Статья на тему Принципы интеграйии урока

Интегрированный урок
При разработке интегрированного урока учителя, планирующие совместно провести урок, должны помнить, что урок не должен распадаться на отдельные части и ученики не должны быть только зрителями. То, что не пережито ими изнутри, пролетает мимо их. Ученики сами должны открывать, «добывать» своим трудом знания. Цель учителей не загружать детей морем информации, а вызывать у них желание узнавать через сердце и произведения искусства. Интеграция- взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале знаний из разных предметов. Цель интегрированного урока: самореализация учителя и развитие личности школьника.
Задачи:
1.Развитие более целостного взгляда на мир.
2. Воспитание нравственного отношения к природе и человеку.
3.Развитие образного мышления, наблюдательности, аналитического мышления.
4. Приобретение общеучебных знаний и умений.
Золотое правило проведения интегрированных уроков: время урока делится между учителями поровну.
Важным условием успешного проведения интегрированного урока является правильная формулировка темы урока. Современный урок- проблемный урок. Например, при подготовке интегрированного урока по весенней сказке « Снегурочка» Островского и Римского-Корсакова, учителя литературы и музыки поступят правильно, если сформулируют тему урока так: «Современна или несовременна снегурочка? Или « Фантастическое и реальное в весенней сказке « Снегурочка» Островского и одноимённой опере Римского-Корсакова. Главная цель такого урока – дать почувствовать ребятам единство мироощущения 2-х авторов- драматурга и композитора, которые в своих произведениях показали сложность и многообразие чувств человеческой жизни и природы. Дети сами делают вывод, что в весенней сказке фантастика, а что реальность. Учителя должны подвести ребят к выводу, что если они задумались о сложности жизни, о том, как в ней всё сплетается и вымысел и реальность, значит, Островский и Римский-Корсаков не зря обратились к этой сказке.
Принципы интегрирования урока:
Исторический
Тематический
Иллюстративный
Эмоционально- образный.

Примерный подбор произведений литературы, живописи, музыки для интегрированных уроках.
Исторический принцип:
Куликовская битва

Летопись « Задонщина» сборник Древней Руси
А. Блок « На поле Куликовом»
А. Бородин Дмитрий Донской»
И.Глазунов « Канун»
Иконография Донской Богоматери
Шапорин « На поле Куликовом»

Князь Игорь

А. Бородин опера « Князь Игорь»
Слово о полку Игореве
Васильев « Плач Ярославны»
Н. Рерих « Половецкий стан»
Эскизы декораций к опере Бородина « Князь Игорь»
И. Глазунов «Князь Игорь»
И.Козлов « Плач Ярославны»
в) Иван Грозный
Васнецов « Иван Грозный»
И. Репин « Иван Грозный и сын его Иван.»
Антокольский « Иван Грозный»
Римский –Корсаков опера « Псковитянка» ( хоровая сцена «грозен царь идёт»).
А. Головин – декорации к опере «Псковитянка»
И. Глазунов « Иван Грозный».
г) Пётр 1.
Ломоносов портрет Петра1.
В.Серов « Пётр Великий»
Иванов «Стрельцы».
Лансере « Флот Петра Великого».
Фальконе «Памятник Петру 1».
Суриков « Утро стрелецкой казни».
Добужинский « Великий Пётр в Голландии».
А.Пушкин « Полтава», « Медный всадник».
А. Толстой « Пётр 1».
В.Бойко кантата « Петровские звоны».
А.Петров опера «Пётр1.»

Француская буржуазная революция

Делакруа « Свобода на баррикадах»
Ф. Гойя « Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года.»
Л. Давид « Зеленщина»
Поэзия Гейне и Байрона.
Г. Берлиоз « Осуждение Фауста».

Степан Разин.

Е.Евтушенко « казнь Степана Разина» из поэмы « Братская ГЭС.
В.Суриков « Степан Разин».
М.Цветаева поэма « Стенька Разин».
Д.Шостакович кантата « Казнь Степана Разина».
Народные песни о Степане Разине.
И.Глазунов симфоническая поэма « Стенька Разин»

Отечественная война 1812 года.

М.Лермонтов « Бородино»
А.Пушкин « Полководец».
Л.Толстой «Война и мир».
Верещагин « На этапе. Дурные вести из франции».
« Не замай! Дай подойти.»
Кившенко « Военный совет в Филях».
Самохин « Подвиг Раевского».
Рубо «Бородинская битва»(фрагмент панорамы).
Доу «Галерея портретов героев – русских генералов».
П.Чайковский увертюра «1812г.»
С.Прокофьев опера « Война и мир».

Тематический принцип.

Весна.

А.Блок « О, весна, без конца и без края».
И.Северянин «Весенний день»
Саврасов, Левитан, Куинджи- пейзажи.

С.Рахманинов « Весенние воды».

Колокольный звон.

Музыка Бородина, Мусоргского, Рахманинова.
Р.Щедрин « Русские звоны из концертино для хора».
В.Гаврилин симфония-действо « Перезвоны».
Русская народная песня «Вечерний звон».
И.Левитан « Вечерний звон».
И.Анненский « Закатный звон в поле».
Ф.Сологуб « Соборный благовест».
А. Вознесенский поэма «Мастера».
О. Бергольц «Карнаухий колокол»
П.Орешин « Набат».

Россия- простор, бескрайность, широта.

С.Рахманинов « Вокализ».
В. Калинников 1 симфония, 2 часть.
П. Чайковский « Зимние грёзы», « На тройке».
Поэзия Ф.Тютчева, С.Есенина, А.Кольцова, И.Никитина.
Картины К. Васильева, И. Левитана, И. Шишкина.

Веселье, озорство, праздник.

А.Корзухин « Воскресный день».
Н.Асеев « Ой, в пляс, в пляс».
В.Каменский « Русский звенидень».
П.Чайковский 2 симфония, вариации на тему « Журавель».
И.Репин «Вечёрницы».
Картины Б. Кустодиева.

Полёт души, фантазии, восторженное состояние человека, любовь.

Поэзия А.Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама.
А. Рыбников « Юнона и Авось».
М.Шагал « Прогулка над городом», « Новобрачные и скрипка ».
О.Роден скульптура « Весна и любовь».
В.Иванов « Любовь».

Карнавал.

Р.Шуман « Карнавал».
С.Прокофьев Марш из оперы « Любовь к 3 апельсинам».
Сен-Санс « Карнавал животных».
П.Сезан « Пьеро и Арлекин».
В.Суриков « Сцена из римского карнавала».
Сомов « Дама и Арлекин», « Дамам и Пьерро», « Коломбина», «Арлекин и смерть».
Бенуа « Итальянская комедия».

Учитель музыки
Демёхина Л.В.

15