Статья на тему: Применение элементов здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе


"Применение элементов здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе".
Здоровье дарит радость. 
Здоровье дарит свет. 
Здоровье – это сила!
Здоровье – это смех!
         Здоровье - это самая большая драгоценность для каждого из нас. Здоровье подрастающего поколения - это процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности в школе и дома. Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальны на современном этапе. 
             Английский язык в школе  - это серьезный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому учителю необходимо уделять особое внимание здоровье сберегающим технологиям. Прежде всего педагогу необходимо строить уроки в соответствии с динамикой внимания учащихся , учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. От правильной организации урока зависит то состояние, в котором пребывает ребенок, зависит длительность его умственной  работоспособности и возможность своевременного предупреждения утомления.  Во избежание усталости учащихся необходима частая смена видов деятельности, применение игровых методов, творческих заданий. Это способствует развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. 
           Для снятия усталости и повышения работоспособности я провожу короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен и танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряжение снижается, а музыка и слово воздействует на чувство и сознание. 
Общеизвестен тот факт, что у детей младшего школьного возраста хорошо развита долговременная память. Исходя из этой особенности, я тспользую различные рифмовки при обучении чтению, лексике, грамматике на уроках английского языка. Заучивая в младшем школьном возрасте рифмовки, направленные на понимание и овладение определенного языкового явления, учащиеся и в будущем смогут использовать приобретенные при помощи рифмовок навыки.
Рифмовка – это определенная группа рифм, имеющих свою постоянную форму. В совокупности эти формы образуют систему рифмовки. Эта система включает в себя рифмы, основанные на созвучии, на ритмических особенностях и окончаниях.
Рифмовки:
-легко запоминаются и надолго остаются в памяти;
-могут использоваться, как элементы различных игр;
-служат для тренировки произносительных навыков;
-применяются при проведении физкультразминок;
-делают урок разнообразнее, ярче, интереснее.
Используя рифмовки, учитель может реализовать многие методические задачи, такие как: 1. Отработка произносительных навыков. 2. Введение и активизация лексических единиц в речи. 3. Тренировка и закрепление грамматического материала. 4. Обучение чтению. 
При повторении лексики учащимся предлагается пропеть рифмовки на мотив какой–либо известной песни. Рифмовки и песни учитель заранее готовит дома. Например, названия членов семьи получится пропеть на мотив песни «В траве сидел кузнечик»:
I have, I have a mother.
I have, I have a father.
I have, I have a brother,
A brother and a son. И т.д. 
 
Заучивание тематических рифмовок помогает при изучении выражений классного обихода. Такие рифмовки служат для приветствия, введения в основную часть урока, фонетических разминок, физкультминуток. Например, для приветствия очень подходят диалогические рифмовки:
- Hello! How are you?
- I’m fine. And you? - I’m shine.
And you? - I’m not so bad, thank you.
- And I’m glad to see you too. 
В конце урока учащиеся могут произнести рифмованный монолог:
Thank you for your knowledge,
Thank you for your mark!
The lesson is over.
Good-bye and good luck! 
 На протяжении первого года обучения иностранному языку, учитель ведет работу по заучиванию букв, звуков, основных правил чтения. Очень эффективно использовать рифмовки для изучения букв английского алфавита. Представляя новую букву, учитель проговаривает рифмовку, где встречаются слова с этой буквой. Чтобы запомнить графическое изображение буквы, необходимо записать эту рифмовку на доске или показать в презентации, выделив нужную букву в словах. Для лучшего запоминания рифмовок, возможна «инсценировка» рифмовки, то есть изображение жестами того, о чем говориться в рифмовке. Примеры рифмовок для изучения букв английского алфавита:
1. Letter Cc – Child is swimming in the sea.
2. Letter Nn – Now let’s make a snowman.
3. Letter Rr – Ravens flew away so far.
4. Letter Tt – Tim in winter likes to ski.
Для тренировки артикуляционного аппарата существуют различные рифмовки. Каждый учитель использует различные рифмовки для развития навыков произношения. При составлении таких рифмовок необходимо учитывать то, что тренируемый звук должен неоднократно повторяться в одной фразе. 
Примеры:
Red Rabbit eat orange carrot. Звук [r]
A bear brings a basket of berries to bears. Звук [b]
Hunters hunt for hares in the hunting. Звук [h] 
             Использование рифмовок на уроках английского языка дает огромное пространство для творческой деятельности учителя и ученика. Рифмовки по своей сути многофункциональны и дают учителю необходимые ресурсы для обучения различным аспектам языка. При помощи рифмовок учитель может не только обучать, но и развивать память, внимание, мышление и воображение. Уроки с применением рифмовок всегда динамичные, живые, насыщенные, ученики активные, раскрепощенные. Применение рифмовок способствует повышению мотивации и развитию коммуникативной компетенции. Использование рифмовок на уроках не должно быть спонтанным и формальным, оно должно строго соответствовать поставленным целям, задачам и тематике урока. Учитель заранее должен определить какую задачу он сможет решить, применяя упражнение с рифмовками. Соблюдая эти нормы, каждый учитель сможет сделать свой урок увлекательным и продуктивным.
            Пальчиковые игры - это великолепная возможность общения с ребенком на уровне тактильных ощущений, что является важным для развития мелкой моторики ребенка. Чем более ловкие пальчики, тем более гибкий ум. Сюжет игры, сопровождаемый движением пальчиков, способствует повышению интереса, концентрации внимания и преодолению психологических трудностей в общении. С помощью пальчиковых игр вводится новый лексический материал, а также идет отработка фонетических и речевых образцов.
Пальчиковая игра - песенка "I have a father..."
Большой пальчик "ребёнок" разогнут, остальные пальчики сложены в кулачок.
I have a father, - разгибается указательный палец
/ have a mother, - разгибается средний палец
/ have a sister, - разгибается безымянный палец
/ have a brother. - разгибается мизинец
Do you like - сгибает-разгибает большой палец
your father?- сгибает-разгибает указательный палец
Yes, Idol - три раза касается большим пальцем указательного
Do you like your mother? - Yes, I do! - то же самое со средним пальцем
Do you like your sister? - Yes, I do! - то же самое с безымянным пальцем
Do you like your brother? - Yes, I do! - то же самое с мизинцем
 
Пальчиковая игра - песенка "This pig is strong!"
Большой пальчик, "свинка", разогнут, остальные пальчики сложены в кулачок.
This pig is strong! - разгибается указательный палец This pig is big! - разгибается средний палец
This pig is clever! - разгибается безымянный палец
This pig is weak! - разгибается мизинец
Are you strong? - Yes, I am! - сгибает-разгибает большой пальчик и указательный
Are you big? - Yes, I am! - сгибает-разгибает большой пальчик и средний
Are you clever? - Yes, I am! - сгибает-разгибает большой палец и безымянный
Are you weak? - Yes, I am! - сгибает-разгибает большой палец и мизинец
This pig is strong! - указательный палец складывается в кулачок   ,This pig is big! - средний палец складывается в кулачок
This pig is clever! - безымянный палец складывается в кулачок
This pig is weak! - мизинец складывается в кулачок
Strong! Strong! - разгибается указательный палец
Big! Big! - разгибается средний палец
Clever! Clever! - разгибается безымянный палец
Weak! Weak! - разгибается мизинец
 
Пальчиковая игра - песенка "There are 4 cats on the mats"
Большой палец прижат к внутренней части ладони, остальные пальчики подняты вверх.
There are 4 cats on the mats! - четыре пальца сгибаются-разгибаются
Hi! Hi! Hi! Hi! - машут рукой, изображая приветствие
There are 4 cats on the mats!
Hi! Hi! Hi! Hi!                                                            
Miaow! Miaow! Miaow! Good bye! Good bye!Good bye! - указательный палец несколько раз сгибается и в конце прижимается к ладони, остаётся три пальца                                                                 
There are 3 cats on the mats!... - и т.д.
 
Игра - одна из форм релаксации, которая приводит к быстрому восстановлению работоспособности и сопровождается положительными эмоциями. Дети очень любят играть. В данном случае это не командное и личное первенство, а игра, которая способствует отдыху.
Например:
- при изучении алфавита: изобразить букву, нарисовать в воздухе,
- приизучении темы "Животные": изобразить животное мимикой, жестами, голосом, движениями.
Игра “Magiс bag” (2-3 класс, изучение структуры is it a…..?)
Цель: развитие грамматических умений.
В непрозрачный мешок складываю игрушки (животные), учащиеся угадывают, что за игрушка (is it a cat?  Is it a dog?)Игра «Знаешь ли ты животных?»
После изучения темы «животные», педагог перечисляет ряд предметов. Как только он называет животное, дети хлопают в ладоши.
Игра «Что я делаю?»
Дети образуют круг. Ведущий стоит в середине и показывает движения (бег, прыжки). Дети должны по-английски назвать, что он делает. Тот, кто угадывает первым, становится ведущим.
Игра «Что на ком одето?»
Педагог называет предметы одежды, а дети, на которых одета называемая вещь, должны встать.
Игра “Who is this?”
Цель: Отработка вопросительного предложения “Is this...?”, ответ на вопрос.Ход игры: Выбирается один учащийся по считалке, которую учащиеся произносят хором. Он поворачивается спиной к классу, а ученики по знаку учителя здороваются с ним или произносят условную фразу на иностранном языке, меняя голос. Учащийся должен узнать, кто ему задает вопрос “Is thisVova?”, класс отвечает: “Yes./No.”
Игра “Цвет, цвет, выходи!”
Цель игры: Отработка лексики по теме “Цветa”.Ход игры: Учащиеся встают в круг. Водящий называет цвет, например “red”.Участники игры должны быстро найти одежду или какой-либо предмет в классе этого цвета и показать его. Кто первым это сделает, тот становится водящим. Игра возобновляется.
Игра “Sunday next Monday”
Цель: Отработка названия дней недели.Ход игры: Ученики образуют круг. В центре стоит руководитель игры. У него в руках мяч. Он бросает мяч ученику и говорит: “Sunday next Monday”. Ученик ловит мяч, затем бросает его другому ученику, называя следующий день недели: “Monday next Tuesday”. Кто ошибется, тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся дни недели. Ее можно видоизменить, подставляя другую лексику для отработки, например, названия месяцев, времен года.
Who Knows the Parts of the Body Best?Вариант 1: Класс делится на две команды. Ученики – представители от каждой команды по очереди выполняют приказания учителя: “Touch your head/ Show your shoulders. Count on your fingers”, и т. д. Если ученик правильно выполнил задание, команда получает очко, если ошибся, команда теряет очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. В заключение учитель говорит: “Team 1 knows the parts of the body best”.
Вариант 2: Учитель показывает и называет какую-нибудь часть тела, например: “This is my head. This is my hand. This is my leg”, и т. д. Иногда он “ошибается”, например, показывая на свою руку, говорит: “This is my leg”.Представитель команды, к которому он обращается, должен быстро показать на подбородок или не только показать, но и сказать: “This is your hand.”
Игра “The Chain of Words”
Учитель бросает мяч одному из учеников и говорит: “One.” Ученик ловит мяч и, бросая его другому ученику, говорит: “Two.” И т.д. Когда ученики доходят до последней цифры, которую они знают, счет начинается сначала. Допустивший ошибку “платит фант”.
Вместо числительных можно использовать названия времен года, месяцев, дней недели.
Игра “One Fox, Two Foxes...”
На столе учителя много игрушек разных видов. Каждый вид представлен несколькими экземплярами. Дети по очереди подходят к столу и быстро их считают: “One fox, two foxes” и т.д. Нельзя считать уже посчитанные игрушки.
Игра “The Dog Is on the Desk”
Учитель берет игрушку, ставит её на стол (под стол, в коробку, за коробку и т. п.) и говорит “The dog is on the desk.” Ученик, к которому он обращается, должен с ним согласиться: “Yes, the dog is on the desk.” Иногда учитель “ошибается” и неправильно называет местонахождение предмета. Например, поставив игрушечную собачку на стол, он говорит: “The dog is near the door.” Согласившись с ним, ученик выбывает из игры.
Игра "Fruit Basket".
Учитель начал игру с разговора о фруктах.Teacher: Autumn is my favorite season, children. I like autumn because I like fruit.Jane: I like fruit, too. I like melons.Teacher: Oh, you do, here is a good melon for you. ( Дает картинку с изображением дыни.)Andrei: I like water-melons.Teacher: Then take a wonderful water-melon.Lena: I like oranges.Teacher: Take an orange. What a wonderful fruit basket you can make!
 
Теперь у каждого картинка с изображением какого-либо фрукта. Все ребята садятся в круг, ведущего, как всегда выбирают с помощью считалки. Ведущий говорит: “Apple, change places with Orange”. «Яблоко» и «Апельсин» меняются местами, а в это время ведущий пытается занять одно из мест. Потерявший место становится ведущим. Можно попросить поменяться местами сразу все «фрукты» и дать команду “Fruit basket, upset!”
 
Игры с мячом:
 
Переводчик. Учащийся выходит к доске и, отбивая мяч от пола, называет 5 слов по 1 теме (например: частей тела, видов спорта, продуктов питания), передает ход другому (так повторяются слова из различных тем, а еще можно тренировать неправильные глаголы);
Интервью: ученики отвечают на вопросы учителя и ловят мяч.
       
Дыхательные упражнения: 
            Значение дыхательной гимнастики велико. Это способствует  поддержанию здоровья детишек, повышению их интереса к учебе, ведь приток кислорода улучшает мозговую активность и внимание.
           Дети, представьте, что мы воздушные шарики (Weareballoons). Сейчас я буду считать, а вы на каждую цифру делаете глубокий вдох: one, two, three, four- дети делают 4 глубоких вдоха. По команде «Breath in!» необходимо задержать дыхание. Затем, я буду считать от 4 до 8, а вы делаете глубокий выдох «Breath out!» — four, five, six, seven, eight.
Гимнастика для глаз:
 1. Крепко зажмурьте глаза на 3-5сек., затем откройте их (считаем от 1 до 20 по-английски). 
2. Быстро поморгайте глазами в течение 30-60 сек (считаем десятками от 10 до 100 по-английски). 
3. Расположите указательный палец правой руки напротив носа на расстоянии 25-30 см от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3-5 сек., опустите руку (называем, в качестве повторения, дни недели, название месяцев). 
4. Посмотрите на кончик носа. Затем закройте глаза и посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы (действие сопровождаем повторением предлогов: to the right, to the left, up, down).
Физкультминутки на уроках английского языка в 2-4 классах.
      Использование здоровье сберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого ученика, позволяет успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности. А задача учителя не только дать знания, но и сохранить здоровье детей в процессе обучения.