Повышение эффективности урока физической культуры и здоровье — сберегающие технологии в образовательном процессе


Повышение эффективности урока физической культуры и здоровье - сберегающие технологии в образовательном процессе
Физическим воспитанием детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И всё-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры. Огромная роль учителя физической культуры в школе, который может показать, что доступно многим, доступно большинству, своим показом и примером ведя мальчиков иногда-к высоким спортивным достижениям, всегда к здоровой, а значит к полноценной жизни. Для этого он должен научить правильному, в полном смысле слова «Культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие человека.
Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры использовать их с возможно большей эффективностью. В своей работе ему приходится организатором и руководителем, строителем и хозяйственником.
Основной и ведущей формой физического воспитания в школе был и остаётся урок физической культуры. Но за последнее десятилетие урок перетерпел значительные изменения (как и всё образование в целом). Основная причина изменения – ухудшение здоровья детей. Большинство детей просто не в силах выполнить нормы и требования, предусмотренные комплексной программой по физическому воспитанию, федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
Практика показывает, что большинство творчески работающих учителей уже давно использует авторские разработки для обучения детей с учётом их различных физических (природных) способностей, возможностей и состояния здоровья. Теперь дети приходят в первый класс школы с целым «букетом» хронических заболеваний.
Проблем и обязанностей у учителя физической культуры немало. Современный учитель должен иметь высокий уровень научно-теоретической и практической подготовки для выполнения своих основных структурных функций. Он должен знать и учитывать анатомо-физиологические, психологические и возрастные особенности детей. И для этого постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство.
В многообразной деятельности учителя физической культуры можно выделить четыре основные функции; разработка планов по всем направлениям физического воспитания школьников, поддерживания постоянных контактов с учениками, учителями-предметниками, администрацией школы; чёткое претворение всех планов по физическому воспитанию школьников; совершенствование своего педагогического мастерства, анализ опыта лучших учителей, изучение и анализ диагностики состояния здоровья, физического развития двигательной подготовленности учащихся. Опираясь на педагогический опыт, можно конкретизировать обязанности учителя:
Образовательная направленность:
Приобретение учащимися специальных знаний, практических умений и навыков; умение самостоятельно получать знания по физической культуре с помощью книг, журналов, интернета; обучение учащихся организации и проведению самостоятельных занятий физическими упражнениями; использование своих знаний и умений в реальной жизни; установлению межпридметных связей физической культуры с математикой, физикой, биологией, химией, истории, ОБЖ и др. предметами; формирование у учащихся нравственных качеств и навыков поведения в коллективе.
Оздоровительная направленность:
соблюдение необходимых мер профилактики травматизма, санитарно-гигиенических правил и норм; выполнение требований к месту занятий, инвентарю и оборудованию, внешнему виду учащихся; подбор упражнений и дозирование физической нагрузки, способствующих сохранению и укреплению здоровья; регулирование, в зависимости от условий, плотности урока (не следует стремиться к повышению, 2-3 урока в неделю по 40-45 мин., всё равно не дадут результата тренировочного занятия, а вред здоровью ребёнка можно нанести непоправимый).
Ориентирование на личность каждого ученика:
особенности, возможности, способности и уровень физического развития каждого ребёнка; соответствие предлагаемых упражнений (физической нагрузки) возрасту, полу и уровню развития двигательных способностей; справедливое оценивание индивидуальных достижений каждого ученика.
Такой целенаправленный подход к уроку и к учащимся позволяет добиваться хороших результатов.
- Пропуски только по уважительной причине.
- Наличие у занимающихся спортивной формы, спортивного костюма и кроссовок.
Считаю, что учитель физической культуры, в первую очередь должен привлекать к занятиям как можно больше учащихся, работать на массовость (и оздоровление), а готовить спортсменов-разрядников следует профессиональному тренеру. Непременное условие привлекательности к занятиям физической культурой для учащихся нужно учитывать материальную базу школы, стандартный спортивный зал, спортивные площадки, инвентарь и оборудование, раздевалки, душевые.
Очень много должен знать, уметь и делать учитель физической культуры
Итак, школьный учитель физической культуры должен:
- Изо дня в день поддерживать интерес у детей к осознанному и активному участию в учебном процессе, понимая, для чего надо заниматься на уроках физической культуры, таким образом, решая свои малые задачи, идти к собственной жизненной цели.
- Создавать благоприятные условия для выполнения образовательных программ по предмету. Добиваться эстетических условий для учебной работы на уроке и достигать хороших результатов без перегрузок учащихся.
- Использовать на уроках и спортивных занятиях только качественный и надёжный инвентарь и оборудование, добиваться беспрекословного выполнения правил безопасности, соблюдение правил страховки и само страховки.
- Искать наиболее целесообразные и доступные формы и методы передачи учащимся теоретических знаний, повышая образованность, расширяя кругозор, настраивая их на учебный процесс (познавательную деятельность) помогает внедрить физическую культуру в повседневную жизнь, быт семьи.
- Применять принципы опережающего обучения; предлагать ученику то, что ему ещё не под силу, что сегодня он может сделать только с некоторой помощью учителя.
- Уделять внимание профессионально-прикладной физической подготовке для помощи учащихся в выборе будущей трудовой деятельности. Создавать базу функциональной и двигательной подготовленности учащихся, учитель способствует их быстрой адаптации в условиях производства, учёбы, службы в армии.
- Проводить занятия на свежем воздухе, помнить, что для этого требуется особая организация, построение и методические приёмы, особое внимание подготовке мест занятий, их устройству, оборудованию, уход за ним, а также, учитывать, что только систематичность позволяет получить эффект закаливания.
Изготовлять и использовать нестандартное оборудование и мелкий инвентарь, чтобы избежать монотонность и однообразие занятий.
- Улучшать и обновлять материально-техническую базу приобретением современного оборудования и инвентаря при содействии администрации школы. Добиваться введения красивой, удобной формы, так как дети увереннее чувствуют себя на старте или на спортивной площадке в современной экипировке.
- Повышать уровень своих знаний анатомо-физиологических особенностей детей, чтобы правильно подбирать физические нагрузки, специальные и подготовительные упражнения для эффективного обучения двигательным действиям не только на одном занятии, но и в системе уроков.
- Шире применять рекомендации психологии, что позволит на занятиях решать коррекционные задачи. Снимать психическую напряжённость, агрессивность и тревожность.
- Дифференцированно подходить к ученикам в процессе занятия, основываясь на медицинских, психологических и социальных данных, учитывая особенности телосложения, функциональную подготовленность, физиологические возможности.
- Работать в контакте с медицинскими работниками, формируя специальные медицинские группы, разрабатывать комплексы упражнений, игры и задания с учётом заболеваний. При необходимости уметь оказать первую медицинскую помощь.
- Готовить и проводить культурно-спортивные праздники, показательные выступления, мероприятия патриотической направленности. Уметь проводить праздники, спортивные мероприятия и соревнования на хорошем эмоциональном уровне, способствуя пропаганде и популяризации физической культуры и спорта.
- Проводить семинары школьников по судейству различных видов спорта, привлекать их к обслуживанию соревнований, знакомить учеников со специальной спортивной терминологией.
- Наладить в школе и постоянно контролировать организационно-пропагандистскую работу о достижениях спортсменов мира, России, школы. Повышать физкультурную грамотность учащихся средствами наглядной агитации.
- Возглавить пропаганду массовой физической культуры среди администрации и всего педагогического коллектива школы, родителей школьников.
- Организовывать совместные действия, тренировки и соревнования детей вместе со взрослыми-учителями-родителями,- помогая учащимся приобретать полезные навыки, способствовать к общению, социальный опыт, что развивает у ребят уверенность, самоуважение, положительную оценку самого себя.
- Помогать школьникам в выборе профессии, в запросах современного рынка труда, в оценке своих индивидуальных интересов и возможностей.
- Изучать и использовать в практике педагогический опыт учителей-новаторов, анализируя и критически оценивая свою деятельность, успехи и неудачи.
- Систематически работать со специальной литературой, создавая свою библиотеку, смотреть спортивные репортажи, посещать соревнования.
- Участвовать в конкурсах профессионального мастерства, обобщать свой педагогический и организационный опыт по возможности публиковать материалы в научно-методических изданиях, проводить открытые уроки, проходить курсы повышения квалификации.
- Во всём соответствовать высокому званию учителя физической культуры школы: держаться с достоинством, подавать пример дисциплинированностью и собранности, быть образцом в грамотной, образной речи, подтянутой, спортивной внешности: уважительном общении с коллегами и учениками: в категорическом отрицании всякого рода дурных и вредных привычек (курение, сквернословия, склонности к пиву и т.п.).
- Строго но с удовлетворением оценивать результаты своего труда. Радоваться повседневным победам. Именно они приведут к заслуженному уважению детей их родителей, коллег, специалистов.
Таким образом, здоровье учащихся улучшится, а эффективность и качество урока физической культуры в школе повысятся, если урок будет образовательным, оздоровительным и интересным. Если будут найдены возможности (и разработаны под них нормативные документы), обязывающих учителя иметь высокий уровень научно-теоретической подготовки и позволяющие ему иметь достойную оплату своего нелёгкого труда.