РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕ-СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Семенова С.А.
Учитель МБОУ «Гимназия №21» Приволжского района г. Казани
Проблема состояния здоровья школьников становится в настоящие время все более острой
Эта проблема рассматривается на разных уровнях. Решить многие проблемы помогает валеология-наука о здоровье и о здоровом образе жизни.
Первый шаг по пути формирования культуры отношения у ребенка к своему здоровью может быть проделана на уроках в начальных классах.
Валеология подходит к здоровью человека с позиции «Само. Самосознание, самопознание, самооздоровление».
Ребенок живет в состояние бесконечного нервного напряжения, тревожного ожидания. Болезненную психическую напряженность он испытывает как дома, так и в школе. В школе от перегрузки учебными предметами, дома от выполнения чрезмерных домашних заданий, а также от переживаний социальной неполноценности, элементарной физической и моральной незащищенности, несправедливого к себе ощущения отчужденности, личные неудачи порождают чувства озлобленности, равнодушия.
Задача педагогов, психологов, родителей в обеспечение естественного нормального хода обучения и воспитания, развитие самосознания детей предотвращением психологических травм.
Этот вопрос очень заинтересовал меня, поэтому в течение нескольких лет веду экспериментальную работу, направленную на экологию школьника. За основу взяла программу «Здоровье», руководителем которой является доктор медицинских наук Касаткина Н. В.
Программа дает школьнику возможность поэтапного открытия в себе главных психических и физических составляющих :сенсорных ощущений, зрительно- моторных увязок, эмоциональных колебаний и т. д. Она учит методам конструктивного переживания внутренних конфликтов.
Программа «Здоровье» начинается с первого класса и продолжается на всех ступенях школы. Каждая ступень реализует данную программу на более высоком уровне и формирует более глубокое понимание мер по охране и укрепления здоровья.
Программа 1-4 классов имеет следующие разделы:
Раздел 1 «Самопознание».
Раздел 2 «Я и другие».
Раздел 3 «Генетические правила и предупреждения инфекционных заболеваний».
Раздел 4 «Питание и здоровье».
Раздел 5 «Основы личной безопасности и профилактика травматизма».
Раздел 6 «Культура потребления медицинских услуг».
Раздел 7 «Предупреждения употребления психоактивных веществ».
Для реализации программ не требуют дополнительные часы в учебных планах школы, она может органично войти в образовательные области на основе синтеза с базовым компонентом. В течение учебного года ученика исследуется поэтапно:
-изучается документация
-проводятся беседы с врачом по проблемам здоровья учеников
- измеряется рост, вес, частота сердечных сокращение, артериальное и пульсовое давление.
Умственная и физическая работоспособность наблюдается в течение дня, недели, года. В конце учебного года проводится анализ работы и подводится итог работы.
Данные анализа показывают тенденцию к утомлению уч-ся в конце года, т. к. им не хватает времени на полноценный отдых. Одним из выходов из этой ситуации является переход на пятидневную учебную неделю. В своей работе обращаю внимание на регулярные физкультурные минутки, на релаксацию на уроке, а также на формирование здорового образа жизни.
Физкультурные минутки проводятся на начальном этапе утомления ( 10-20 минут урока).Упражнения должны быть простыми, ритмичными, интересными, возможно с музыкальным сопровождением.
Релаксационные минутки: продолжительность их 2-3 минуты на различных этапах урока. Это массаж ушных раковин, массаж пальчиками затылочной и теменной части головы, гимнастика для глаз:
-посмотреть вверх-вниз, влево- вправо
-посмотреть в правый верхний угол, в левый нижний, закрыть глаза, расслабиться
-круговые движения глаз по часовой стрелке, а за тем против часовой стрелке, закрыть глаза, расслабиться
-посмотреть в окно, найти самую дальнюю точку, затем самую близкую точку, закрыть глаза, расслабиться
Физкультурные паузы- комплекс физических упражнений и игр. Проводятся такие паузы между занятиями на переменах.
Формирование здорового образа жизни. Выступление агитбригады на тему «Здоровое питание», утренник «Осенние дары», семейный праздник»Спортивная семья», устная газета «Вредные привычки», диспут «Компьютер-польза или вред» и т. д.
Смена посадочного места. Каждую неделю уч-ся меняются партами в ряду. Ученики пересаживаются на одну парту вперед, неизменными остаются первые парты, т. к. они предназначены для детей с ослабленным зрением. Каждый месяц уч-ся меняются рядами, следовательно меняется и зрительное поле ученика, а это профилактика сохранения зрения.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Литература
1. Касаткина Н. В. , Щеплягина Л. А. «Здоровье» учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов. Казань 2013 г. Стр. 5,7-8.
2. Ананьева Н. А. ,Ямпольская. «Здоровье и развитие современных школьников, Школа Здоровья» 1994 г. ,Т. 1 стр. 13-18
3. Грузков В.Н. ,Кулагина Л. И. «Здоровый образ жизни уч-ся» Начальная школа № 9 2007 г.