Доклад на тему: «Реализация технологии деятельностного подхода на уроках в начальной школе.»


Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Реализация технологии деятельностного подхода на уроках в начальной школе.
Цель ОС «Школа России» - формирование функционально грамотной личности. В научном понимании ФГЛ – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого круга жизненных задач в различных сферах деятельности. Говоря простым языком, под функционально грамотной личностью следует понимать человека, умеющего действовать, т.е. решать возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком.
Для достижения этой цели используется технология деятельностного подхода. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Остановлюсь на структуре урока и особенностях некоторых его этапов.
Структура урока в технологии деятельностного подхода
1. Орг. момент.
включение детей в деятельность;
выделение содержательной области.
Постановка учебной задачи.
актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
создание проблемной ситуации;
выявление и фиксирование в громкой речи:
где и почему возникло затруднение;
темы и цели урока.
«Открытие» детьми нового.
организация самостоятельной исследовательской деятельности;
выведение алгоритма.
Первичное закрепление
выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
Самоанализ и самоконтроль.
Итог урока. Рефлексия.
Поставить учебную задачу – значит помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока. Если учащиеся 1-го класса учатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, учатся работать по плану, предложенному учителем, то в 3-4 классах учащиеся самостоятельно формулируют цель урока после предварительного обсуждения, учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки.Существует 3 возможности постановки учебной проблемы на уроке.
Создание проблемной ситуации (самый сложный, но и самый эффективный прием).
Подводящий к теме диалог (серединка на половинку, как по сложности, так и по развивающему результату).
Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема (самый простой и менее полезный для развития интеллекта).
Приемы создания проблемной ситуации.
1. Классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. В результате возникают разные мнения.
2. Учитель дает задание, не выполнимое вообще. Оно не выходит, вызывая у школьников затруднение.
3. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. Не зная способа выполнения, ученики испытывают затруднение.
При постановке учебной задачи через проблемную ситуацию, учитель может столкнуться с двумя препятствиями:
когда ученики справляются с заданием. Задача учителя остается прежней: развернуть побуждающий диалог и помочь учащимся сформулировать тему. «Неужели решили? А я и не ожидала! Ведь примеры-то были новыми! Чем эти примеры не похожи на предыдущие?»
когда задание давалось фронтально всему классу и несколько человек с ним справились. «Чуть позже мы посмотрим, как вы это сделали. Но почему не решили остальные? Чем этот пример отличается от остальных?»
В громкой речи фиксируется, где и почему возникло затруднение. Завершается этап сообщением детьми темы и цели урока.
Рассмотрим, как можно поставить учебную задачу на конкретных примерах.
Математика
Тема урока «Скорость сближения и скорость удаления»
Подберите для каждого случая движения схему и решите задачу.
По шоссе едет автомобиль и грузовой трейлер. Скорость автомобиля 93 км/ч, скорость трейлера 87 км/ч. Увеличится или уменьшится расстояние между ними через 2 часа и на сколько, если они едут:
1) навстречу друг другу;
2) в противоположных направлениях;
3) автомобиль догоняет трейлер;
4) трейлер едет сзади автобуса.
Тема: «Нахождение числа по его части»
1.Решите задачи.
2 Площадь сада 400 кв.м. Восьмая часть площади занята цветником. Сколько кв. м занимает цветник?
Площадь сада 400 кв.м. 2/8 этого сада занимают кустарники. Сколько кв. м занято кустарниками?
Цветник занимает 400 кв.м, что составляет 1/ 8 сада. Найдите площадь сада.
Кустарники занимают 400 кв.м, что составляет 2/8 сада. Найдите площадь сада.
Русский язык
Тема: «Соединительные гласные о и е в сложных словах»
водопад мореход
долгоносик камнепад
глазомер вездеход
О Е
_______________ _______________
Когда?
Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных»
Пог…ворил, пок…зался, ст…рик.
П…льто, к…мыш, кр…стьянин.
П…слышался, з…валинка, п…дкрался.
Разбит… (дерево), блестящ… (рыба), ранн… (утро).
К черёмух…, о мор…, в памят…
Вставить пропущенные буквы.
Объяснить.
Учебная проблема поставлена и начинается 2-ой этап урока – поиск решения. Суть: учитель помогает ученикам открыть новое знание. Этот этап включает в себя 2 момента: выдвижение гипотезы и проверка гипотезы. Существует 2 варианта выдвижения и проверки гипотезы: последовательное и одновременное. В 1-ом случае гипотезы выстраиваются в очередь: сначала выдвигается и проверяется одна гипотеза, потом другая и так до решающей. «Какие есть идеи?» «Вы согласны?» Как эту мысль проверить?» Во 2-ом случае гипотезы выдвигаются все сразу, и только потом дело доходит до проверки. «Какие есть догадки? Какие еще будут идеи? Кто думает иначе?» Гипотезы лучше фиксировать, чтобы не забылись.
Рекомендации к проведению этапа.
Педагогу следует позаботиться о том, чтобы сначала проверялись ошибочные гипотезы.
Нежелательно, чтобы учитель лично проверял гипотезы
Может случиться так, что 1-ая выдвинутая гипотеза окажется решающей. Можно в качестве провокации подбросить ученикам ошибочную гипотезу.
При выдвижении гипотезы учитель нередко оставляет ее без внимания. Задача учителя заключается в том, чтобы любая гипотеза была проверена.
Этот этап является не только основным, но и наиболее трудоемким. Желательно начинать его не позднее 10-ой минуты.
Мы говорим, что ученик знает, когда он понимает материал и может его воспроизвести. Этап воспроизведения знаний не является обязательным, тем не менее, желателен, т. к.
за счет проговаривания углубляется понимание;
развивается речь.
Воспроизведение знаний должно носить творческий характер. Это может быть схема, таблица, символ, опорные слова, алгоритм. Задания на опорный сигнал лучше выполнять в классе перед практической частью. При этом можно организовать как индивидуальную, так и групповую работу. Далее организуется оценивание творческого продукта. Оценивание проводится через сравнение с результатами класса «Вы согласны? Есть дополнения?» или с опорой на готовый образец «Сравните с учебником». В результате должен появиться тот опорный сигнал, который будет использоваться в практической части урока.
Алгоритм решения простого уравнения
Находим части и целое.
Вспоминаем правило.
Решаем.
Делаем проверку.
Даже далекому от педагогики человеку ясно, что дети лучше усваивают то, что открыли сами, а не то, что получили в готовом виде и зазубрили. Таким образом, проблемный урок обеспечивает тройной эффект:
качественное усвоение знаний;
развитие интеллекта и творческих способностей;
воспитание активной личности.
Доклад на тему:
«Реализация технологии деятельностного подхода на уроках в начальной школе.»
Подготовила:
учитель начальных классов
Глушкова Е.А.
2015г.