Доклад на тему Система использования здоровье сберегающих технологий в процессе реализации ФГОС


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа №5»
Районный конкурс
методических идей «Реализуем ФГОС»
«Система использования здоровье сберегающих технологий в процессе реализации ФГОС».
Работу выполнила
учитель географии
И.Н.Нестеренко
хутор Прогресс
2016 год.
Система использования здоровье сберегающих технологий в процессе реализации ФГОС.
И.Н.Нестеренко, учитель географии
МБОУ СОШ № 5, х. Прогресс, Гиагинского района, республики Адыгея
Нужно поддерживать крепость тела,
чтобы сохранить крепость духа.
Гюго В.
Школа является учебным заведением, в котором обучающиеся получают многообразные знания. Это место, где будущий гражданин страны осваивает этические и моральные нормы того общества, в котором ему предстоит жить.
До недавнего времени, педагоги и родители понимали здоровье в узко биологическом смысле и рассматривали здоровье ребенка как отсутствие у него болезней. В настоящее время стали уделять внимание различным аспектам здоровья и здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни включает в себя два компонента: биологический и социальный. С одной стороны, человек является неотъемлемой частью биологического мира, с другой стороны, человек — социальный организм. Здоровый образ жизни представляет собой социальную ценность, укрепление которой важнейшая задача учреждений образования, родителей и всего общества.
Древние говорили: «Здоровый дух в здоровом теле», подчеркивая таким порядком слов приоритетность здоровья духовного, которому сопутствует и здоровье физическое; другими словами, если человек культурен в широком смысле этого понятия, духовен, то и за своим физическим здоровьем он не сможет не следить.
Здоровый образ жизни – это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности.
Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности. Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей успешной работы, семейной жизни. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни. Школьники должны быть убеждены в том, что использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания – это жизненно необходимо. Иными словами, здоровью надо учить. Такие понятия, как «беречь здоровье», «не вредить здоровью», не должны остаться лишь добрыми пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. То есть и этому надо учить. Надо понимать, что вести здоровый образ жизни, чтобы не болеть, способны не все учащиеся. Самих по себе знаний о пользе здорового образа жизни недостаточно: важны соответствующие мотивы. И у школьников такие мотивы необходимо формировать.
Основными приемами пропаганды здорового образа жизни среди школьников, используемыми в учебном процессе, принято считать:
Формирование знаний о здоровом образе жизни, о собственном здоровье, о привычках растущего человека, о нормальном нравственном и отклоняющемся поведении детей и подростков.
Организованная двигательная активность учащихся в условиях использования специально разработанных методик и технологий формирования здорового образа жизни.
Формирование здоровых навыков и привычек учащихся.
Знания о здоровом образе жизни формируются в ходе уроков и внеклассной деятельности. В ходе развития представления о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, играм, проектной деятельности детей.
Наиболее эффективные способы формирования здорового образа жизни в учебном коллективе, которые могут использоваться и педагогами и школьными психологами:
организация совместной деятельности детей, информирование их о ходе реализации совместных задач, поощрение активности, инициативы, творчества;
умение находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на основе которых необходимо организовывать коллективные творческие дела;
формирование традиции класса и создание ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка;
умение привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрение открытости, доброжелательности, использование конструктивных способов разрядки негативных эмоций;
создание условий для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранения стабильно положительных отношений между учителями и учащимися.
Охрана здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Поэтому сегодня перед системой образования поставлена задача не только по формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, но и по охране здоровья детей.
Условия охраны здоровья учащихся регламентированы такими нормативно – правовыми документами как Федеральный закон «Об образовании». Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 были сформулированы следующие требования к образовательным учреждениям в направлении охраны здоровья обучающихся, воспитанников:
целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;
рациональная организация образовательного процесса;
организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;
организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
организация профилактики употребления наркотических веществ обучающимися, воспитанниками;
комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
По мнению академика Амосова здоровый образ жизни включает в себя следующие основные компоненты: правильное и рациональное питание; двигательную активность; положительные эмоции; закаливание; предупреждение формирования пагубных привычек, плодотворную трудовую деятельность.
Рассмотрим эти компоненты:
Правильное и рациональное питание.
Здоровье школьника во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Современный рацион питания большинства детей отличается большим потреблением продуктов, содержащих много углеводов. В результате — переедание и ожирение. Школьное питание должно быть сбалансированным и исключать продукты, которые содержат различные консерванты, подсластители и красители, не полезные и даже опасные для здоровья.
двигательная активность.
Двигательная активность - это биологическая потребность организма, от удовлетворения которой, зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.
В образовательном процессе важно обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, спланировать ее содержание, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий.
Суточная двигательная активность - это сумма движений, выполняемых ребёнком в процессе жизнедеятельности, включает в себя три компонента:
физическую активность в процессе обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;
активность в процессе физического воспитания;
спонтанную физическую активность в свободное время.
Первое место в двигательном режиме учащихся принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, физкультминутки на уроках с умственной нагрузкой, динамические паузы и подвижные игры в группах продленного дня.
Второе место в двигательном режиме учащихся занимают учебные занятия по физической культуре. Уроки физической культуры призваны предупреждать развитие у школьников устойчивой гиподинамии и её последствий, возникновение болезней опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, нервной систем, способствовать устойчивости к стрессовым ситуациям во время школьных уроков и в быту. Но два урока физкультуры в неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки. Для школьников занятия физическими упражнениями должны занимать 8-12 часов в неделю. Даже трех уроков физкультуры явно не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма в движении. Поэтому должно быть сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями, спортом.
Третье место отводится самостоятельной двигательной активности, возникающей по инициативе детей. Наиболее благоприятны для организма являются ходьба, бег, плавание, катание на лыжах и коньках, подвижные игры на свежем воздухе, прогулки перед сном.
Закаливание организма.
Закаливание представляет собой комплекс процедур, направленных на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов. Закаливание детей необходимо производить в школе и дома с учетом индивидуальных особенностей организма.
Прежде чем организовать закаливающие процедуры, нужно обратиться к медицинскому работнику, потому что закаливание оказывает сильное воздействие на организм, особенно на детей, которые приступают к нему в первый раз. Врач должен правильно подобрать способы закаливания. Наблюдение врача в процессе закаливания организма поможет выявить эффективность процедур или обнаружить нежелательные отклонения в здоровье.
В школьной практике необходимо использовать некоторые нетрадиционные формы закаливания вовремя уроков физкультуры, спортивных секций, уроков здоровья, в группах продленного дня, летних школьных лагерях отдыха. Это хождение босиком по полу, по асфальту в теплый сезон года, полоскание горла прохладной водой, влажные обтирания и обливания ног. Одной из задач школы является выработка у детей потребности в систематическом применении закаливающих процедур в соответствии с указанными гигиеническими рекомендациями.
Виды закаливания школьников бывают разные.
Воздушные ванны – это самая щадящая форма закаливания, как правило, применяется для ослабленных детей, как в учреждениях образования, так и в домашних условиях.
Водные закаливающие процедуры – обтирания, души, ванны, обливания, характеризуются отличным оздоровляющим эффектом. По сравнению с воздушными и солнечными процедурами водные воздействия – более стрессовые для организма, поэтому их индивидуализация – важнейший принцип в процессе закаливания детей.
«Пульсирующий» микроклимат – еще один доступный вид закаливания школьников. В настоящее время учащиеся проводят в помещении большую часть суток. Постоянная температура помещений не создает закаливающего эффекта. Для обеспечения закаливающего эффекта необходимо создать «пульсирующий» микроклимат. Подобные условия создаются изменением режима работы отопительной системы и проветриванием помещений. Такие условия можно создать в школе во все сезоны года и в любую погоду.
Таким образом, закаливание - мощный фактор оздоровления детского организма, не требующий больших временных затрат и экономически доступен. Закаливание способствует воспитанию силы воли, упорства в достижении цели, самоорганизации школьника и существенно увеличивает резервы здоровья детского организма.
Рациональный режим труда и отдыха — необходимый компонент здорового образа жизни.
Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:
правильное чередование труда и отдыха;
регулярный прием пищи;
сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну;
определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур;
определенное время для приготовления домашних заданий;
определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
Каждый день школьника любого возраста должен начинаться с пробуждения и утренней гимнастики, которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и дает заряд бодрости на весь предстоящий день.
Утренний завтрак - это первый дневной приём пищи. Диетологи считают, что завтрак для школьника должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов. Фрукты - это источник витаминов, поддерживающих иммунитет. В зерновых продуктах содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва. Из зерновых продуктов готовят каши, мюсли. Молочные продукты представляют собой незаменимый источник кальция, необходимый для детского организма. К молочным продуктам относятся молоко, йогурт, творог, сыр.
Режим дня включает занятия в школе, которые начинаются.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2–4-х классов — не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
для обучающихся 5–6-х классов — не более 6 уроков;
для обучающихся 7–11-х классов — не более 7 уроков.
Обед школьника должен быть организован с 13.00 до 14.30 в зависимости от возраста и окончания школьных занятий.
Обед - это основной прием пищи, обеспечивающий организму наибольшее количество калорий, белков в течение дня, поэтому он должен составлять 35 — 40%, от общей суточной калорийности.
Послеобеденный отдых или сон в течение одного часа без чтения книг и просмотра телевизора. Младшим школьникам рекомендован дневной сон. Чем младше ребенок, тем его нервная система обладает меньшей выносливостью к внешним раздражителям и тем больше его потребность во сне. Хотя современного ребенка сложно уложить спать после обеда, но спокойный отдых необходим.
Свободное время – еще один обязательный компонент режима дня школьника. Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам. Это чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач. В это же время ребенок посещает различные секции: спорт, музыка, рисование, плаванье. Не стоит забывать и о прогулках на свежем воздухе. Детей, начиная с 7 -летнего возраста, все больше следует привлекать к выполнению домашних обязанностей. Этот пункт, предусмотренный режимом дня, имеет большое значение в жизни школьника, так как позволяет выработать трудолюбие.
Подготовка домашних заданий в режиме дня должна планироваться с учетом времени, необходимого для их выполнения.
Учащиеся первых классов обучаются без домашних заданий, поэтому у них появляется дополнительное свободное время для занятий по интересам.
Домашние задания даются учащимся начальной школы с учётом возможности их выполнения в следующих пределах: во 2 и 3классе до 1,5 часов, а в 4 классе – до 2 часов. Для обучающихся 5-9, 10-11 классов домашние задания даются в следующих пределах: в 5классе – до 2 часов, в 6-8 классе – до 2,5 часов, в 9-11 классе – до 3,5 часов.
Родители и дети должны чётко знать основные гигиенические требования, касающиеся выполнения домашних заданий: организация рабочего места, ритм и продолжительность занятия, сосредоточенность при их выполнении, отдых во время выполнения домашних заданий.
Нельзя исключать из режима школьника полдник.
Полдник - это лёгкий приём пищи между обедом и ужином, который проводится около 16 - 17 часов, в зависимости от возраста.
Вечерние прогулки на свежем воздухе организуются после выполнения домашних заданий. Это обязательный компонент здорового образа жизни.
Ужин, согласно режиму, дня должен быть в 19.00 или в 20.00 часов, в зависимости от возраста.
Ужин составляет 25% калорийности суточного рациона, и быть не позже чем за 2-3 часа до сна.
День школьника в 20.30 или 21.00 должен завершаться приготовлением ко сну и последующим сном.
Продолжительность сна для детей 7-летнего возраста должна составлять 12 часов в сутки, для детей 8-9 лет составляет 10 часов, для 10- 12 лет 9 часов и для учащихся старшего возраста 8 часов. Недосыпание вредно сказывается на нервной системе школьников и ведет к снижению работоспособности.
Следующий компонент здорового образа жизни - это недопущение вредных привычек : курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.
Психологи считают, что вредная привычка – это склонность, которая превратилась у ребенка в потребность. И происходит это постепенно и в течение довольно продолжительного времени.
Причины появления вредных привычек у детей могут быть разные:
недостаток внимания к ребенку со стороны родителей или учителей;
желание ребенка обратить на себя внимание взрослых;
психологические или физические проблемы у ребенка;
стремление избавиться от скуки или успокоиться;
особенности характера ребенка и методы его воспитания в детстве;
подражание старшим или своим сверстникам.
Наличие привычки курить, употреблять спиртное и наркотики – одна из самых тревожных и беспокойных для родителей и педагогов. Эти привычки получили в последние годы широкое распространение среди школьников, причем к курению дети приобщаются нередко уже в младшем школьном возрасте, а тяга к спиртным напиткам и наркотикам появляется в старших классах. Иногда простое любопытство, желание «все попробовать» со временем приводит к трагическим последствиям. Выход из ситуации – изменение образа жизни, занятия спортом, ежедневные прогулки на свежем воздухе с родителями и друзьями, совместный активный отдых на природе.
Искоренение перечисленных привычек – дело не простое. Оно требует терпения, последовательности, системы и выдержки. Любую из вредных привычек трудно искоренить, если бороться с ней от случая к случаю. В данной деятельности должны сотрудничать родители и учителя. В школе учащиеся с вредными привычками должны быть на контроле у педагогов.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Литература
1. О.А. Безрукова Работа школьного социального педагога по формированию здорового образа жизни у подростка.
2. Ванчук С. И. Формирование здорового образа жизни / С. И. Ванчук. Мозырь, 2009.
3. Ю.В.Валентик, А.В.Мартыненко, В.А.Полесский «Формирование здорового образа жизни молодежи». М. 2000.
4. Грошева Т. И. Здоровье, которое всегда с тобой / Т. И. Грошева. Мозырь, 2006.
5. Зайцев, Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. - 3-е изд., перераб. и доп, 2001.
6. Зеленко Т. А. , Добрянская О. В. Использование здоровьесберегающих технологий в практической деятельности учителя начальных классов.-Мозырь, 2007.
6. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы / В. И. Ковалько. М., 2004.