Использование здоровье-сберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе на уроках русского языка и литературы


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 26
города Сызрани Самарской области





ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ

«Использование здоровье-сберегающих технологий
в учебно-воспитательном процессе на уроках русского языка
и литературы»








подготовил учитель
русского языка и литературы
Апаленова Ольга Владимировна




Г.Сызрань
2015г
Использование здоровье-сберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе на уроках русского языка и литературы.
        Современный человек все дальше отходит от природы. Мы перестаем активно двигаться, неправильно питаемся, дышим загрязненным воздухом. Официальная медицина предлагает огромный арсенал новейших средств и методов лечения заболеваний, однако очень часто, избавившись от одной болезни, человек приобретает несколько других, связанных побочными эффектами синтетических препаратов. Здоровье наших детей стремительно ухудшается. Очень многие заболевания, которыми страдало взрослое население, теперь можно встретить и  у совсем еще маленьких детей. Многие из них на современном   уровне  развития  медицины  излечить  пока  нельзя,  и  они приобретают хроническую, а порой неизлечимую форму.                                                                  
Актуальность работы педагогов в данном направлении очевидна. Здоровье каждого человека, и ребенка в том числе, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов. Работа педагогов в данном направлении  нацелена  на развитие здоровье-сберегающих навыков обучающихся.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, так как здоровье человека зависит не только и не столько от уровня развития медицины и организации здравоохранения, сколько от решения общих социальных и политических вопросов. Сужение проблемы здоровья до уровня медицинского, уровня здравоохранения решает лишь отдельные частные задачи, но не проблему в целом. Поэтому в последние годы активизировались научные исследования, касающиеся проблемы здоровья людей в системе образования, которая является предметом профессионального интереса специалистов, работающих не только в области медицины, но и психологии, педагогики и других наук. Медицине, как никогда, сегодня необходима помощь педагогики, так как все основные «факторы риска» имеют повседневную основу.
        Школа – один из первых социальных институтов, с  которым сталкивается   человек в процессе своего биологического и социального становления. В дальнейшем именно срывы адаптации к тем или иным перипетиям жизни в социуме будут приводить к постепенной утрате человеком того запаса «прочности», которое принято называть здоровье. Однако,  пока ребенок растет, формируется, педагоги, врачи, психологи, родители - все, от кого это зависит, должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим его здоровью, препятствующим его полноценному развитию. А напротив, стала образцом такой среды, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков человека и в то же время реально готовит его к будущей непростой жизни.
        Что же делать в сложившейся ситуации? Как помочь детям, получая знания, не терять своего здоровья?
        В связи с этим, семье и школе, точнее родителям и педагогам, отводится решающая роль в воспитании здорового подрастающего поколения.
 Ребенка можно назвать здоровым, если он:
        - в физическом плане - умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
- в интеллектуальном - проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение;
  - в нравственном - честен, самокритичен, эмпатичен;
- в социальном - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Исходя из всего вышеизложенного, целью и задачами своей работы как учителя в рамках здоровье-сберегающих технологий я вижу:
     создание комфортных условий для физического, интеллектуального, нравственного, социального развития на уроках русского языка и литературы, а также внеклассные мероприятиях, во внеурочной деятельности.
Отправными направлениями деятельности здоровье-сберегающих образовательных технологий  являются:
-четкая и рациональная организация учебного процесса;
- формирование здорового образа жизни, собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся;
- профилактика по предупреждению вредных привычек у школьников;
     - сотрудничество с медицинским персоналом школы с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;      
-  сотрудничество с родителями учащихся;
 - организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.
    Ожидаемые  результаты от работы:
     - формирование осознанного отношения учащихся и их родителей к здоровью ребенка как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;   
     - внедрение оптимального режима учебной деятельности и отдыха детей.
 формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;                                                                                         
    - знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.
           
     Средствами педагогического воздействия служат:
     - воспитательная работа (формирование культуры здоровья во время учебной, внеклассной, внеурочной деятельности);
     - учебная работа (удовлетворение информационных запросов ученика );
     - контроль и самоконтроль (ведение дневников здоровья).
     Приемы работы по сохранению здоровья школьников во время учебных занятий
     Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует чередовать виды учебной деятельности, активно отдохнуть, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности, необходимо проводить оздоровительные мероприятия в учебном процессе, чтобы учащиеся не уставали и могли работать на уроке в полную силу.
При подготовке к уроку я учитываю:
- Динамику работоспособности в течение рабочего дня;
- Динамику активности обучающихся на уроке;
- Оздоровительные мероприятия во время учебного процесса;
- Работа над снятием напряжения, созданием положительных эмоций во время урочной и внеурочной деятельности.
Весь дидактический материал урока должен соответствовать возрастным особенностям. Не должны преобладать книжные формы обучения. Необходимо строить урок так, чтобы детям было интересно и комфортно. В этом мне помогают разные виды уроков (уроки-игры, уроки-конкурсы, уроки-мастерские, уроки-КВНы и др.), инсценировки, упражнения игрового характера, ситуации успеха и многие другие творческие формы работы.
Оздоровительные мероприятия во время учебного процесса.
Гимнастика до учебных занятий
        Ежедневно перед первым уроком проводится гимнастика. Занятия благоприятно воздействуют на организм, способствуют формированию правильной осанки, дыхания, воспитывают привычку регулярно заниматься утренней гимнастикой, спортом. Коллективное выполнение физических упражнений до начала занятий дисциплинирует, организует, сплачивает обучающихся, повышает их работоспособность.
        В начале гимнастики упражнения должны быть сравнительно легкими и малоинтенсивными, в середине – интенсивными, а к концу интенсивность и трудность вновь должны быть снижены.

Зарядка
                        Рано утром все проснулись,
                        Хорошенько потянулись.
                        Спинки дружно все прогнули –
                        Вот и мышцы отдохнули.
                        Нашей матушке-землице
                        В пояс надо поклониться.
                        Повернулись вправо, влево –
                        Стало гибким наше тело.
                        Поднимаемся все выше –
                        Выше дома, крыши выше.
                        Руки к солнцу потянули,
                        Опустили и встряхнули.
                        Носом воздух мы вдыхаем
                        И на месте пошагаем.
                        И, как мишка косолапый,
                        Широко расставив лапы,
                        Мы пойдем, ребята, в лес.
                        Там в лесу полно чудес.
                        Грибы будем собирать
                        И в корзинку отправлять.
                        Подберезовик – берем,
                        Опенок ложный – обойдем.
                        В красной шапке, красавец,                                                                            
                        Полезай скорей в ларец!
                        Мухомор не надо брать,
                        Лучше дальше нам шагать.
                        В лесу зайца увидали,
                        Вместе с зайкой поскакали –
                        Прыг-скок, прыг-скок
                        Пойдем с пятки на носок.
                        Не шумите, тише, тише,
                        Мелким шагом, будто мыши.
                        Под кустами пробежали,
                        На полянку мы попали.
                        И, как бабочки попляшем,
                        Плавно ручками помашем.
                        Мы размялись хорошо,
                        Завтра повторим еще.
                        Ты мой друг, и я твой друг –
                        Встанем все в большущий круг,
                        Всем здоровья пожелаем
                        И учиться начинаем.

Учащимся очень нравятся тематические физминутки. Например, при изучении темы «Лексика» использовала следующую физминутку:
К нам с тобой пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко, а ты ответишь: низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь: близко.
Скажу я слово потолок, а ты ответишь: пол.
Скажу я слово потерял, и скажешь ты: нашёл.
Теперь начало я скажу. Ну, отвечай: конец !

***
Мы читали и читали,
а теперь все дружно встали,
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней.

***
Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом.
Левой – раз, левой – раз, посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки – дружно, веселей!
Застучали наши ножки – громче и быстрей!
По коленочкам ударим – тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем – выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, снова опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли.
А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч,
Снова вышли на парад.
Раз-два, раз-два, заниматься нам пора.

Гимнастика для рук
Для развития мелкой моторики используется гимнастика для рук.
        Упражнения выполняются фронтально, сидя за партой и даются в порядке возрастающей сложности. Во время физкультурной минуты учащиеся выполняют 4 – 5 упражнений и заканчивают обязательно расслаблением кистей рук. Описанные ниже упражнения не только послужат активным отдыхом для утомленных пальцев, но и увеличат их подвижность и силу. Каждое упражнение повторяется в течение музыкальной фразы или 5 – 6 раз подряд под счет учителя.                                                                                  
И. п.: руки согнуты в локтях на весу. Пальцы рук с силой сжать в кулак и разжать.
И. п. – то же. Вращение каждым пальцем. Пальцы левой руки вращаются против часовой стрелки, пальцы правой руки – по часовой стрелке.
И. п. – то же. Вращение кистей рук вправо и влево. Правая кисть вращается влево, левая – вправо.
И. п. – то же. Круговое вращение рук в локтевых суставах перед собой - к себе и от себя.
И. п. – руки ладонями вперед, пальцы сомкнуты. Отвести большие пальцы в сторону и поочередно, начиная с указательного пальца, присоединить к ним все остальные пальцы. Отвести в сторону мизинцы и поочередно присоединить к ним все остальные пальцы.
И. п. – пальцы рук в «замке». Прижать руки к груди, развернуть ладонями вперед, потянуться руками вперед.
И. п. – пальцы рук сцеплены в «замок». Свободное движение пальцев в «замке».
Расслабить кисти рук. Встряхнуть ими произвольно или в такт музыки.



Пальчик, пальчик, где ты был? Этот пальчик гриб нашел,
С этим братцем в лес ходил, Можешь пальцы сосчитать:
С этим братцем щи варил, Один, два, три, четыре, пять.
С этим братцем кашу ел, Десять пальцев, пара рук -
С этим братцем песни пел. Вот твое богатство, друг!
Этот пальчик в лес пошел,

Проговаривая текст, ученики поглаживают каждый палец с четырех сторон двумя пальцами противоположной руки.
Наши пальчики трудились,                                                                              Хорошо писали.
                        Они так старались,
                        А теперь устали.
                        Мы немного отдохнем,
                        С силой кулачки сожмем.
                        Пальцы разжимаем
                        И опять сжимаем.
                        Раз, два, три, четыре, пять –
                        Можно ими помахать.
                        В чистый ручеек руки опускаем,
                        И усталость с пальчиков
                        Мы водой снимаем.
        (Дети имитируют мытье рук. Следующие слова произносятся на выдохе.)
                        Спасибо, водица,
                        За новые силы,
                        Теперь мы напишем
                        Все тексты красиво.

Упражнения, снимающие напряжения глаз.

Несколько раз посмотреть вверх, вниз, вверх, вниз.
Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо, вверх и т. д. Закрыть глаза.
Несколько раз поочередно посмотреть направо, налево. Закрыть глаза.
Посмотреть прямо, направо, прямо, налево и т.д. Закрыть глаза.
Посмотреть вверх, в правый угол, вниз, в левый угол. Затем сменить направление.
Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза; влево, закрыть глаза.
Попеременно посмотреть на кончик своего носа, затем на предмет вдали.
Попеременно посмотреть на кончик своего пальца, расположенного на расстоянии 30 – 35 см, затем на предмет вдали.
Попеременно сосредоточить взгляд на каком-нибудь предмете (видеть его четкое изображение)
Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.

         Упражнение для укрепления мышц глаз и усиления зрения

        Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги ступнями опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.
                        Проведем, друзья, сейчас
                        Упражнение для глаз.
                        Вправо, влево посмотрели,
                        Глазки все повеселели.
                        Снизу вверх и сверху вниз.
                        Ты, хрусталик, не сердись,
                        Посмотри на потолок,
                        Отыщи там уголок.
                        Чтобы мышцы крепче стали,
                        Смотрим мы по диагоналям.
                        Мы не будем циркуль брать,
                        Будем взглядом круг писать.
                        А теперь слова напишем.
                        Чьи же буквы будут выше?
                        «Папа», «мама», «дом».  «Трава» –
                        За окном у нас видна.                                                                                
                        Вдаль теперь ты посмотри.
                        Что ты видишь там в дали?
                        А теперь на кончик носа.
                        Повтори так восемь раз –
                        Лучше будет видеть глаз.
                        Глазки нас благодарят,
                        Поморгать нам всем велят.
                        Плавно глазками моргаем,
                        Потом глазки закрываем.
                        Чтобы больше было силы,
                        К ним ладошки приложили.
        (Дети закрывают глаза ладонями, держат так их до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)
                        Раз, два, три, четыре, пять –
                        Можно глазки открывать!
                 С целью профилактики появления близорукости и ее прогрессирования использую такие специальные упражнения для глаз, которые можно применять как в регламентированных занятиях физической культурой, так и самостоятельно (особенно желательно включить эти упражнения в физкультминутки, проводимые на уроках).
Приведу несколько упражнений.
И.п. – сидя. Крепко зажмурить глаза (3 – 5 сек), затем открыть на 3 – 5 сек. Повторить 5 – 7 раз.
И.п. – сидя. Моргать быстро в течение 20 – 30 сек. Упражнение улучшает кровообращение.
И.п. – сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко в течение 1 – 2 сек. Повторить 3 – 4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
И.п. – сидя. Закрытые веки массировать пальцем легкими круговыми движениями в течение 20 –30 век. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
И.п. – стоя. Смотреть перед собой 2 – 3 сек, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 сек, опустить палец. Повторить 5 – 6 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
И.п. – сидя. Смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 4 – 6 раз.

Упражнение на укрепление мышц шеи и головы

         Наклоны вправо, влево, вверх, вниз. Упражнение выполнять, прилагая усилия, чтобы способствовать развитию мышечного аппарата шеи, головы, плеч и спины.
                   Ветерок голову клонит,
                   Колокольчик сон твой гонит.
                   Ты головку вверх подкинь,
                   И пропой дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.
                         
Физкультурные минутки для улучшения мозгового кровообращения
И.п. – основная стойка. На счет «раз» - руки за голову, локти широко     развести, голова отведена назад. На счет «два» локти подаются вперед, голова наклонена вперед. На счет «три» руки расслабленно опускаются вниз, на счет «четыре» – принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе повторяется 4 – 6 раз.
И.п. – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и.п.. Повторить 3 – 4 раза. Темп медленный.
И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п. Повторить 4 - 5 раз. Темп медленный.
И.п. – стойка «ноги врозь, кисти в кулаках». 1- мах левой рукой назад, правой вверх. 2 – встречными махами переменить положение рук. Махи заканчиваются рывками руки назад. Упражнение повторяется 6 – 8 раз в среднем темпе.
Выполняется, сидя на стуле. 1 – отвести голову назад. 2 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Упражнение повторить 4 – 6 раз в медленном темпе.
орот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед; 6 – и.п. Повторить 

             
                             Упражнения для снятия утомления с мышц туловища. 

И.п. – стойка: ноги врозь, руки на поясе. 1 – повернуть туловище направо; 2 – повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

Упражнения для мобилизации внимания. 

И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; 6 – левую руку вверх; 7 – 8 – хлопки руками над головой; 9 – опустить левую руку на плечо; 10 – опустить правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 – правую руку на пояс; 13 – 14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4 – 6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2 – 3 – средний; 1 – 2 – медленный.




Упражнения для снятия утомления
        Упражнения рассчитаны на восстановление сил после тяжелой нагрузки, которые следует выполнять при первых признаках усталости.
Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы груди и плеч. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 1- 15 секунд.
Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно – так, чтобы было приятно, 10 – 15 секунд.
Растереть ладонями уши – вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх-вниз, вперед-назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15 – 20 секунд).
«Ворона». Произносить «ка-а-а-ар», при этом стараясь поднять как можно выше мягкое нёбо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее! (10 – 15 раз).
«Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше!
(Повторить 6 раз).

Физическая минутка изометрическая
        Это ритмическое чередование напряжения и расслабления групп мышц.
Сидя на стуле, взяться руками за сиденье и с силой потянуть  вверх. Сосчитать до 6, опустить руки.
Надавливать ступнями ног на пол.
С силой сжимать и разжимать кисти рук в кулак.
Скрестить руки за головой, давить на шею, стараясь шеей противодействовать давление.

Активизация умственных и физических возможностей

        В целях активизации умственных и физических возможностей учащихся в начале учебного дня и в начале урока предлагаю проведение следующих упражнений и тренингов.
Руки. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони (5 сек).
Щеки. Быстро потрите щеки вверх-вниз (5 сек).
Уши. Потрите уши (5 сек).
Голова. Побарабаньте кончиками пальцев по голове (5 сек).
Плечи. Сожмите руки в кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (5 сек).
Шея. Осторожно погладьте шею спереди ниже кадыка (5 сек). Затем погладьте шею сзади, с боков, сверху вниз (5 сек).
Затылок. Нажмите на затылочную впадину, сосчитайте до трех, отпустите и погладьте (5 сек).
Ноги. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни (5 сек).
        Если вы, заканчивая самомассаж, чувствуете, что по телу разлилась приятная теплота, цель достигнута. Всего 60 секунд и вы включили основные системы организма на полные обороты.

        
Примерный комплекс упражнений для формирования правильной осанки
И.п.: стоя, руки на поясе. Пятки вместе, носки врозь. Опускание головы, чтобы образовался двойной подбородок – вдох, с исходного положения – выдох (можно говорить «да-да»).
И. п.: стоя, руки на поясе. Пятки вместе, носки врозь. Покачивание головы в стороны – вдох, и.п. – выдох (поворачивать как можно дальше).
И. п.: руки вдаль тела, голову держать прямо, подбородок слегка опущен к груди, живот подтянут. Поднять руки вверх, ладонями внутрь. Поднять голову вверх и посмотреть на потолок. Вытянуться, поднявшись на носки, - вдох, и. п. – выдох.
И. п.: ноги на ширине плеч, напряжены. Руки поднять вверх, пальцы сжать в кулак. Наклониться, не сгибая в коленях ноги, дотронуться до пола руками –выдох, выпрямиться – вдох.
И. п.: ноги врозь, руки впереди на уровне груди, живот подтянуть. Наклон, к носку левой ноги дотронуться правой рукой – выдох, и.п. – вдох (то же с другой рукой).
И. п.: руки вдоль тела, голова – прямо, подбородок к груди, живот подтянуть. Руки вверх, встать на носки, подтянуться. Приседания с развернутыми в стороны коленями. Корпус прямой – выдох, подъем – вдох.
И. п.: стоя, руки на бедрах, ноги вместе, носки врозь, живот подтянуть. Прыгнуть – ноги в стороны, прыгнуть – ноги вместе.
И. п.: стоя, руки на бедрах, ноги вместе, носки врозь, живот подтянуть. Прыгнуть – ноги врозь, руки в стороны, второй прыжок – ноги вместе, колени согнуты, приземление на носки, руки вдоль тела.
.
Точечный массаж
        1. Точечный массаж для повышения иммунитета
        Проговаривая текст, дети массируют точку ХЭ-ГУ., расположенную между большим и указательным пальцами руки.
                        Есть волшебная точка у нас,
                        Будем крутить ее каждый час.
                        От простуды помогает,
                        От инфекции спасает.
                        От безделья, лени – тоже
                        ХЭ-ГУ-точка всем поможет.
                        Стало скучно, не грустите –
                        Утром, днем и перед сном
                        Дружно с точкой мы живем.
                                                                           
        2.Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний
        Проговаривая текст, дети одним-двумя пальцами производят вращательные движения по часовой стрелке по 8 – 9 раз на каждой точке.
                        У нас на теле точки есть –
                        Столько много, что не счесть.
                 
·       Очень плавно, по спирали
                        Эти точки мы нажали.
                        Пальчик в ямку опустился
                        И немного покрутился.
        (Дети массируют точку в яремной ямке, расположенной между ключицами.)
                        Под губой и над губой
                        Помассируем с тобой.
                        А теперь два пальца сразу
                        Из носа выгонят заразу.
        (Указательными пальцами дети массируют точки с наружной стороны ноздрей, затем тщательно растирают крылья носа.)
                        Руки в кулачки сожмем,
                        Крылья носа разотрем.
                        Точка есть и в центре лба –
                        Помассируй для ума.
                        Возле уха и внутри
                        Точки хорошо потри.
        (Дети делают массаж точек с обеих сторон ушной раковины и внутри.)
                        Большим пальцем вниз пойдем
                        И ангину уберем.
        (Большими пальцами дети делают плавные движения под подбородком.)
                        Эти точки, без сомненья, -
                        От простуды избавленье.
       
 3. Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний
                        Зная средство от простуды,
                        Мы здоровыми все будем.
                        Есть волшебные точки у нас –
                        Нажимай их каждый раз.
                        Точку красную найдем,
                        Пальчик кругом поведем.
                        Отдохнули, поворот –
                        Пальчик движется вперед.                                                                              
                        Точку красную оставим,
                        Пальчик к синенькой приставим.
                        Чтобы носик наш дышал,
                        Насморк деткам не мешал.
                        Покрутили точку эту,
                        Передали эстафету.
                        Точки желтые находим
                        И опять по кругу водим.
                        Стоп, пойдем теперь вперед.
                        Кто быстрей новую точку найдет?
                        Точка зеленая на грудке у нас,
                        Находим все дружно ее мы сейчас.
                        Пальчиком водим по кругу мы снова –
                        Из школы домой пойдут детки здоровы.

Упражнение для формирования правильного дыхания

        Правильное дыхание – носовое, при котором вдох должен быть короче выдоха в два раза. Такое дыхание легко можно формировать при выполнении этого упражнения. Дети делают носом вдох, а на выдохе произносят слова, выделенные курсивом.
                        Писать «корова» нелегко.
                        Дает корова молоко,
                        Мы слышим громкое «му-му».
        Вдох – носом. На выдохе:
                        Мы за коровой последим,
                        Подышим носом, помычим:
                        «М-м-м-м-м».
        Вдох – носом. На выдохе:
                        Тебе, корова, помогу:
                        Я травки для тебя нарву.
                        Ты будешь нас благодарить
                        И молоком парным поить.
                         
Релаксационные упражнения

        Современный урок характеризуется большой интенсивностью, требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил, отсюда быстрая утомляемость школьников, особенно в 5 – 6 классов. Поэтому использование в работе с учащимися релаксационных упражнений является важным моментом сохранения здоровья детей и воспитания бережного отношения к нему.
        Что же такое релаксация? Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности.
        Цель проведения релаксации – снятие напряжения, возможность дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к лучшему усвоению материала.
        Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, упражнения, не требующие запоминания учебного материала.
        В использовании приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Все это происходит на фоне приятной медленной музыки.
        1-й этап. Сядьте удобно и расслабьтесь.
        2-й этап. Осмотрите все свое тело мысленным взором, вызывая чувство тепла и покоя. Желательно при этом закрыть глаза.
        3-й этап. Ощутите приятное тепло, удовольствие, покой, комфорт от расслабленного тела.
1. «Сожми кулачок»
        Вы держите в руках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять.  Вы сжимаете кулаки все крепче и крепче и крепче, уже побелели косточки. Кисти начинают дрожать  Но вот обидчик ушел, и вы разжимаете кулаки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях они отдыхают
        2. «Чудесная полянка»
        Представьте себе полянку, на которой растет мягкая трава-мурава, вы лежите на ней как на перине, над вами склоняет головку полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, ваши глаза закрыты, и вы чувствуете, как нежные лучи солнца гладят ваши лоб, щеки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку вам хорошо, приятно А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.
        3. «Любимый цветок»
        Закройте глаза и представьте, что вы – цветок, который еще не еще не распустился.    Но    вот    лепестки    начинает    раскрываться,   цветок                                                                                    
медленно-медленно распускается и совсем раскрылся. Представьте свой любимый цветок. Мысленно возьмите его в руки. Нежно прикоснитесь к его лепесткам. Почувствуйте запах. Представьте себе, как приятно его видеть. Его лепестки тянутся к солнцу. И вы потянулись, потянулисьОткройте глаза Встряхните руками. Потянитесь еще раз. Вы отлично отдохнули.
        4. «Страшилки»
     Ученики рисуют на альбомном листе бумаги то, чего они очень-очень боятся. Заранее не обсуждается, что они будут рисовать. Дается время на обдумывание и исполнение (примерно 5 минут). После того как «страшилки» готовы, дети показывают их своей группе. Затем группой дети идут на улицу, где сжигают их. В это время ребята смотрят на пламя и представляют, что их «страшилки» навсегда улетели от них вместе с дымом.

Минуты вхождения в день
     Очень важно правильно начать день, настроиться на работу. Ведь от этого зависит, как пройдет этот день, будет ли он плодотворным, успешным и радостным.
Утренний настрой на работу.
                        Рано утром я встаю,
                        Бога я благодарю,
                        Солнцу, ветру улыбаюсь
                        И при этом, не стесняясь,
                        Слово «здравствуй» говорю,
                        С кем встречаюсь по утру.
                        Всем здоровья я желаю,
                        Никого не обижаю.
                        Хватит места на земле
                        Людям всем, животным, мне.
                        Чтоб земля моя цвела,
                        Я желаю всем добра.

2. Утренний настрой на оздоровление.
                        Я проснулась, я здорова,
                        И к работе я готова.
                        Голова моя светла,                                                                           
                        Отдохнула до утра.
                        Мышцы стали все сильнее,
                        Каждый орган – здоровее.
                        Нервы крепкие – стальные,
                        Как пружинки заводные.
                        Ноги – руки – все в движенье –
                        Вот и снято напряженье.
                        Влево – вправо повернусь,
                        Солнцу низко поклонюсь:
                        «Здравствуй, матушка-природа!
                        Мы с тобой одного рода,
                        Друг без друга жить не сможем,
                        И друг другу мы поможем.
                        Мы – частички, ты и я.
                        Это значит, мы семья!»

        Предлагаемые  игровые упражнения можно проводить на уроках русского языка и литературы. Эти упражнения научат ребят запоминать, фантазировать, высказывать и отстаивать свое мнение, разовьют у них
фонематический слух и речь.

На уроках русского языка и литературы я использую разнообразные виды деятельности.

1. Фонетические упражнения.
Запишите буквами:
[л у г а], [л’у с т р а], [п а р],
[п’а т к а], [р о з а], [м у х а],
[м’э л], [н о т ы], [к о з ы],
[з’о р н а], [н’а н’а]

2. Лингвистические задания.
Игра «Третий лишний»
Найдите лишнее слово.
Желток, железо, желтый. Носильщик, нос, носатый. Часовщик, часть, час.
Печурка, печать, печка. Циркуль, циркач, цирк.

3. Рифмованные упражнения.
Гнать, держать, Ко второму же спряжению
Смотреть и видеть, Отнесем мы без сомнения,
Дышать, слышать, Все глаголы, что на -ить,
Ненавидеть, Исключая только брить, стелить
И зависеть, и вертеть, И еще: смотреть, обидеть,
И обидеть, и терпеть. Слышать, видеть, ненавидеть,
Вы запомните, друзья, Гнать, держать, дышать, вертеть,
Их на -е- спрягать нельзя! И зависеть, и терпеть.

Н Е и Н И
На меня взгляни: Не выучил – не делай,
Я – НЕ, а мой товарищ – НИ. Не знаешь – не спеши.
Так почему, скажи, подчас С глаголами отдельно
Не различают в классе нас? Частицу НЕ пиши.

НЕ с глаголами отдельно пиши: Частичка НИ словечком И
Не сердись, не скучай, не спеши. Всегда легко заменится.
И если ты отбросишь НИ,
То смысла не изменится.

4. Морфологические шарады.
Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход.
(Рассказчик)

Корень тот же, что и в слове отдавать,
Приставка взята из слов преграда и посылка,
Суффикс и окончание взяты из слова знание.
(Преподавание)

Корень из слова приветствие,
Приставка из слова отличник,
Суффиксы взяты из слов мужество,
откровенный, смелость.
(Ответственность)

Суффикс – из слова руководитель,
Приставка из слова возможность,
Корень из слова пропитание.
(Воспитатель)

Суффикс и окончание ищи в слове терпеливый,
Приставку – в слове выписать,
Корень – в слове преподносить.
(Выносливый)

Р и ф м о в а н н ы е ш а р а д ы
Корнем с дорогой родниться,
В сборе приставка таиться,
Суффикс как в слове дневник.
Целым же в космос проник.
(Спутник)

Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Весь же – в дневнике я и в журнале.
(Оценка)

Корень извлечь из начинки несложно,
Приставка в сосуде хранится надежно,
Суффикс в гудении явно услышишь.
Вместе – на темы различные пишешь.
(Сочинение)

В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете.
В целом – по мне на уроки пойдете.
(Расписание)

5. Лексическая беседа.
К у ш а т ь и л и е с т ь ?
Если вам предложат поесть, а вы уже обедали, что вы ответите: «Я уже покушала» или «Я уже поела»?
Корней Иванович Чуковский в книге «Живой как жизнь» вот что написал по этому поводу: «Сказать о себе: я кушаю (покушал) – это все равно, что сказать: я настолько великодушен, что снисходительно вкушаю мою пищу».
Чем же нехорош глагол «кушаю»?
Глагол как глагол. Надо только знать, когда его можно употреблять. При подлежащем Я, например, этот глагол лучше не употреблять. Это считается недостатком воспитания. При Я лучше использовать формы глагола есть: ем, поел, ел, буду есть. А вот с местоимениями ты, вы, он, она, они – глагол кушать и покушать.

Игра в жизни школьника
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Ученик на уроке пишет, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их. Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (опрос в виде интервью, путешествия в сказку, диспут, блиц-опрос, игра).
Одним из таких средств воспитания является народная игра. Она – уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного поколения есть свои любимые игры. Народная игра, выполняя различные воспитательные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре.
Интуитивно и сознательно психологи и педагоги ориентируются при этом на специфику народной игры, ее коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, простоту и доступность оснащения. Всё это позволяет быстро включать детей в игровое общение, варьировать условия, организовывать непосредственное наблюдение и ненавязчиво управлять действиями и поведением играющих.
Несмотря на то, что ведущим видом деятельности для школьников является учение, этот возраст по-прежнему остается игровым. Именно в этом возрасте у детей усиливается познавательная сущность их игровой деятельности.
К этому возрасту у детей накоплен и сформирован богатый игровой опыт. Замечено, что дети, не доигравшие в детстве, при неблагоприятной воспитательной ситуации страдают «игровой дистрофией» и сохраняют ее на всю жизнь. Игровой дефицит отрицательно сказывается на формировании многих сторон личности детей. Конфликтность в отношениях с окружающими как следствие отклонений в формировании самосознания детей проявляется в неадекватности самооценки, неуверенности в своих силах пассивности, агрессивности, недостатках в межличностном общении, замкнутости, неумении подчинять личные интересы коллективным. Игра обладает предсказуемостью, она диагностичнее, чем любой другой вид человеческой деятельности. Игры дают возможность моделировать разные жизненные ситуации, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии жизни. В игре ребенок созревает для решения различных жизненных проблем.
Для педагогов и воспитателей игра – законный и наиболее удобный метод диагностики детей и коррекции их поведения еще и потому, что игра для ребенка – форма поисково-экспериментального поведения. Нужно использовать народные игры в сочетании с игровыми ситуациями и дополнительными игровыми методиками. Это позволяет ребенку:
- овладеть опытом правильного поведения;
- пройти этап организаторства;
- справиться с отрицательными переживаниями (беспокойством, страхом, неуверенностью в себе), скованностью и нерешительностью в общении, с неумением постоять за себя.

Физкультурные паузы
        Физкультурные паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между уроками на удлиненных переменах. Задачи данного мероприятия – восполнить дефицит двигательной деятельности детей, приобщить их к общедоступным физическим упражнениям и воспитывать работоспособность.
        Игры на удлиненной перемене должны быть предельно простыми. Максимум детской инициативы, минимум условностей, оценка не по спортивным принципам, а по активности детей – это помогает поддерживать постоянный интерес к игре.
        Физпаузы нужно проводить в чистом, хорошо проветренном помещении. Исследования ученых позволили найти оптимальный режим физических нагрузок  на  большой  перемене. Эти  нагрузки  должны  быть  на  уровне малой и средней интенсивности, они не должны  вызывать переутомления детей. Игры повышенной интенсивности сильно возбуждают учащихся, поэтому их не рекомендуется проводить на удлиненных переменах. После таких игр ребенок нередко приходит на занятие возбужденным, что может снизить работоспособность в первой части урока. Ниже привожу примерный перечень некоторых игр, которые можно проводить на удлиненных переменах:

Физические упражнения и подвижные игры
на удлиненных переменах
        1. «Пустое место»
        Играющие становятся в круг на расстоянии шага один от другого, лицом в круг, руки за спиной. Водящий бежит за кругом, дотрагивается рукой до кого-либо и бежит в обратную сторону. Тот, до кого дотронулся водящий, бежит ему навстречу, стремясь быстрее занять пустое место. Встречаясь на пути, играющие приветствуют друг друга. Водит тот, кто не успел занять пустое место.
        2. «Быстро по местам»
         Играющие строятся в колонну, вытягивают руки вперед, слегка касаясь ими  плеч стоящих впереди. По команде «Убежали!» все разбегаются в разные стороны. По команде «Быстро по местам!» все должны занять исходное положение, положив руки на плечи стоящим впереди.
        Проигрывает тот, кто занял место последним.
        3. «Прыгающие воробышки»
        Чертится круг диаметром 4 – 6 м. Выбирается водящий – «кошка», который встает или приседает в середине круга. Остальные играющие – «воробьи» – находятся вне круга. По команде учителя воробьи начинают впрыгивать в круг и выпрыгивать из него. Кошка должна поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманный приседает или садится в центре круга. Когда кошка поймает 3 – 4 воробьев, выбирается новая кошка из пойманных.
        Кошка, сумевшая быстрее других поймать установленное число воробьев, побеждает.
        4. «Зайцы в огород»
        Чертятся два круга: наружный диаметром 6 – 8 м, внутренний 3 – 4 м. Водящий – «сторож» встает в малый круг – «огород». Остальные играющие «зайцы» – размещаются вне большого  круга.  По  сигналу  зайцы   начинают                                                                        прыгать на двух ногах то в огород, то обратно. Сторож, не выходя за пределы большого круга, старается поймать зайцев, коснувшись их рукой.
        Пойманные зайцы отходят в сторону. После того как будет поймано несколько зайцев, выбирается новый сторож и игра начинается сначала.
        5. «Космонавты»
        На площадке чертят 5-8 больших кругов – «ракетодромов». Внутри каждого ракетодрома рисуют 2 – 5 кружков – «ракет». Общее количество ракет должно быть на 5 – 8 меньше числа играющих. Играющие становятся в круг в центре зала.
По сигналу играющие идут по кругу, взявшись за руки, и произносят:  
                        Ждут нас быстрые ракеты
                        Для прогулок по планетам,
                        На какую захотим,
                        На такую полетим.
                        Но в игре один секрет:
                        «Опоздавшим места нет».
        После этих слов все бегут к ракетодромам и занимают места на любой ракете. Оставшиеся без места идут в центр зала.


Формы проведения оздоровительных мероприятий
        К формам оздоровительных мероприятий относятся:
Общеукрепляющие упражнения. Это традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц (прыжки, ходьба, приседания т.д.).
Танцевальные. Эти физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию или использовать классические произведения. Например, предложив учащимся музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года», попросить их выполнить различные движения: кружащиеся листья в осеннем саду, падающие снежинки в зимнем саду и т.д.
Ритмические. Данные физминутки отличаются от танцевальных четким исполнением   элементов.   Для   их   проведения   можно  использовать      заранее записанное на носитель музыкальное произведение или ритмическое стихотворение. Это позволит учителю акцентировать внимание на выполнение учащимися двигательного задания, а так же поберечь голосовой аппарат. Практика показывает, что данная форма проведения физкультурных минуток повышает эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях учащихся.
Гимнастика для глаз. Это специальные упражнения для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз.
Двигательно-речевые. Учащиеся коллективно читают небольшие веселые стихи и выполняют в соответствии с текстом необходимые движения. Данный вид физминуток способствует развитию интереса школьников к изучению того или иного предмета, например, географии или русского языка при изучении темы «Нарицательные и собственные имена существительные»:
                       Мы отправились в поход
                       Посмотреть, кто как живет.
                       На пути у нас овраг –
                       Перепрыгнули вот так.
                       Переплыли Ниагару,
                       Посмотрели на Сахару,
                       И пришли мы вновь домой.
                       Вот такой наш шар земной.
Познавательные. Целенаправленное использование физминуток в режиме учебных занятий показывает их результативность, а содержательная направленность формирует интерес к изучаемому предмету и заряжают энергией.
        Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность на уроках русского языка и литературы, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Формы работы по укреплению и сохранению здоровья учащихся во внеклассной и внеурочной деятельности

Большое значение сохранению и укреплению здоровья уделяю во внеклассной работе. Провожу беседы, диспуты, практические занятия, викторины, праздники. Ниже приведены темы занятий, которые я провожу для школьников младшего и среднего школьного возраста.
Понятие о здоровом и больном организме, хорошем и плохом самочувствии.
Значение соблюдения режима дня и необходимости подвижного образа жизни, физических упражнений для укрепления здоровья.
Особенности рационального питания детей; заболевания, связанные с неправильным питанием.
Гигиенические навыки и их роль в профилактике заболевания зубов, желудочно-кишечного тракта.
Вредные привычки у детей (курение, алкоголь, токсикомания, наркомания), их связь с возникновением заболеваний человека.
Правила безопасности жизнедеятельности. Первая помощь в экстренных случаях.
Экстремальные ситуации, определение потенциальной опасности, необходимость точных действий детей в экстремальных случаях.
Данные темы разбираем на классных часах, например: «День здоровья», «Микробы и мыло, щетка и расческа», «Если бы зубы могли говорить», «Курить – здоровью вредить», «Вред табака и алкоголя», «Наркотик – дорога к смерти», «Профилактика гриппа».

Во время проведения экскурсий прививаю навыки здорового образа жизни, культурного поведения, воспитываю чувства прекрасного, работаю над сплочением коллектива учеников. Посещали Выставочный зал, Конно-спортивный клуб, проведено много совместных мероприятий с родителями и учащимися.



Эти экскурсии надолго запомнятся ученикам. Учащиеся получили много положительных эмоций, доброты и тепла от общения с животными, учились общаться друг с другом, с учениками других классов.

На внеклассных мероприятиях провожу различные конкурсы, литературные викторины, направленные на сплочение коллектива, воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, где каждый ребенок может проявить себя, а порой открыть в себе что-то новое, самоутвердиться.


8 марта


КВН по математике













Новогодняя поездка в Дом творчества

Встреча Нового года в 5б классе



                                                  Заключение
        Подводя итог выше изложенному, могу сказать следующее.
        Здоровье учащихся во многом зависит от учителя, от того, насколько умело он умеет пользоваться разными приемами и методами для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Поэтому нужно использовать все эффективные средства воздействия образования на сохранение здоровья учащихся.
        Учитывая все факторы разносторонней жизни ребенка в семье и школе, можно попытаться сформировать у детей позитивные установки на поддержание здорового образа жизни.
        Осознание ценности здоровья должно явиться стимулом осознания личной потребности в здоровье. Эта потребность в дальнейшем должна становиться все более прочной и разносторонней.
        В современной школе считаются приоритетными задачи по сохранению здоровья школьников, оптимизации учебного процесса, разработка и внедрение здоровье-сберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, что определяет актуальность и значимость рассмотренного мной вопроса
Работа по здоровье-сбережению должна проводиться систематически и целенаправленно, что является важным условием успешной работы по охране и укреплению здоровья детей.


Литература.

Беспалова Е.В. Факторы, негативно влияющие на здоровье ребенка. Справочник классного руководителя,  № 3, 2008.
Газета «Здоровье детей», № 1, 2005, изд-во «Первое сентября», Москва.
Газета «ПедСовет», № 4, 2006.
Громова Ю.О. Вся правда о курении.  Классный руководитель, № 5, 2007.
Зуева С.В. Рациональное питание. Классный руководитель, № 4, 2008.
Савина. Пальчиковая гимнастика. Образовательные проекты, изд-во «Астель»
7. Стрельникова. Дыхательная гимнастика. Москва, 1997.
8. Сулина И. Физкультуру не любить – под собою сук пилить. Воспитание школьников,  № 8, 2007.