Мастер-класс«Применение элементов здоровье сберегающих технологий на уроках русского языка в 5-7 классах».


Мастер-класс
учителя русского языка и литературы
МКОУ «СОШ №2 ст.Сторожевой-2»
Мигули Любови Петровны.
«Применение элементов здоровье сберегающих технологий на уроках русского языка в 5-7 классах».
Ничто так не истощает и не разрушает человека
как продолжительное физическое бездействие.
Аристотель.
Цель мастер-класса – организовать деятельность участников педагогического совета, в результате которой они смогут прийти к выводу, что действительно с помощью использования современных технологий можно решить проблемы сохранения здоровья детей при организации образовательного процесса.
Задачи:
Определить роль учителя в сохранении здоровья школьников.
Создать условия для демонстрации технологий, способствующих сохранению здоровья школьников.
Подвести итоги занятия. Оценочно-деятельностная рефлексия.
Ход проведения.
1.Знакомство со слушателями мастер-класса.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте!
- Что обозначает слово «здравствуйте»? (приветствие, уважение, пожелание здоровья человеку).
- Наше занятие пройдет под девизом «БУЬТЕ ЗДОРОВЫ!»
2. Представление опыта работы.
Когда одного из древних философов спросили: «Что ценнее – богатство или слава?», - он ответил : «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!».
Эти слова формируют главную мысль: настоящее богатство человеческой жизни – это здоровье. Каждому педагогу известно, что ребенку свойственна естественная потребность в движении. В двигательной деятельности, как самостоятельной, так и педагогически управляемой, ребенок познает самого себя, развивает свое тело и приспосабливается к условиям окружающей среды.
Укрепление здоровья и физические нагрузки способствуют улучшению умственной деятельности и повышения уровня физического развития. Большое влияние активный двигательный режим оказывает на устойчивость умственной деятельности школьников в течение учебного года. Объем двигательной деятельности должен соответствовать потребностям детского организма: это поможет сохранить работоспособность к концу уроков в школе, к концу всего дня, недели, четверти, учебного года. Кратковременные физические упражнения и игры на уроках нужны даже при выполнении домашнего задания: они способствуют поддержанию активного внимания и повышают производительность труда.
Кроме того, у ребенка есть определенные пределы работоспособности, и чем младше ученик, тем быстрее она снижается. Это связано с истощением нервных клеток, обусловленным неустойчивостью нервных процессов, повышенной возбудимостью коры головного мозга. Вот почему важно предотвратить возникновение усталости, своевременно выявить ее первые признаки и как можно быстрее ее снять. В этом педагогам пригодятся малые формы отдыха (физкультминутки, динамические паузы).
Основные задачи этой формы работы:
вернуть уставшему ребенку работоспособность, внимание;
снять мышечное, умственное напряжение;
предупредить нарушение осанки.
3.Мастер – класс.
1. Постановка цели мастер-класса.
Цель здоровье сберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Русский язык – серьезный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому без применения здоровье сберегающих технологий на уроках русского языка и литературы не обойтись, так как они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения, которые сформулировал Н.К.Смирнов:
«Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность – активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.
Ответственность за свое здоровье – у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровье сберегающие технологии.
2.Практическое занятие с применением здоровье сберегающих технологий.
- Хочу поделиться своими наработками по данной теме.
Большое значение имеет организация урока. В начале урока для положительного эмоционального настроя, эмоционального заряда часто использую небольшие по объему стихотворения, которые помогают эмоционально и психологически настроить обучающихся на работу.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку ---(дети хором) «пять».
***
Нас две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
***
Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Парта у меня в порядке:
И учебник, и тетрадки.
Я настроился, готов
Начать урок без лишних слов.
Очень часто я начинаю урок с упражнений – энергизаторов.
Энергизатор – это короткое упражнение, восстанавливающее энергию группы.
Назначение энергизаторов на уроке – создание положительной психологической атмосферы в классе, восстановление энергии и усиление групповой активности. Кроме того, они позволяют учащимся проявить уровни способностей – телесно-кинетические, визуально-пространственные, межличностного общения.
Энергизаторы полезны тем, что снижают монотонность, возбуждают активность учащихся и стимулируют их к дальнейшей работе.
Преимущества использования энергизаторов:
восстановление энергии учеников;
привлечение их внимания;
объединение нескольких методов обучения в единое целое;
включение всех в процесс обучения, получение удовольствия от учебы.
Упражнения-энергизаторы для начала урока.
***
При входе в класс учащимся выдаются салфетки. Дети становятся в круг или сидят за партами. Учитель спрашивает у детей:
- Страшно, боитесь, сомневаетесь, что не получится? И я боюсь…
- Давайте оставим все свои страхи в бумажной салфетке, скомкаем эту салфетку с вашими страхами и выбросим в корзину.
Дети выбрасывают салфетки в корзину, последним бросает салфетку учитель. Затем просит учащихся взяться за руки и громко сказать: «У нас все получиться!»
(Данное упражнение снимает напряжение, располагает к работе, заряжает учеников положительными эмоциями.)
***
- Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опускаются маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики). Все снежинки оказались на земле. Тихо кругом, наступила ночь.
Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро!».
Я рада вас видеть, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
Нельзя начинать урок, если дети сидят неправильно. Для этого я, начиная с 5-го класса, провожу следующее упражнение:
Сели правильно:
Раз – сели правильно, выпрямили спины, подняли головы.
Два – проверили правильность посадки (расстояние до стола одна ладонь), если мало – отодвинулись, если много – придвинулись.
Три – правильно поставили ноги и положили руки на стол.
В дальнейшем мне достаточно сказать раз-два-три, и дети сразу принимают правильную осанку. Это упражнение я провожу и в течение всего урока, когда вижу, что дети неправильно сидят.
Также использую небольшие рифмовки
Например: Я (начинаю): «Парта – это не кровать.»Дети (продолжают): «И нельзя на ней лежать».
В более старших классах такие упражнения доведены до автоматизма, поэтому даже в 11 классе дети сразу продолжают фразу, или принимают правильную осанку.
При проведении урока не нужно забывать о следующих факторах:
плотность урока (не менее 60% - 70%);
количество видов учебной деятельности (3-7);
Средняя продолжительность различных видов деятельности (не более 10 минут);
Частота чередования различных видов учебной деятельности (смена не позже чем через 7-10 минут);
Наличие эмоциональных разрядок (2-3);
Место и длительность ТСО (в соответствие с гигиеническими нормами);
Чередование позы (поза чередуется в соответствие с видом работы, учитель наблюдает за посадкой учащихся);
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток (на 20 и 35 мин урока по 1 мин из трех легких упражнений с 3-4 повторами каждого).
На уроке я также различные виды деятельности: работа с учебником и в тетрадях, работа в тетрадях и у доски (причем за урок каждый учение бывает у доски не менее одного раза), контрольные листы, расположенные на доске или в презентации; работа с мультимедийным приложением к учебнику ( при этом каждый ребенок выходит и работает при помощи мышки, часто 2-3 раза).
На уроках русского языка и литературы при прослушивании текстов (аудиозапись, чтение учителя), просмотре видеофрагментов дети могут принять удобную позу, прилечь на стол.
Для закрепления материала я часто использую такие приемы как «Ромашка», «Цветик-семицветик», ветка с осенними листьями, снежинки (в зависимости от времени года) и др. Ребята выходят к доске отрывают лепесток, на обратной стороне которого написан вопрос.
Огромное значение в ходе урока имеют физкультминутки. Во время физкультминуток дети выполняют общеразвивающие упражнения с поворотами и наклонами туловища в разные стороны, прогибаниями в стоны и назад, наклонами головы.
Физкультминутки должны:
Соответствовать возрастным особенностям учащихся, быть простыми, интересными и доступными, иметь игровой характер, быть удобными для выполнения на ограниченной площади, эмоциональными и достаточно интенсивными.
Быть знакомы детям, чтобы не тратить время на их объяснение и разучивание.
Состоять из упражнений, которые направлены на активизацию основных мышечных групп и снимают статистическое напряжение, вызванное длительным сидением (потягивание, выпрямление и выгибание позвоночника, расправление грудной клетки, выполняемые с одновременными движениями рук вверх и в разные стороны – это способствует выпрямлению позвоночника и повышает тонус мышц-разгибателей туловища);Согласовываться с видом и тематикой занятий, характером деятельности. Физкультминутки могут сопровождаться видеофрагментом или небольшими по объему рифмовками:
***
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте. Дружно вместе
Сделаем вот так:
Учитель или ученик показывает упражнение.
***
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
***
Утомились? Отдохнем!
Физминутку проведем.
***
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
***
Австралийский дождь.
Ход упражнения: Ученики стоят. Учитель показывает движение, все повторяют его.
- Знаете ли вы что такое «австралийский дождь»?
- Поднимается ветер (потираем руки).
- Падают первые капли дождя (щелкаем пальцами).
- Начался ливень (хлопаем ладонями по бедрам).
- Ливень превращается в бурю (топаем).
- Буря стихает (хлопаем ладонями по груди).
- Стихает ливень (хлопаем ладонями по бедрам).
- Заканчивается дождь, падают последние капли (щелкаем пальцами)
- Шумит ветер (потираем ладони).
- «Австралийский дождь» кончился. Выглянуло солнце (дети поднимают руки вверх)
Упражнение для глаз.
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?-
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочки часов,
Проведем глазами дружно,
Ну а дальше – будь здоров!
Теперь и вы все отдохнули,
Новая забота:
Нужно сделать на «отлично»
Новую работу.
Профилактика близорукости.
Исходное положение – сидя. Каждое упражнение 5-6 раз.