных чулочках.
Убрали, репу, брюкву, редьку, морковку, свеклу, горох, турнепс и разную петрушку.Одна капуста осталась. Ее позже всех убирают. Я не знал почему, а потом догадался. У нее, у капусты, семьдесят семь одежек и все без застежек. Она холода не боится! 
ГДЕ РАСТЁТ ЯГОДА.Кислая клюква растет на болоте. Собирать ее можно и весной, когда растает снег. Кто не видел, как растет клюква, может ходить по ней и не видеть ее. Черника растет – ее видишь: рядом с листиком ягоды. И так их много, что место синеет. Голубика растет кустиком. В глухих местах встречается и костяника – красная ягода кисточкой, кислая ягода. Единственная ягода у нас - клюква - невидима сверху.
Лес осенью
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь. Стоит, густой листвой потряхивает. Думает Осень: «Нужно богатыря в кованую медную броню одеть». Так и обрядила старца.
Глядит – а неподалеку, на самом краю поляны густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили, им больше всего подходит тяжелый убор из золотой парчи.
Все деревья и кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему, кого одела в желтый наряд, кого – в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их не разукрасишь. Пусть, какими были летом, такими и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе… »
Осень
И. Соколов-Микитов
Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше, как по команде, исчезли быстрые стрижи.
В осенние дни слышали ребята, как, прощаясь с милой родиной, курлыкали в небе пролетные журавли. С каким-то особым чувством долго смотрели им вслед, как будто журавли уносили с собой лето.
Тихо переговариваясь, пролетели на теплый юг гуси...
Готовятся к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Снимают последние яблоки в садах. Выкопали картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму.
Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов, насушила отборных грибов. Маленькие мыши-полевки натаскали в норки зёрен, наготовили душистого мягкого сена.
Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый еж. Целый ворох сухих листьев натаскал он под старый пень. Всю зиму спокойно будет спать под тёплым одеялом.
Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко.
Скоро, скоро начнутся первые морозы.
До самой весны застынет земля-матушка. Все от нее взяли всё, что она могла дать.
«Улетают журавли»
По И. Соколову-Микитову
В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли. Покружили над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в тёплые страны. С высокого ясного неба слышали мы их прощальные крики. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною.
Мчатся по улице автомобили.
Обрати внимание: на многих автомобилях нарисованы яркие отличительные знаки. А иногда и весь автомобиль окрашен в яркий, заметный цвет. Для чего это надо?
Вот проехал автомобиль-цистерна. Он возит какую-то жидкость: чистую воду (голубая цистерна), молоко (светло-желтая цистерна), цемент (оранжевая цистерна)... Теперь узнаешь эти машины? Несколько раз медленно повтори слово «цистерна»!
Промчался красный автомобиль — пожарная машина, у этой машины еще есть отличительные звуковые и световые сигналы. Какие?
Легко узнать почтовую машину, у нее на борту — диагональная синяя полоса.
Машина с красным крестом на борту — санитарная (карета «скорой помощи»). Как и у пожарной — у нее свои сигналы. Какие?
Легковые и грузовые такси тоже легко узнать: впереди горит яркий зеленый огонек. А на дверцах что нарисовано?
Милицейская машина — она очень заметная, на борту — горизонтальная синяя полоса, у этих машин тоже свои световые и звуковые сигналы. Какие?
Вот едет огромная машина-холодильник, она носит название рефрижератор. Постарайся четко произнести это название машины.
За порядком на улице следит милиционер-регулировщик, он регулирует движение транспорта и пешеходов. Медленно и четко произнеси слова: милиционер-регулировщик, регулировать.
Правила уличного движения
Улицу можно переходить только при зеленом свете светофора.
Переходить улицу нужно спокойно и только по пешеходным дорожкам или подземным переходам. Сойдя с тротуара, нужно посмотреть налево, нет ли там машин, а дойдя до середины улицы — направо.
Нельзя играть на мостовой, кататься на санках, гонять мяч.
В.ОСЕЕВА. ПЛОХО
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
 - Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.
Соколов-Микитов И.С.
 Весна в лесу. 
     По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирался охотник от  края до края через глухой лес.    
Много птиц и зверей видел он в пробудившемся лесу. Видел, как на краю болота токует глухарь, как в молодом осиннике, на припёке, пасутся лоси, а по лесному оврагу пробирается в своё логово, бежит с добычей старый волк.
 Много видел и слышал в лесу внимательный охотник.
 Радостна, шумна  и  пахуча  весна.  Звонко  поют  птицы,  звенят  под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.  
Тёплый ветер пробегает в высоких вершинах.
 Скоро, скоро оденется лес  листвой,  зацветёт  на  опушках  черёмуха, защёлкают над ручьями голосистые соловьи. Пролетят, закукуют длиннохвостые кукушки:
 "Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!"
   Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из  зимнего  убежища, загудит первый шмель.
  Побегами молодой травы, голубыми  и  белыми  подснежниками  покроются лесные полянки. 
 Хороша, радостна, весела весна в лесу!
Ранней весной.
  Ранней весной родились эти маленькие зайчата. 
 Ещё лежал в лесу под деревьями глубокий снег, прихватывали  по  утрам крепкие весенние морозы. И птиц и зверей держал  на  снегу  плотный  наст.
 Называют поэтому ранних зайчат настовиками. Крепко прижались друг к дружке маленькие зайчата.   
 Ласково пригревает весеннее солнышко. Обрадовались теплу,  высунулись из гнезда длинноухие зайчата. Терпеливо ждут свою мать.   
 А зайчихи-матери и своих и чужих  детей  кормят.  Прибежит  к  гнезду чужая зайчиха, покормит проголодавшихся зайчат и убежит дальше.  
Опять останутся одни маленькие зайчата. 
 Хорошо спрятались они в сухой, прошлогодней траве! Здесь не найдёт их разбойница-рысь, не увидит хитрая лисица. 
  Увидела зайчат суетливая птичка. Уселась на ветку, вертится и поёт: 
  "Вот, вот вижу! Вот, вот слышу!" 
  Большими, страшными зверями кажутся ей робкие, маленькие зайчишки.  
 Суетливая птичка всё вертится над зайчатами, тоненько поёт:
    "Вот, вот вижу! Вот, вот слышу!"
   Со страхом смотрят на суетливую птичку зайчата.
 Раннее утро.
  Ранним утром в глухом лесу, на самом краю болота, токует глухарь.  
"Тэкэ, тэкэ, тэк, тэк, тэк!" — раздаётся его весенняя тихая песня.  
Спокойно утром в лесу.
 Далеко слышен каждый звук. 
 Вот проковылял по чащобе, тихо похрустывая, заяц-беляк. Пробежала  по краю осторожная лисица. Спрятался в норе под корягой быстрый хорёк.  
 Громко затрубили на болоте, встречая солнце, длинноногие журавли. 
 Сорвался   с   болота,   стрелою   поднялся   в   небо    длинноносый баранчик-бекас. 
Будто голос молодого барашка, доносится с высоты далёкий  дребезжащий звук.
  "Качи-качи-качи-качи!" — сидя  на  кочке  радостно  отозвался  другой бекас на болоте.   "Тэкэ, тэкэ, тэк, тэк, тэк!" — чаще и чаще защёлкал, ещё жарче  запелсвою песню глухарь. Издали кажется: далеко-далеко точит  кто-то  топор  на точиле.  
  Во время песни не слышит и плохо видит глухарь.  Не  слышит  он,  как пробирается по токовищу лисица,  как  у  края  болота  пасутся  в  молодом осиннике лоси.    
 Кончит свою короткую песню глухарь, слушает долго:  не  идёт  ли,  не крадётся ли к току охотник?
 В овраге.
  Через тёмный лес, через глухие овраги пробирается  с  добычею  старый волк.  
 Далеко от проезжих дорог и людных селений скрыто волчье логово. 
 Голодно, бесприютно было волкам в зимнюю стужу. В  морозные,  вьюжные ночи скитались они по снежным полям и дорогам. Ловили  зайчишек,  воровали зазевавшихся собак.  
"У-уу! У-ууу! У-ууу!" — разносилась над полями голодная волчья песня.
"У-ууу! У-ууу!" — слышался сквозь непроглядную вьюгу жалобный вой. 
 Кончилась холодная зима. В весенние тёплые  дни  родились  у  волчицы слепые маленькие волчата. 
 Растут, резвятся бойкие волчата. Много  обглоданных  костей  валяется вокруг их далёкого, скрытого  логова.  Извилистые  тропинки  протоптаны  к водопою.  
 Поздно утром возвращается старый волк  с  добычей.  Похрустывает  под волчьими лапами слежавшийся снег. Взлетают на  деревья  пугливые  рябчики; тревожно попискивая, провожают лесного разбойника маленькие синички. 
 Смело бежит волк по знакомому лесу. Хорошо знает  он  дорогу  в  своё скрытое логово, где ждут не дождутся  старого  волка  прожорливые,  жадные волчата.
 
Медвежья семья.
     На  освещенную  солнцем  поляну  вывела  медведица  своих   маленьких медвежат.    
 Испугалась медведей быстрая куница.
     Остановилась, слушает осторожная медведица: всё ли спокойно в лесу?
     Жмутся к матери маленькие медвежата.  Страшно  им  в  огромном  лесу. Только недавно выбрались из тёплой берлоги.
     Прислушиваются медвежата, как шумит ветер в высоких лесных  вершинах, как пересвистываются и поют невидимые птицы, а на сухой  сосновой  макушке дятел выстукивает барабанную дробь.
    Поздней  зимою,  в  берлоге,  родились  у  медведицы   эти   мохнатые медвежата. Тепло им было в закрытой берлоге; сладко почмокивая, сосали они материнское молоко. Забравшись под брюхо медведицы, крепко спали.  
 Вывела медведица своих медвежат в лес. Будут они теперь  привыкать  к родному лесу,  играть  и  кувыркаться  по  мягким  кочкам,  взбираться  на деревья.  
Трудно увидеть медведей. 
 Далеко слышит и чует медведица. Не увидишь и не услышишь, как  уйдут, тихо скроются в тёмном лесу чуткие звери.
 
 
У старой сосны.
   Душистой смолою пахнет бор.  
 У освещенной солнцем старой сосны резвятся весёлые  проказницы-белки. Радуются они  тёплому  солнышку,  светлой  весне.  Сменили  к  весне  свои пушистые серые шубки. Рыжими стали у белок их спинки, пышные хвосты. 
  Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу. От ветра и стужи прятались в тёплых гнёздах, забирались в глубокие дупла деревьев. С ёлки на ёлку,  с сосны на сосну носились по лесу, грызли смолистые, тяжёлые шишки.
   Много забот будет летом у белок. Нужно выкормить  маленьких  бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов.   
 В голодные годы, когда мало в лесу орехов и шишек, белки пускаются  в далёкие  и  опасные  путешествия.  Смело  переплывают  они  широкие  реки, перебегают открытые поля, забегают в селения и города. 
  Никому в лесу не делают вреда миролюбивые весёлые белки.  
 С сучка на сучок, с вершины на вершину друг за дружкой  гоняются  они по деревьям, встречают светлую, тёплую весну. 
 Весело, радостно играют у старой сосны проказницы-белки.
 
ЗАГАДКИ
Домашние животные.
Этот зверь живёт лишь дома,
С этим зверем все знакомы.
У него усищи-спицы,
Он мурлычет, он поёт,
Только мыться он боится.
Угадали? Это .... (Кот)
 
У него четыре лапки.
Эти лапки цап-царапки.
Пара чутких ушей.
Он гроза для мышей. (Кот)
 
 
Носик - круглым пятачком,
А задорный хвост - крючком.
Мама - хрюшка, папа - свин.
Он у них любимый сын. (Поросенок)
 
Есть рога, а не баран,
Хвост свечой, а не белка,
Не корова, а молоко даёт. (Коза)
 
Хоть крепки мои копыта
И остры мои рога,
Я добра и не сердита,
Нравом вовсе не строга.
В поле я мычу: "Му-му!
Молочка налить кому?" (Корова)
 
Чемпионка в быстром беге,
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес. (Лошадь)
 
Посмотрите-ка, ребятки, -
Это родственник лошадки!
Он, сестрица, братец, мама,
Дед и папа - все упрямы! (Ослик)
 
Я обычная наседка,
Уточка - моя соседка.
Жаль, взлететь мне нелегко,
Куд-кудах, ко-ко-ко! (Курица)
 
Должностью своей гордится
И кричит будильник-птица
Спозаранку, в шесть утра:
"Эй, пастух, вставать пора!
Выводи, ку-ка-ре-ку,
Стадо к сочному лужку!" (Петух)
 
Я знаком давно тебе,
Говорю я: "Бе-бе-бе!"
У меня крутые рожки,
В башмачках-копытцах ножки. (Барашек)
 
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)
 
Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу. (Кошка)
ТРАНСПОРТ
Что за чудо — Едет дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
 
Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой,
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.
(Мотоцикл)
 
Кто на бегу, пары клубя,
Пускает дым трубой,
Несет вперед и сам себя,
Да и меня с собой?
(Паровоз)
 
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется — под лучами
Отливает серебром.
(Самолет)
 
Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю-
Отправляюсь я в полет.
Кто же это?
(Вертолет)
 
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей. (Метро.)
 
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Вагоны поезда.)
 
Летит подушка круглая, наволочка резиновая,
Вместо пуха и пера — воздух. (Шина.)
 
Ходит город-великан на работу в океан. (Корабль.)
 
Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед.)
 
Три глаза —
Три приказа,
Красный —
Самый опасный. (Светофор.)
 
Красный свет — проезда нет,
Желтый — будь готов к пути,
А зеленый свет — кати!
Красный — ясно!
Путь опасен.
Желтый —
Тоже подожди.
А зеленый впереди —
Проходи. (Светофор.)
 
В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит. (Поезд)
 
 
Летит птица-небылица, А внутри народ сидит, Меж собою говорит. (Самолёт)
 
Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два слепящих огонька. (Автомобиль)
 
Загадки профессии
Ежедневно спозаранку
В руки он берет баранку.
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест ее никак! (Шофер)
 
Он на мостике стоит
И имеет грозный вид,
Управляя кораблем.
А бинокль всегда при нем. (Капитан)
Грибы
 Я под шапкою цветнойНа ноге стою однойУ меня свои повадки:Я всегда играю в прятки(Гриб)
 
 
Он не сеян и не сажен,В круглой шляпке, строг и важен.Я возьму его в лукошко,Буду кушать с ним картошку.(Гриб)
 
 
У пенька на тонких ножкахВыросло грибов немножко.Что за дружные ребята?Это же грибы ...(опята)
 
Самый яркий гриб в лесуЯ домой не принесу.Хоть красив его узор,Не съедобен..(мухомор)
 
Розовый приятный цвет,И колечек яркий след.Так волнуются подружки,Это же грибы   (Волнушки)
 
Яркий, рыженький грибокЯ найти  сегодня  смог.Словно дружные сестричкиПрячутся в траве - (Лисички)
 
 
Крепкий, плотный, очень статный,В шляпе бурой и нарядной.Это гордость всех лесов!Настоящий царь грибов!   
(Белый гриб)
 
Вот и модницы сестрички,И у них свои привычки -Шляпки есть любого цвета,Ты проверить можешь это. 
( Сыроежки)
Овощи.
 
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
 
 
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков ...
(Горох)
 
 
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
(Огурцы)
  
Что без боли и без печали доводит до слез?
(Лук)
 
Вверху зелено, внизу красно,
В землю вросло.
(Свекла)
 
Сто одежек -
Все без застежек.
(Капуста)
 
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
(Картошка)
 
 
Фрукты.
Этот фрукт на вкус хорош И на лампочку похож.Ответ (Груша)
Яркий, сладкий, налитой, Весь в обложке золотой. Не с конфетной фабрики – Из далекой Африки.Ответ (Апельсин)
Круглобока, желтолица, Может с солнышком сравниться. А душистая какая, Мякоть сладкая такая! Мы поклонники отныне Королевы поля ...Ответ (Дыня)
Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растёт. Но на вкус кислейший он, А зовут его ...Ответ (Лимон)
Я румяную МатрешкуОт подруг не оторву,Подожду, когда МатрешкаУпадет сама в траву.Ответ (Яблоко)
Ягоды.
Ягодку сорвать легко —
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела... (земляника)
 
Эту ягодку найдете
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая... (клюковка)
 
Не на шутку, а всерьез
Куст колючками оброс.
Темных ягодок сорви-ка.
Что за кустик? (Ежевика)
 
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с... (малиной)
 
 
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —... (черника)
 
На колючей тонкой ветке
В полосатых майках детки.
Куст с шипами — не шиповник,
Как зовется он? (крыжовник)
 
Ярко-красных, черных, белых
Ягодок попробуй спелых.
Сельский сад — их родина.
Что это? (Смородина)
 
В красных платьицах сестрички
Прицепились за косички.
Летом в сад зайдите здешний —
Созревают там... (черешни)
 
 
Что за гроздья налитые
В листья спрятались резные?
Сок их пьют и так едят.
Эти гроздья —... (виноград)
 
Он тяжелый и пузатый,
Толстокожий, полосатый,
Сладкий, словно мед, на вкус.
Как зовут его? (Арбуз)
 
Повернулась к грядке боком,
Налилась вся красным соком.
Ей сестрица земляника.
Что за ягодка? (Клубника)
 
На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка —
Ягодка... (морошка)
Игры и упражнения
Игра «Снежный ком».
Цель игры — запоминать лова в определенном порядке.Слова подбираются на определенную тему, например, названия городов, названия растений или животных. Допустим, что тема игры — названия животных.Взрослый говорит: кошка.Ребенок: собака.Взрослый: кошка, собака, корова.Ребенок: кошка, собака, корова, коза.И т.д.
Игра «Слушай слово»
Цель — тренировка устойчивости и переключения внимания.Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Ребенок должен хлопать в ладоши, когда встретиться слово, обозначающее, например, животное. Теперь предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания.
Игра «Корректор»
Цель — развитие устойчивости внимания.Дайте ребенку небольшой текст и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую — либо букву (например «ф»). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты в графике вместе с ребенком. Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: «В каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «п» — подчеркни». Усложненный вариант: «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «р», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н». Фиксируйте время и количество ошибок. Не забывайте валить ребенка «САМОЛЕТ»
Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков
Руки в стороны — в полет
-Отправляем самолет.  (Дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны.)
Правое крыло вперед, (Поворот через правое плечо.)
Левое крыло вперед, (Поворот через левое плечо.)
Полетел наш самолет. (Бегут по кругу, расставив руки в стороны.)
В. Волина
«Нелепицы»
Цель: развитие познавательной деятельности, наглядно-образного мышления, умене оперировать образами.
При проведении упражнения каждому ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через некоторое время ребенку предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:
- стимулирующая: помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Подбадривать, показывать свое положительное отношение к его высказываниям, задавать вопросы, побуждающие к ответу: «Понравилась ли тебе картинка?», «Что понравилось?», «Хорошо, молодец, правильно думаешь»;
- направляющая: если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задавайте прямые вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?»,
- обучающая: вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: «Посмотри, что здесь нарисовано?», «А такое может быть в жизни?», «Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?», «А еще здесь есть что-нибудь необычное?».
«Где чей домик»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Ребенку предлагается рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если задание сложно для ребенка, тогда можно разрешить карандашом, но со временем необходимо отложить карандаш в сторону.
Задачи-шутки.
Это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, дать ответ, замаскировано внешними условиями, второстепенными (ниже приводятся задачи-шутки для детей 6-7 лет). 
Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.) 
Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить ее на угол стола.) 
Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (6.) 
На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая, ее? (Переложить крайнюю.) 
Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в угол стола.) 
Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (По 5 км.) 
Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет, стоять на 2 ногах? (2 кг.) 
У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Четверо.) 
Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.) 
Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного. На березах яблоки не растут.) Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может. Ночь разделяет дни.) На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4.) 
Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой; "У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра". (7.) 
У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца.) 
Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? (Нельзя, улетит.) 
«Птица - не птица»
Цель: развитие внимания, расширение знаний об окружающем (птицы)
Взрослый читает стишки. Задача ребенка внимательно слушать и ,если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал- топать или хлопать. Обязательно спросить ребенка, что неправильно. Уточните: «А муха это кто?»
Прилетели птицы: Голуби, синицы, мухи и стрижи…
Прилетели птицы: Голуби ,синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, галки и стрижи, чайки и моржи…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, чибисы, чижи, сойки и ужи.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, чайки, пеликаны, майки и орланы, голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы…«Назови ласково»
Цель: Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными значениями
Вариант 1. слова: санки, коляска, кольцо, подушка, кувшин, цветок.
Вариант 2. слова: скамейка, стул, стакан, миска, пуговица, шапка
«Систематизация»
Цель: развитие умения систематизировать слова по определенному признаку, развитие слухового внимания.
«Скажите, какие ягоды вы знаете? Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши»
Слова: капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, относящееся к ягодам, хлопните один раз, если к фруктам – два раза»
«Имена»
Цель: развитие слуховой памяти.
Ребенку называются имена: Элла, Виктор, Руслан, Надежда, Богдан, Вероника, Диана, Валентин, Петр, Игнатий, Феофания, Степан.Он должен повторить те, которые запомнил, объяснить, как он их запоминал. Попробуйте разделить эти имена на классы, например: мужские и женские. Какие еще классы можно выделить?
«Запомни и воспроизведи»
Цель: формирование слуховой и кратковременной памяти, расширение объема памяти, способности удерживать инструкцию в процессе деятельности.
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Например, «4, 1, 8…», «3, 2, 8, 5…» ит. д.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят воспроизвести (от 5 до 10 слов).
Слова могут быть объединены тематически или по смыслу, а могут быть подобраны произвольно.
Вариант 3. Ребенку называют числа в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.
Например, «6, 1,8» - ребенок воспроизводит: «8, 1, 6».
«8, 3,4, 6, 9» - «9, 6, 4, 3,8».
Подобная работа может проводиться и со словами.

Приложение 2
Тема «Грибы»
 

Разрезная картинка «Еж-грибник»
«Скажи наоборот»

Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»

Составление описательных рассказов о грибах

Тема «Овощи.

Как убирают овощи?
Подбери слова-действия (выдёргивать, срезать, выкапывать, срывать). Соедини картинки линиями.* Морковь выдёргивают из земли и т.д.
Игра «Сосчитай запасы».
Суслик сделал запасы овощей. Помоги ему сосчитать овощи.
* Один помидор. Два помидора. Три помидора. Четыре помидора. Пять помидоров.

Сколько и каких овощей у хомяка?
* У хомяка две репы.

Скажи, чего много у суслика и хомяка.
* У суслика и хомяка много помидоров, капусты, стручков гороха.


Упражнение «Что готовят из овощей?»
* В овощах много витаминов. Овощи можно есть сырыми, варёными, жареными, консервированными. Из овощей делают овощной салат, варят щи (борщ, суп), выжимают сок; овощи солят (консервируют). Из овощей готовят начинку для пирогов.
Игра «Найди овощи».
Оставь только овощи, зачеркни всё остальное,
* Это яблоко. Яблоко — это не овощ, а фрукт. Его нужно зачеркнуть.

Тема «Фрукты»
Что можно приготовить из этих фруктов?
510540-242316000
Упражнение «Расскажи-ка!»: Опиши фрукт по картинке.


Упражнение «Дорисуй»: Дорисуй каждой груше веточку, каждой веточке с листочком сливу, а яблоки раскрась. Не забудь, что эти фрукты бывают разного цвета.

Найди фрукты.
Оставь на картинке только фрукты, всё остальное зачеркни. Объясни свои действия.
* Капуста — не фрукт. Банан — фрукт.


Узнавание наложенных изображений фруктов.


Игра «Магазин».
Попроси фрукт, используя разные слова-признаки.
* Дайте мне, пожалуйста, жёлтый, сочный, полезный лимон.
Тема «Ягоды»
Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказы о ягодах по предложенному наглядному плану.


Нахождение на картинке двух одинаковых банок с вареньем.
Составь предложения по картинкам. (Таня в саду собрала много клубники…….)


Тема «Осень, деревья»
времена года




осенние месяцы




Упражнение «Букет для мамы». Обводка листьев по точкам.
Упражнение «Оденем Таню».
Пришла осень, похолодало. Таня собралась идти в парк гулять, но не знает, как ей одеться. Помоги Тане. Обведи линией красного цвета осеннюю одежду, обувь и головной убор. Какая одежда, обувь и головные уборы не подходят для осени? Почему?

Тема «Дикие животные»
Упражнение «Нелепицы»: Посмотри на картинку. Расскажи, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

Наступили холода, заболели животные и потянулись к доктору Айболиту. Утром доктор заметил, что на полянке около лечебницы собралось много животных. Упражнение «Кто с кем?»: Посмотри на картинку. Кто пришел к лечебнице доктора Айболита?(Лиса с лисенком. Зайчиха с зайчонком. И т. д.)
Упражнение «Угостим животных»








Тема «Перелетные птицы»
Весной к дому, где жили Таня и Ваня, прилетали птицы. Ребята наблюдали за ними, а Ваня фотографировал их. Упражнение «Считай и называй»: Помоги ребятам посчитать сфотографированных птиц (запиши в кружки или обозначь количество точками) и назвать их. (Ваня сфотографировал одного аиста, пять соловьев и т.д.)

.

«Определение общих черт и различий между уткой и гусем, курицей и пингвином
Кто умеет летать (летающие), а кто не умеет летать (нелетающие)? Кто из птиц умеет плавать (водоплавающие)? Кто быстро бегает? Кто хорошо плавает под водой?
Грач и Росток.
Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: « Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем».
Взмолился Росток: «Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти1.»
Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: «Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет».
Услышал Грач голосок Ростка, схватил Гусеницу и был таков. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнуха и угостил грача своими семечками.




Игровое упражнение «Танины марки». Таня коллекционирует марки. В ее коллекции много марок с изображениями птиц. Найди одинаковые марки, соедини их линиями между собой. Назови птиц, которые на них изображены. Какие это птицы?


Узнавание птиц по наложенным силуэтам
Тема «Домашние птицы»
Назови домашних птиц. Найди лишнее. Раскрась только домашних птиц.
8953527940000
Составление рассказа по картинке




Игра «Сосчитай»
Марьюшка считает птиц, которые вернулись во двор.

Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказы о домашних птицах по предложенному наглядному плану.

Упражнение «Кто лишний»

Тема «Домашние животные»
Игра «Помоги Антошке»

Упражнение: «Что у кого»

Сосчитай баранов правильно.

Упражнение «Что забыл нарисовать художник»

Упражнение «Расскажи-ка»

Тема «Зима»

Познакомить ребенка с названиями зимних месяцев.



Рассмотреть вместе с ребенком картинки и напомнить ему названия времен года. Уточнить последовательность смены времен года.




Упражнение «Считай и называй»: Посчитай (запиши в кружки или зарисуй точками количество) и назови предметы.

Упражнение «Помоги Тане»: Выбери зимнюю одежду, обувь, головные уборы и раскрась их цветными карандашами. Расскажи, что ты одеваешь зимой.

Рассмотри картинку. Составь рассказ.


Тема «Зимние забавы»
Выбери, назови и обведи в кружок предметы, которые подходят для зимних развлечений на улице

Тема «Новый год»
Составь рассказ по картинке, используя слова-действия и слова-признаки. Как ты назовёшь этот рассказ?
Какое это время года? Какие подарки у ребят? Что делают дети? Какая ёлка и чем украшена? Кто водит с ребятами хоровод? Что принесли с собой Дед Мороз и Снегурочка? Нравится ли детям этот праздник?

Тема « Человек»
Расскажи, что делают Саша и Даша и в какое время суток это происходит.
* Утром Саша встаёт с постели и делает зарядку.

Эмоции
Назови героев сказки


Упражнение «Расскажи-ка»: Опиши портрет любимого героя сказки по предложенному наглядному плану.

Тема «Транспорт»
Виды транспорта: наземный, подземный, водный, воздушный.

Упражнение «Считай и называй


Упражнение «Расскажи-ка»


Узнавание наложенных изображений.
Здесь 12 предметов .Найди их.
Тема «Мебель»


Обведи и раскрась. Назови предметы одним словом. Кто делает мебель? Где делают мебель?


Упражнение «Расскажи-ка».




Тема «Материалы и инструменты»

Соедини желтыми линиями музыкальные инструменты с музыкантом, зелеными — сельскохозяйственные инструменты с крестьянином, а красными — плотницкие инструменты с плотником.
Игра «Мастерская». Помоги Вите посчитать инструменты и скажи, чего много в мастерской.
*Одна пила. Две... три... четыре пилы. Пять пил. В мастерской много молотков, пил.



Упражнение «Музыканты». Музыканты играют на музыкальных инструментах. Назови каждого музыканта по образцу. Образец: Медвежонок играет на гармошке. Онгармонист.





Рассмотри картинки. Составь по ним рассказ. Какие инструменты и как использовал мальчик в работе?




Тема «Профессии»
Профессии






Упражнение «Помоги мастеру».


Игра «Кем быть»
»
Упражнение «Помоги Незнайке». Незнайка решил стать плотником. Но он не знает,какие инструменты понадобятся ему для работы. Помоги Незнайке. Найди и раскрась эти предметы.

Тема «Посуда»
Упражнение «Помощница»

Упражнение «Посчитай и назови


Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказы о предметах посуды по предложенному наглядному плану.
Узнавание наложенных изображений

Упражнение «В гостях у бабушки Федоры»: На кухне у бабушки Федоры хранитсямного разной посуды. Найди одинаковую посуду и обведи её линиями разных цветов.Назови, каких предметов посуды у Федоры много. {У Федоры много чашек, тарелок.И т.д. Либо: У Федоры было много голубых чашек, желтых тарелок.)
. Бабушка Федора посуду не жалела, не мыла, била и посуда убежала от неё. Рассмотри рисунок. Расскажи, какие предметы посуды убежали от Федоры и без какой части они остались. {От Федоры убежал чайник. Чайник без носика. И т. д.)
Тема: «Одежда»
Назови и дорисуй предметы одежды в таблицу.


Упражнение «Поможем Тане и Ване одеться»: Проведи красные линии от Тани к ееодежде и синий линии от Вани к его одежде. Составь предложения по образцу: «ЭтоВанины брюки. Это Танина юбка».

Упражнение «Помоги Белоснежке

Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказы о предметах одежды по предложенному наглядному плану.

Тема «Насекомые»
Насекомые

Упражнение «Считай и называй»

Упражнение «Скажи одним словом». Закончи предложения.

Посмотри на картинку. Назови всех насекомых. Из какой сказки они пришли? Перескажи эту сказку по памяти.

Упражнение «Приключения муравья»

Тема «Рыбы»
Соединить линиями разных цветов каждую рыбу с местом ее обитания (море, река, аквариум).

Упражнение «Прятки»

Упражнение «Подбери слова». Послушай рассказ. Вставь пропущенные слова-картинки (текст читает взрослый).

Упражнение «Рассмотри и расскажи»

Упражнение «Узнай рыбку». Что это за рыба? Дорисуй хвост и раскрась картинку.

Упражнение «Рассмотри, назови, посчитай»





Упражнение «Расскажи-ка»

Упражнение «Продолжи рассказ»




Тема «Цветы»
Соедини цветы




Упражнение «Путешествие пчелы»

Упражнение «Расскажи-ка»

Букет для мамы
2847340105283000
Составь рассказ по картинке. Назови свой рассказ.

Тема «Весна»




Познакомить ребенка с названиями весенних месяцев




Упражнение «Найди и закрась».

Упражнение «Нелепицы»

Упражнение «Назови и сравни»







Упражнение «Увидели, не увидели»

Тема «Лето »
Раскрась то, что бывает летом





Познакомить ребенка с названиями летних месяцев




Составь по картинкам сравнительный рассказ