Семинар для учителей школы «Сохранение здоровья учащихся с применением здоровье сберегающих технологий»


Семинар - практикум для учителей
«Сохранение здоровья учащихся с применением здоровье сберегающих
технологий»
Цель: обучение учителей школы методам и приемам здоровье сбережения учащихся.
Упражнение «Знакомство» Участники выстраиваются в круг и каждому, по очереди, бросается мяч. К кому он попадет должен назвать качество своего характера на первую букву имени.
Теоретический материал: презентация «Здоровье сберегающие технологии на уроках и вне учебной деятельности».
Тест «Мое здоровье»
1.У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногдараздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.
6. Последнее время несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утромпосле пробуждения.
За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.
Определение результата и его интерпретация:
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе...
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, особенно если вы набрали от 7 до 10 баллов. Но лучше подумайте над своим образом жизни, над теми привычками, которые губительно влияют на ваш организм. Ведь в тесте нет многих других признаков плохого состояния здоровья, о которых я предпочла умолчать, понимая, что вы сами откровенно обсудите их во время тренинга. Воспользуйтесь этой возможностью»
Мозговой штурм «Десять заповедей здоровья, или Рецепт долголетия»
1). Предлагаю вам представить себя долгожителями и с помощью метода мозгового штурма в группах составить 10 главных заповедей здоровья человека.
2). После этого каждый отмечает те заповеди, которым следует сам.
3). Обсуждение.
Упражнение «Мой портрет в лучах Солнца» (упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга и тем самым улучшить психологический климат в коллективе). Участникам предлагается нарисовать Солнце, в центре написать свое имя, а на лучах:
- мое любимое животное;
-моя любимая игра;
- моя любимая музыка;
- мое любимое занятие в свободное время.- мой любимый цвет;
- чем ты отличаешься от других;
- чего ты хочешь добиться в жизни?
Зачитывание, по желанию, своих ответов.
Упражнение «Я-высказывание» (способствует улучшению психологического климата в классе между учащимися и учителем).
«Я- высказывание»- это прием, с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и негативных переживаниях, а не о ребенке и его поведении, которое это переживание вызвало.
«Я- высказывание» всегда начинают такими словами, как: «Я», «Меня».
«Ты- высказывание» содержит негативную оценку человека, часто обвинения. Это может вызвать сопротивление и протест.
«Я- высказывание» - это сообщение о наших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения.
Участникам, по группам раздают карточки с описанием проблемных ситуаций, предлагают составить «Ты- сообщение» и «Я- сообщение».
Зачитываются ситуации и объясняют, какое эмоциональное состояние вызывает «Ты- сообщение» и «Я-сообщение».
Обсуждение.
Ситуации:
Учитель объясняет материал на доске, ученик при этом рассматривает журнал.
Учитель ведет урок, опоздавший на 10 минут учащийся, заходит в класс.
Ученица пришла в школу, вызывающе одета.
Упражнение на снятие напряжения.
Для снятия напряжения необходимо:
1) начать с плавного вращения глазами — дважды в одном направлении, затем дважды в другом;
2) зафиксировать внимание на отдаленном предмете, а затем переключить его на предмет, расположенный поблизости;
3) нахмуриться, напрягая окологлазные мышцы, затем расслабиться;
4) широко зевнуть несколько раз;
5) расслабить шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону;
6) поднять плечи до уровня ушей и медленно опустить;
7) расслабить запястья и поводить ими;
8) сжать и разжать кулаки, расслабляя кисти рук;
9) сделать три глубоких вздоха;
10) мягко прогнуться в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону;
11) расслабить лодыжки;
12) сжать пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх.
8. Первая помощь при остром стрессе. (Выполняется, либо всеми участниками, либо вызывается доброволец, который под команду психолога выполняет упражнения).
Противострессовое дыхание
Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.
Минутная релаксация.
- Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние.
Противострессовая гимнастика.
Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи, руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойное. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимите голову (так чтобы она не закружилась).
4. Смените род деятельности.
- Займитесь какой-нибудь деятельностью, все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку.
9. Упражнение «Спасибо, нет!».
Дидактическая игра в форме интервью журналиста, дискуссия с участием всех.Цель: научиться противостоять давлению взрослого, уметь использовать аргументы, т.е. причины, по которым можно отказаться.Сценарий игрыДействующие лица: журналист, мальчик Дима 12 лет, родители мальчика.Журналист сообщает: «Позавчера вечером в городскую больницу был доставлен двенадцатилетний мальчик Дима, обнаруженный под окнами одного из домов, мальчик был без сознания. К счастью, он остался жив. «Что произошло?» - спрашиваю я Диму, который уже выписался из больницы».Дима рассказывает: «Вчера вечером мы возвращались домой с катка: Артур, мой друг, и я... Когда мы шли через парк, к нам подошел незнакомый дядя и пригласил нас к себе в гости, пообещав показать коллекцию марок. Артур сказал, что уже поздно, его ждет отец, и ушел. Я же после «веских» аргументов мужчины (он сказал мне, что я уже взрослый, настоящий мужчина, имею право сам принимать решения) согласился пойти с ним, хотя мне и не очень хотелось этого делать. В квартире он предложил мне раздеться, выпить несколько капель рома, включил приятную музыку, стал обнимать меня и говорить мне приятные комплименты... Что-то испугало меня в его поведении, и, когда он вышел в соседнюю комнату (там зазвонил телефон), я попытался спуститься с балкона, но было скользко, я сорвался... Больше ничего не помню».Журналист говорит: «Разговариваю с родителями мальчика и обращаюсь к его отцу: «Что вы думаете о вчерашнем приключении вашего сына?» Отец Димы отвечает: «После телефонного разговора с другом (поздно вечером я позвонил Артуру) я сразу же начал его искать. Я не мог поверить, что случилось что-то ужасное... И только рано утром я нашел сына в больнице».Журналист обращается к матери: «Почему это произошло? Зачем Дима пошел поздно вечером с незнакомым человеком?»
Мать: «Мой сын немного ниже одноклассников ростом. Может быть, отсюда все его комплексы, а, может быть, таким образом он хотел доказать, что он уже взрослый».Журналист: «Как это могло произойти?»В этот момент подключается преподаватель: «Сначала давайте ответим на вопрос, как вели себя Дима и его друг? Почему они вели себя таким образом? Кто повел себя правильно? Что бы могли сделать Артур и Дима, чтобы этого приключения не было? Как сказать нет, когда на тебя оказывают давление?»
Осуждение в группах ситуации. Участникам предлагается составить свои варианты того, как сказать « нет!».
10. Подведение итогов. Рефлексия. Участникам предлагается ответить на вопросы.
Что понравилось?
Что узнали нового?
Что не понравилось?
Что будете использовать в своей деятельности?