Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе


ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Пыршенкова Наталья Юрьевна – учитель физической культуры
Вопрос здоровья детей и качество образования во все времена и для всех народов был актуальным, а в настоящее время он стоит очень остро. По данным исследований российских ученых численность абсолютно здоровых школьников в наше время составляет 15% от общего количества учащихся; 67% детей имеют функциональные отклонения; 15% детей и 25% подростков имеют проблемы с психическим здоровьем. В настоящее время более 1 мил.
300 тыс. учащихся отнесены по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Резко снизилось количество детей, поступающих в первый класс, не имеющих отклонения по всем признакам здоровья. Пугающим фактом является то, что к окончанию школы у многих обучающихся незначительные расстройства здоровья переходят в хронические заболевания. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушения зрения и осанки, в 4 раза психоневрологические отклонения, в 3 раза - патология органов пищеварения.
Причин на то много, в том числе и экологическая ситуация, и высокий уровень социальной напряженности. Большую часть дня ребенок проводит в школе, и состояние его здоровья напрямую зависит от того, насколько грамотно выстраивается учебный процесс, в который он погружен. Ученые, психотерапевты, психологи, социологи и многие другие специалисты утверждают, что в настоящее время в учебном процессе используется множество новых педагогических технологий, что влечет за собой постоянное увеличение объема учебной нагрузки. Стремясь повысить качество образования, мы часто забываем, что организм ребенка находится в постоянном росте и развитии, клетки головного мозга обладают еще относительно низкими функциональными возможностями и чрезмерные нагрузки, высокие требования могут стать именно той причиной, которая усугубит его физическое и психическое здоровье.
Да, новое время выдвинуло актуальные требования к образованию: воспитание людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных, но нельзя при этом забывать, что перед нами личность со своим характером, темпераментом, доминирующими полушариями мозга, преобладающим типом памяти, морфофункциональной конституцией, биохимической спецификой организма. Каждый ребенок индивидуален, и потому, осуществлять обучение, не нанося вреда его здоровью, можно лишь в том случае, если образовательный процесс будет строиться на здоровьесберегающей основе.
В нашем учебном заведении из всех нарушений в здоровье детей на
первом месте находятся нарушения осанки и зрения. Я думаю такая же ситуация складывается во всех школах нашего района, потому что мы забываем простой закон: ребенок по своей природе весь в движении, сидеть для него противоестественно. А как организовано рабочее место в классных комнатах, дома при выполнении домашних заданий? Только в положении сидя. И так из года в год. Между тем, практически во всех серьезных исследованиях, посвященных анализу причин возникновения болезней цивилизации, фактор сидения отнесен к базовым факторам риска в возникновении самой тяжелой соматической патологии 21 века.
Именно овладение педагогами методиками здоровьесберегающих технологий, внедрение их в образовательный процесс, использование на каждом уроке и во внеурочное время, позволит изменить статистику, которая указывает, что к окончанию школы незначительные расстройства в здоровье ребенка переходят в стойкие хронические заболевания. А это негативно скажется и на следующем поколении.
Сохранить нравственное и физическое здоровье детей можно лишь в том случае, если изменить технологию обучения и выстроить ее таким образом, что будут учтены индивидуальные особенности каждого ребенка – обучение на индивидуальной основе. Необходимо учитывать даже различия полов, так как специалисты утверждают, что время, необходимое для вхождения в урок, зависит от пола. Девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики врабатываются долго.
Настало время, когда методы принуждения в получении знаний необходимо заменить методами, которые будут способствовать развитию поисковой активности обучающихся. Нельзя, чтобы задания носили общий характер, при котором не учитываются ни уровень подготовки, ни мотивация к обучению, а ребенка ставят перед фактом: ты должен это сделать. Такие задания не побуждают его к действию.
На наш взгляд использование в педагогической практике технологии развивающего обучения может привести к тому, что учащиеся постепенно овладевают нормами общения, в группе ребенок удовлетворяет свою потребность в самоутверждении, нарабатывает опыт сотрудничества. Решая учебную задачу, дети могут свободно высказывать свои суждения, зная, что их никто не судит, даже если эти суждения неверны, так как на основе неправильного суждения можно сделать открытия в обсуждаемом вопросе. В группе после найденного решения возникает эмоциональный контакт на вербальном уровне, дети готовы к обсуждению, у них есть свое мнение.
Методика сменного спикера дает возможность каждому учащемуся выступать по очереди от имени группы в межгрупповом взаимодействии.
Данная методика помогает даже самому робкому преодолеть себя, и ставит его в ситуацию развития, в ситуацию успеха. Это позволяет избежать стрессовой ситуации для слабоуспевающих детей, так как и его высказанные пути решения поставленной задачи, пусть даже неверные, принимаются и обсуждаются в достижении результата. Таким образом, у ребенка исчезнет страх перед тем, что он будет в очередной раз осмеян. Ребенок научится не только смело высказывать свои предположения, но и прислушиваться, делать анализ предложенных другими детьми путей решения поставленной задачи. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Ребенок научится верить в свои силы» . Ведущим стрессовым фактором в школе является ограничение времени, выделяемого на определенную работу. Специалисты в области естественных наук установили, что ритм работоспособности у людей связан с индивидуальными особенностями его организма и отражает его биологический ритм деятельности. Ограничивая ребенка во времени, мы нарушаем его биологический ритм. И для того, чтобы адаптироваться, он прикладывает большие усилия, что приводит к высокому психологическому напряжению, к снижению качества учебной деятельности, а как правило, и к нарушению
физического здоровья ребенка .Необходимо отойти от традиционной системы оценивания знаний обучающихся, и понять, наконец, что плохая оценка не должна быть поводом для огорчения – это сигнал, как ребенку, так и педагогу, о необходимости продолжить работу, тогда нам удастся уйти от стрессовой ситуации, которую получает ребенок при оценивании его знаний.
В настоящее время отмечается интенсификация учебного процесса и осуществляется она различными путями. Первый – увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов, элективных курсов и т. п.). По данным Министерства образования РФ нагрузка в основной школе увеличилась почти в 2 раза, но если учесть, что на приготовление
домашних заданий необходимо 3 – 4 часа, то рабочий день школьника
составляет 8 – 12 часов . Второй вариант интенсификации учебного процесса состоит уменьшении количества учебных часов при сохранении объема учебного материала, что приводит неизбежно к увеличению домашних заданий.
В результате всего выше указанного происходит не просто утомление школьников, а
переутомление, результат – нарушение физического и психического здоровья ребенка. Двигательная активность детей, пребывание их на свежем воздухе сводится до минимума из–за недостатка времени. У детей развивается гипокинезия (особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности) и гиподинамия (ослабление мышечной деятельности, обусловленное сидячим образом жизни и ограниченной двигательной активностью), поэтому перед учебными учреждениями стоит первоочередная задача – сократить время пребывания ребенка в статическом положении и увеличить двигательную активность.
Еще в 1935 году российский физиолог Аршавский доказал, что двигательная активность не истощает энергофонд организма, а управляет энергетикой, жизнью организма, его ростом и развитием.
Таким образом, благодаря двигательной активности обеспечивается полноценное индивидуальное развитие ребенка . Двигательной активностью обучающихся в школе может восполняться при взаимодополняющем сочетании двух направляющих:
1) Введение в учебный процесс режима динамических поз (чередование положения стоя – сидя – стоя) с использованием конторок;
2) уроков физической культуры и работы спортивных секций во внеурочное время;
3) малых форм, вводимых в структуру учебного дня (вводная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультурные паузы, физические упражнения на удлиненной перемене).
За счет малых форм можно реализовать 40% суточной нормы двигательной активности. Вводная гимнастика до уроков на протяжении 5 – 10 минут не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику, она имеет свое назначение – подготовить ребенка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание. Очень важно, чтобы гимнастику проводили сами учащиеся под руководством учителя, и комплекс упражнений менялся не реже двух раз в месяц . Большое значение имеют подвижные перемены, так как они способствуют тому, что в работу включается большая часть групп мышц, которые в ходе урока находились в статическом положении. Таким образом, осуществляется профилактика и происходит предупреждение развития искривлений позвоночника и ряда нарушений опорно – двигательного аппарата. Кроме того, дети расслабляются эмоционально, происходит снижение нервного напряжения, что восстанавливает работоспособность учащихся.
Установлено, что оптимальная устойчивая работоспособность у младших школьников составляет 10 – 15 минут, в среднем звене – 20 – 25 минут, в старших классах – 25 – 30 минут, затем развивается утомление, работоспособность снижается, и информация детьми не усваивается . Для решения данной проблемы рационально использовать физкультминутки –кратковременные серии физических упражнений, используемых для активного отдыха. Использование физкультминуток приводит к уменьшению утомления и снижению отрицательного влияния однообразной рабочей позы, активизируют внимание и повышают эмоциональный фон. Время, которое затрачивается на проведение физкультпауз и физкультминуток не превышает 2 – 3 минуты, комплекс упражнений должен зависеть от особенностей урока, для каждого класса целесообразно выработать 2 – 3 условных вербальных поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключаться .В связи с интенсификацией обучения, появлением новых компьютерных технологий, компьютерных средств обучения, в том числе электронных учебников, с каждым годом увеличивается количество детей с нарушением зрения, так как глаза – самые неподготовленные к учебным нагрузкам органы ребенка. Поэтому просто необходимо вводить в содержание учебных занятий специальные зрительные упражнения и игры для тренировки мышц глаза, физкультурные минутки через каждые 10 – 15 минут занятий. Работу по профилактике и укреплению зрительного аппарата учащихся необходимо начинать с первого
класса, так как острота зрения у здоровых детей 6 – 7 лет составляет 0,8 – 0,9, а
рефракция глаза характеризуется возрастной дальнозоркостью, которая уходит только к 10 – 11 годам.
Практика педагогов нашего учебного заведения показывает, что высокого профилактического эффекта можно достичь, используя методику по охране и укреплению здоровья детей В. Ф. Базарного, так как предполагаемые упражнения доступны, легко воспроизводимы, можно использовать часто, меняя лишь варианты заданий.
В последнее время появился еще один социальный фактор, который влияет на здоровье детей – сотовая связь. Родители покупают ребенку телефон уже с первого класса, но при этом мало кто из них размышляет о возможности отрицательного влияния электромагнитных полей сотовых телефонов на здоровье ребенка, способном привести к нарушению нормального развития детского и юношеского организма, причем как у сегодняшнего поколения, так и у последующих.
Современные знания о биологическом действии сотовой связи показывают, что использование сотового телефона детьми до 16 лет может негативно сказаться на их здоровье, так как до шестнадцатилетнего возраста присутствует большая проводимость мозгового вещества. Из – за меньших размеров и объема головного мозга ребенка, меньшей толщины черепной коробки, удельная поглощенная мощность также больше, и излучение проникает в те отделы мозга, которые у взрослых не облучаются.
По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, электромагнитное поле может вызывать раковые заболевания, нарушения поведения, ослабление памяти, болезни Паркинсона и Альцгеймера и многие другие .Психологи и педагоги делают вывод, что мобильники вызывают зависимость, которая выражается в беспокойстве ребенка на уроке по поводу отсутствия телефона, что приводит к депрессивному настроению, скачкам артериального давления. Большинство детей постоянно ждут звонка или SMS , достают мобильник, проверяют, нет ли пропущенной информации.
В 2001 году Европарламент рекомендовал странам – членам Евросоюза ввести запрет на использование сотовыми телефонами для детей, не достигших подросткового возраста. Предупредительных концепций в отношении ЭМП сотовых телефонов придерживаются: Швейцария, Италия, Швеция, Израиль, Великобритания, Франция, Венгрия. На сегодняшний день необходимость принятия данной концепции возникла и в нашей стране.
Школа – это институт, который не только обучает, но и воспитывает, помогает ребенку познать себя. Сегодня перед школой стоит задача – воспитание культуры здоровья.
В школьный учебный план включены: художественная, физическая,
экологическая культура, культура поведения, общения и другие, а вот системы целенаправленного воспитания культуры здоровья пока нет. Именно с этим обстоятельством специалисты связывают снижение уровня здоровья учащихся. Ребенок должен осознать необходимость сохранения своего здоровья и чем раньше он поймет, тем лучше будет не только для него самого, но и для всего общества.
Конечно, не все образовательные учреждения могут ввести преподавание культуры здоровья в учебный план, но можно произвести интеграцию различных аспектов здорового поведения в преподавание базовых учебных
дисциплин. Особую роль в сохранении здоровья школьников необходимо отводить «Дням
здоровья». Во многих школах День здоровья проводится один раз в начале учебного года, но этого недостаточно, в учебном плане должно быть утверждено ежемесячное проведение дней активного отдыха и спорта, для того чтобы компенсировать недостаток в двигательной активности обучающихся. Недопустимо День здоровья превращать в массовую пробежку, так как наряду с повышением двигательной активности, День здоровья должен выполнять просветительскую и воспитывающую функции, повышающие уровень знаний учащихся в вопросах здоровья и способствовать их приобщению к здоровому образу жизни.
Состояние здоровья детей ухудшается. К сожалению, свой вклад в эту печальную статистику вносит семья. Культура здоровья – это область общечеловеческой культуры, в которой формирование ценностей начинается с рождения ребенка и продолжается на всех этапах его развития и обучения, но на сегодняшний день многие родители строят свою воспитательную тактику на основе современных физиологических, психологических и социокультурных представлений о развитии ребенка.
Среди родителей, считающих, что у них есть достаточный минимум педагогических знаний: 9% пытаются, но не умеют применять знания на практике, 26% не всегда применяют, а 65% не применяют вообще. Поэтому в настоящее время школе приходится вести просветительскую работу по вопросам формирования культуры здоровья детей и среди родителей, так как только при совместной работе мы сможем сохранить как физическое, так и психическое здоровье наших детей.
Список используемой литературы:
Валик Б. В. Ребёнок и физические нагрузки // Физическая культура в школе. - 2006. № 2. - с.68.
Водяницкая О.М. Организация здоровьесберегающей в школах Москвы // Физическая культура в школе. - 2004. - № 7. с. 7.
Шапарь А.В., Перетятько В.В. Роль и место физической культуры в образовательном процессе // Физическая культура в школе. - 2005. - N-4. - с.28.