РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


ПЕДАГОГИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Токолакова Элеонора Абдул-Кадыровнаучитель начальных классов
МКОУ СОШ № 15 с. Лиман Ипатовского района Ставропольского края
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Аннотация: в статье рассмотрены элементы проблемно-диалогической
технологии в УМК «Система Л. В.Занкова». Автором представлена поэтапная техноло-
гия проведения урока по изучению нового материала «Лесенка успеха».
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, ФГОС.
Математика ― наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира. Без знания математики невозможно выработать адекватное представление об окружающем нас мире. В основе курса математики лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Сегодня в образовании происходят серьезные перемены. Они обусловлены
переменами в обществе и в мире. Поэтому возникла необходимость появления но-
вого стандарта образования.
Я работаю по УМК «Система Л. В.Занкова» четвертый год. Программа основана на про-
блемно-диалогической технологии, которая облегчает задачу научить учеников
видеть и решать поставленные проблемы. Эта технология прежде всего способ-
ствует формированию регулятивных универсальных учебных действий. Вместе
с ними происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных
действий – за счёт использования диалога, а также познавательных – за счёт раз-
вития умений добывать и выбирать нужную информацию, делать соответствую-
щие логические выводы и т. п.
В соответствии с данной технологией на уроке изучения нового материала
особое внимание должно быть уделено двум ступеням: постановка учебной про-
блемы и поиску её решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса
для исследования. Поиск решения – этап «добывания» нового знания. Для про-
хождения этих ступеней учитель выстраивает специальный диалог.
Педагогический опыт: теория, методика, практика
В своей работе я использую следующие методы постановки учебной про-
блемы: диалог, исходящий от проблемной ситуации; диалог, подводящий к теме;
сообщение темы с мотивацией на поиск.
Исходя из этого, на 1 этапе – мотивации к учебной деятельности – я приме-
няю следующее:
 Мы начинаем свое восхождение по «Лесенке успеха»
1 Ступенька – Повторяем.
2 Ступенька – Ищем проблему,
3 Ступенька – Решаем проблему.
4 Ступенька – Тренируемся применять.
5 Ступенька – Проверяем.
6 Ступенька – Делаем выводы.
Ступеньки соответствуют структуре урока введения нового знания. К ним
мы возвращаемся на каждом этапе урока и соотносим свои действия с «Лесенкой
знаний» (рефлексия).
2 этап: постановка проблемного вопроса – актуализация и фиксирование ин-
дивидуальной проблемы. При этом я использую открытые вопросы, провокации,
создаю ситуации риска, рефлексивные задачи, ловушки, способствующие форму-
лировке основной проблемы урока.
 Какая первая ступенька на нашем пути? (повторяем).
 Для чего нужно преодолеть эту ступеньку? (для того, чтобы могли са-мостоятельно работать и самостоятельно открывать новые знания). Предлагаю вам выполнить несколько заданий. Если вы успешно с ними
справитесь, то сможете сформулировать тему урока.
3 этап: «открытие нового знания» – ищем проблему – нахождение затруд-
нения, его причины, поиск выхода из затруднения.
 Мы нашли проблему? Поднимаемся на следующую ступеньку.
 Что будем делать? (Решаем проблему.)Педагогика общеобразовательной школы
Здесь дети должны понять, чего они не знают и как найти выход из этого
положения. На этом этапе я часто использую работу в парах, когда дети обсуж-
дают и выдвигают предположения, которые выслушиваем и записываем надоску. Затем они ищут ответ на свой же вопрос и сравнивают выводы с учебни-
ком. Проблемные ситуации строятся на трудности в выполнении нового задания,
дети понимают, что им недостаточно того что они знают. При этом, подводящий
диалог позволяет учащимся самостоятельно, применяя имеющиеся у них знания,
вывести новый алгоритм действия для нового задания. Причем дети сами ставят
цель, планируют свою деятельность и оценивают результат, проверяя его поучебнику.
4 этап: первичное закрепление. Тренируемся применять.
 На какой ступеньке были? Как решали проблему? Давайте потрениру-
емся и поднимемся на следующую ступеньку.
5 этап: самостоятельная работа. Проверяем.
 Мы решили проблему? Потренировались? Теперь снова переходим на сле-
дующую ступеньку.
6 этап: рефлексия учебной деятельности. Делаем выводы.
 Мы поднимались по «Лесенке знаний». Что было важным на каждой сту-
пеньке? С какими формулами (словами) мы сегодня познакомились? А теперь
начертите свою «лесенку». Выберите цвет и нарисуйте кружок на своей «ле-
сенке» в зависимости от того, как вы сегодня занимались и поняли новую тему
нашего урока. Дети на полях тетради рисуют кружок зеленый, желтый или крас-
ный. В результате дети сами «добывали» и осваивали новые знания.
Благодаря этому методу дети учатся свободно выражать свои мысли, нахо-
дить аргументы и доводы. Диалог провоцирует развитие речи. Решение одина-
ковой проблемы разными группами детей позволяет сравнивать и оценивать ра-
боту, побуждает взаимный интерес к работе друг друга.
Список литературы
1. Образовательная система «Система Л.В. Занкова». Федеральный государственный
образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа.
Педагогический опыт: теория, методика, практика
В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч.
ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011. – 192 с.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская,
И.А. Володарская и др. // под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещ