Доклад на тему:Пути реализации здоровьесберегающих и личностно-ориентированных технологий в учебном процессе.


Чернова Н.А. учитель начальных классов,
руководитель ШМО учителей начальных классов
МОБУ СОШ №1 с.Бижбуляк.
Пути реализации здоровьесберегающих и личностно-ориентированных технологий в учебном процессе.
Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Поэтому, мне кажется, это не только задача школы, а обязательное условие её работы! В своем выступлении я расскажу о том, как учителя начальных классов реализуют на практике.
Планируя свои уроки, учителя ставят перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье? Для этого многие учителя на уроках используют приемы здоровьесберегающих и личностно-ориентированных технологий. Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что вправе поставить вопрос: “Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение”. Еще А.Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля”. Начну с того, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, предполагают соблюдение требований СанПиНов. Во всех кабинетах начальных классах грамотно подобрана цветовая гамма, которая способствует нормализации эмоционального состояния. Почти во всех кабинетах высота парт в соответствии с ростом учащихся. Проведена цветовая маркировка мебели. В классах соблюдается воздушно-тепловой режим. Здоровый образ жизни включает в себя рациональное питание, все учащиеся питаются в школьной столовой, соблюдают личную гигиену. Перед столовой учащиеся обязательно моют руки. Большое значение имеет организация урока. Учитель строит свой урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, во избежание усталости учащихся.
Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, учителя первых классов учат первоклашек приветствовать друг друга, учат говорить вежливые слова, учат улыбаться. Проводят уроки Доброты, часы Здоровья по темам: режим дня школьника, вред табачного дыма на здоровье человека, питание основа жизни и т.д..Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках, внеклассных мероприятиях, кружках, внеурочной деятельности также играет важную роль. Необходимо, чтобы каждый ученик поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытал не только радость познания, но и радость общения, радость творчества. Поэтому на всех уроках учителя создают благоприятный фон, доброжелательную обстановку, чтобы дети в полной мере могли раскрыть свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Это можно проследить на уроках всех коллег. На уроках ребята свободно вступают в обсуждение проблемы урока со сверстниками и с учителями, задают вопросы на уточнение непонятного. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности каждый учитель старался составить расписание так, чтобы четверг или пятница были облегченными учебными днями.
Урок – должен быть зоной психологического комфорта. С этой целью в начале урока учителя используют методы эмоциональной раскачки. Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, пожелания, поздравляют с днем рождения. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение. В течение учебного года не менее трёх раз классные руководители меняют расположение посадочных мест для каждого ученика. Трижды меняется и зрительное поле ученика, а это профилактика сохранения зрения. Одной из наиболее злободневных проблем образовательного процесса в начальной школе является быстрая утомляемость учащихся. Им приходится сидеть на одном месте, ограничивая себя в движении, сидеть в наклонной позе, а это может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, поэтому рациональная организация учебной деятельности, проведение физкультминуток, которые включают физические и дыхательные упражнения, упражнения для сохранения зрения на уроке способствует сохранению здоровья. Обычно в течение урока проводится 2-3 физкультминутки. Очень нравятся детям физкультминутки в стихах. Все физминутки можно разделить на такие группы:
упражнения для снятия общего или локального утомления;
упражнения для улучшения мозгового кровообращения;
упражнения для кистей рук;
гимнастика для глаз;
упражнения для мобилизации внимания;
упражнения, корректирующие осанку;
дыхательная гимнастика.
Новый Стандарт предъявляет требования к созданию высокого уровня информационно-образовательной среды. Три кабинета начальных классов оснащены современным оборудованием: интерактивной доской и мультимедийным проектором. Возможности мультимедийного проектора и интерактивной доски поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При этом учителя соблюдают все нормы при использовании современного оборудования.
В систему работы начальной школы включены внеклассные мероприятий, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Среди них можно выделить классные часы: «Полезные и вредные привычки»
«Витамины – наши друзья»
«Личная гигиена» , «Береги здоровье с молоду» и др.;
Беседы (учителя, медицинского работника, родителей).
Работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов, стихотворений).
Игры, соревнования, с использованием знаний правил дорожного движения, личной гигиены («В гостях у Мойдодыра», «Светофор»)
Устные журналы («Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»).
Во 2 и 4 классах провели олимпийские уроки, посвященные Олимпиаде в городе Сочи 2014 году. На этих уроках дети узнали , где и когда проводились первые Олимпийские игры и родина популярных спортивных игр.
Мероприятия для учащихся, родителей, праздники, экскурсии. Регулярно (один раз в год) обучающиеся проходят плановый медицинский осмотр врачами. В соответствии с требованиями ФГОС, в учебный план введен третий час физической культуры. Все обучающиеся посещают занятия физкультуры. В начале учебного года все классы принимали участие в спортивных соревнованиях, проводимых в школе: «День Здоровья», в практических мероприятиях по эвакуации из школы.
Новые образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Работа внеурочной деятельности организована по нескольким направлениям, одно из которых – спортивно-оздоровительное. Это «Чемпион», «Ритмика». Главная цель данного направления - обучение детей бережному отношению к собственному здоровью, приемам его сохранения.
Формы проведения занятий соответствуют возрастным особенностям младших школьников - это занимательные игры, беседы, оздоровительные минутки, кроссворды и т. п. Содержание занятий наполняется сказочными и игровыми сюжетами, персонажами. Комплекты УМК «Школа 2100», «Планета Знаний», используемые в работе учителей начальных классов,  помогают реализовать здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.  
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости и радости, а также пробуждать желание прийти на занятие снова.
Мы учителя начальных классов ожидаем, что в нашей кропотливой работе по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни выпускники начальной школы в результате приобретут индивидуальные навыки:
сохранения своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности;
спортивных занятий для сохранения и укрепления здоровья;
соблюдения правил гигиены и здорового режима дня.
подвижного образа жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».