Комплексная диагностика психоэмоционального состояния учащихся начальной школы


В настоящее время всё чаще говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
То есть наша задача, создать комфортный микроклимат в классе, в котором ребенок будет чувствовать себя спокойно, ему не будет необходимости защищаться.
Так как процесс воспитания неотъемлем от процесса обучения, поэтому комфортная среда формируется из совокупности воспитательных и учебных моментов.
На начало учебного года школьный психолог проводит семинар среди учителей лицея, на котором дает нам методические рекомендации по работе в этом направлении.
Совместно с психологом мы составляем график проведения комплексной диагностики.
После этого в каждом классе проводятся родительские собрания, на которых Светлана Валентиновна объясняет родителям необходимость наблюдения за детьми.
Следует отметить, что все тестирования и собеседования мы проводим с разрешения родителей.
У каждого классного руководителя имеется папка, которая называется : «Комплексная диагностика психоэмоционального состояния учащихся начальной школы»
В соответствии с графиком проходит следующая работа:
- два раза в год (сентябрь и январь) мы проводим тест-рисунок «Моя семья», на основании результатов которого психолог с классным руководителем делают предположения о психологическом климате в семье.
Дети, рисунки которых вызывают вопросы, с согласия родителей, проходят собеседования с психологом. После собеседования с ребенком, по мере необходимости, семьям даются рекомендации.
- в октябре и апреле классными руководителями заполняется карта наблюдения за поведением ребенка в школе.
Если по результатам наблюдения сумма баллов до 7, то это свидетельствует о том, что состояние ребенка не вызывает тревоги. При суммарном балле от 7 до 14 следует обратить внимание на проблемы ребенка, проанализировать режим его работы, нагрузку, трудности. При суммарном балле от 15 до 21 необходимо обратить внимание на состояние здоровья школьника; нормализовать режим, снять дополнительные нагрузки; детально проанализировать все проблемы ребенка вместе с родителями, психологом, школьным врачом и разработать программу помощи ребенку.
- в декабре карту наблюдения за состоянием ребенка заполняют родители.
При неоднократном заполнении карт в течение учебного года эти данные сопоставляются как в отношении каждого ребенка, так и по обобщенным показателям класса.
- так же два раза в год, в октябре и марте, детьми заполняется календарь эмоций.
При анализе календаря эмоций необходима индивидуальная беседа с ребенком, так как дети не всегда умеют выразить свое эмоциональное состояние предложенным смайликом. (например, они могут поставить смайлик «слезы» только потому, что сегодня не захотели чистить зубы, или потому, что папа отправил спать в 9 часов и не дал смотреть мультфильм до 11 ночи.)
По каждой диагностики учитель заполняет сводную таблицу данных и пишет заключение.
По итогам работы классных руководителей в конце учебного года школьный психолог составляет сводную таблицу.
По результатам диагностики, семьи приглашаются на индивидуальную консультацию.
Совместная целенаправленная, специально организованная деятельность педагогов, школьного психолога и родителей школьников способствует процессу приспособления учащихся к школьному обучению, доброжелательному отношению учащихся с одноклассниками, педагогами школы, поэтому мы всегда должны помнить о том, что нам дано предугадать, как наше слово отзовется.