Использование метода проектов на уроках на информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся.


Использование метода проектов на уроках на информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся.
История возникновения (скорее, научного оформления и описания) метода проектов восходит ко второй половине ХIX в. Как известно, появился он в США и основывался он в на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучения посредством деления» (Дж. И. Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс). Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни».
Ребенок тогда будет учиться с увлечением, когда занятие интересует его лично, когда содержание учения исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить.
В 20-х гг. ХХ в. Метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники метода в Советской Росси В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б. В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, помогающих содействовать развитию творческих способностей учащихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. В этом плане мое внимание привлек метод проектов, используемый в организации учебной деятельности учащихся. Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. В своей работе я рассматриваю использование метода проектов на уроках информатики. 
Главной целью школы является – формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. В соответствии с заданной целью ожидаемые результаты образования определены в виде ключевых компетенций выпускника.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда»
Слово «проект» более привычно преподавателям технических наук в вузах и учителям информатики. Учителям других школьных дисциплин обычно не приходится сталкиваться с такой формой организации учебного процесса. В информатике проект представляет собой самостоятельное доскональное изучение какой-либо проблемы с презентацией результатов работы — как правило, это компьютерная программа. Однако в современных условиях, когда общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к их умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точек зрения различных наук, все мы сталкиваемся с необходимостью поиска новой формы учебной деятельности. Нам нужен подход, который позволил бы обучать школьников навыкам самостоятельной поисковой и исследовательской работы, повысил бы мотивацию к обучению и дал возможность сформировать у детей целостную картину мира. Проектная деятельность — один из возможных способов достижения указанных целей.
Метод проектов рассматривается как одна из технологий достижения заявленного образовательного результата – формирования ключевых компетентностей.
Наше время называют «веком информации». Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, который отнимает у нас все больше времени. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать? Для всех членов общества возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Ни для кого не секрет, что именно учитель информатики вынужден в силу специфики преподаваемого предмета, постоянно учиться сам (у него даже нет выбора):
• ученые установили, что каждые 1,5-2 года информация устаревает;
• еще быстрее устаревает, а точнее сказать обновляется техническая составляющая нашего предмета (hardware);
• постоянно появляется новое программное обеспечение (software).
А узнавая и находя что-то новое, учитель постоянно своим примером “провоцирует” учащихся к самообразованию. Наличие компьютеров и Интернета предоставляют неограниченные возможности для реализации потребностей ребенка в самореализации, общении и самообучении. Наличие разнообразных сетевых сообществ и сетевых сервисов предполагает наличие или овладение определенными умениями и навыками в использовании предоставляемых возможностей. Поэтому особую значимость для развития детей приобретают умения собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии. Выполнить эту задачу, призвана школьная информатика.
Формирование у школьников целостной картины мира можно осуществить с помощью межпредметных связей. Учителя, понимающие это, постоянно сталкиваются с необходимостью интегрировать предметы различных образовательных областей и видят, насколько трудно на деле заставить работать такие межпредметные связи, оставаясь в рамках классно-урочной системы. Проектная деятельность дает возможность выйти за границы урока и представить изучаемую проблему «объемно», с позиций разных дисциплин.
Метод проектов рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.
Цели и задачи проектной деятельности
контроль знаний и умений по пройденному материалу;
формирование в сознании школьника информационной картины мира;
возможность работать с компьютером;
развитие умений поиска и обработки информации;
работа по новым технологиям;
развитее самостоятельности;
умение слушать и уважать мнения учащихся;
способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
развитие исследовательских умений.
Работа над проектом развивает творческую активность учащихся, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу.
Данная форма обучения способствует развитию коллективной учебной деятельности учащихся, при которой цель осознается как единая, требующая объединения всего коллектива;
в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности;
умение понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных;
умение наглядно представлять имеющийся материал, организовать продуктивную содержательную коммуникацию.
контроль за деятельностью выполнения проекта осуществляется членами самого коллетива.
Значительное внимание в современном образовании уделяется личностной ориентации, методике для учета индивидуальных особенностей учащегося, использование опыта учащегося и обучении методам исследования.
Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения. Проектная форма обучения - это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое
Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.
В ходе проектирования учитель должен быть консультантом: дает рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, если ученики отошли от темы, обсуждает с учащимися этапы реализации проекта.
Трудности, которые могут возникнуть перед учениками в ходе выполнения проекта:
выбор темы;
постановка целей и задач проекта;
пути их решения;
сравнения полученного результат с тем, что они получили.
В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности:
коммуникативная – способность к общению;
проблемно – поисковая – способность решать жизненные вопросы;
рефлексивная – способность к анализу совершенной деятельности.
В настоящее время требования ориентированы на возможность изучения информационных технологий и формирования коммуникационной компетентности, в том числе и при изучении различных предметов.
При работе с детьми я заметила у них сложности при работе с информацией, даже с традиционными источниками. Это побудило меня заниматься проблемой формирования информационной компетентности учащихся в основной школе. Изучив литературу по проблеме модернизации образования на основе компетентностного подхода и метода проектов, я сделала вывод, что наиболее эффективно информационная компетентность у учащихся формируется при совместном выполнении трех условий: проблемного обучения, использования информационных технологий и метода проектов.
Что такое метод проектов? Сейчас достаточно много литературы, где можно найти полную информацию о методе проектов, начиная с истории возникновения метода проектов и заканчивая технологиями использования и вопросами и проблемами, возникающими при его внедрении и применении.
Основной задачей проекта в школе является как раз осуществление межпредметных связей и получение знаний (как по программе, так и сверх нее) через взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем. Проект, как правило, представляет собой коллективную форму деятельности. Составление перечня вопросов, определение задач работы, выбор методов изучения данной темы, способа презентации проекта осуществляются в процессе коллективного обсуждения. Тогда же намечается личная роль каждого участника проекта в решении общей задачи. Учитель включается в обсуждение и принимает участие в вынесении решения в качестве старшего товарища, который предлагает, а не диктует. Это не означает, что учитель может пустить работу на самотек.
Этапы выполнения проекта.
Каждый этап работы должен внимательно и строго контролироваться. При недостаточном контроле в процессе работы над проектом возможна непроизвольная, случайная замена поставленных задач на какие-либо другие и, как следствие, выход на незапланированный результат. Это досадная, но не грубая ошибка, так как проект все равно выполняет свою функцию: учащиеся осуществляют самостоятельную поисковую деятельность, включая в работу различные учебные дисциплины. В случае замены задачи учителю необходимо помочь учащимся определить момент, когда это произошло, и провести тщательную оценку причин замены. Это поможет усилить самоконтроль учащихся при работе над следующим проектом и избежать подобной ошибки в будущем
Работа над проектами проходит в несколько этапов:
Подготовка к работе над проектом.
Выбор темы.
Постановка цели и задачи проекта.
Поиск информации различными способами.
Поиск иллюстраций.
Разработка структуры презентации.
Разработка дизайна кадров.
Подготовка к защите проекта
Презентация проектов. (Защита)
Анализ проектной работы.
Рассмотрим более подробно несколько этапов работы над проектом.
Этап 1. Предложение тем (вопросов) проекта.
Тема проекта определяется методом «мозгового штурма». Это, пожалуй, самый демократичный этап проекта, так как каждый его участник может предложить свою тему, причем все идеи принимаются на рассмотрение, никто (ни учитель, ни ученики) не имеют права отвергать идею, даже если она им не нравится. Поскольку обычно в ходе «мозгового штурма» предлагается огромное количество тем (вопросов) и учащиеся стремятся говорить все одновременно (особенно если это один из первых проектов), необходимо перед началом работы выбрать 1—2 человек — «секретарей» — для записи возникающих идей на доске. Этот этап длится 10—15 мин.
Этап 2. Выбор одной темы проекта.
Он довольно сложен для учителя, т.к. нужно подтолкнуть учащихся к выбору темы, приемлемой с точки зрения технических возможностей школы и того учебного материала, который должен быть внесен в проект по замыслу учителя (или учителей). При этом учителю нельзя давить на учащихся, настоятельно рекомендуя или запрещая ту или иную тему. В противном случае теряется смысл первого этапа. Выбор темы для проекта длится 15—20 мин. При проведении первого в данном классе проекта учитель может сам указать тему, в этом случае первые два этапа опускаются. Так, например, было в нашей школе при организации описываемого ниже проекта «Составление школьного меню» в 9-м классе.
Этап 3. Выбор методов и ресурсов для работы над проектом, выбор формы презентации результатов проекта.
Выбор методов и ресурсов. Спектр методов для выполнения проекта чрезвычайно широк — это могут быть эксперимент, интервью, социологический опрос, экскурсия, изучение литературы, поиск информации в сети Интернет. Учителю важно познакомить учащихся с имеющимися возможностями, предоставив право выбора им самим. Если проект проводится в данном классе впервые, учащимся трудно осуществить выбор, поэтому обсуждение может проходить в форме «вопрос—ответ» (вопрос адресуется учителю). Обучение ведению дискуссии и принятию коллективного решения — сложная и кропотливая работа, поэтому этот вопрос заслуживает отдельного изучения. Задача «секретарей» — зафиксировать результат.
Форма презентации. Проект может быть представлен в виде стендовых докладов, устных и письменных отчетов,семинара, видеофильма, конкурса, театральной постановки, компьютерной программы. Нет необходимости выбирать только один -способ, их можно комбинировать. В любом случае презентация подготавливается учащимися самостоятельно, с минимальной помощью учителя. Поскольку в конце обсуждения учащиеся должны лишь называть выбранные методы работы, ресурсы и формы презентации, на весь этап отводится 15—20 мин.
Этап 4. Работа над проектом.
Занимает основное время, отведенное на проект. Время определяется учителем или группой («командой») учителей, исходя из календарно-тематического планирования предметов, включаемых в проект. Учителя определяют также сроки промежуточного контроля. Основную работу учащиеся могут проводить во время уроков. Так, например, в нашей школе был проведен проект по охране природы в 10-м классе. В этом случае во внеурочное время учащиеся занимаются подбором материала, разработкой методики экспериментов, видеосъемкой, социологическим опросом. Основную работу над проектом можно про¬водить и во внеурочное время. В этом случае на каждом уроке отводится по 15 мин на организационные вопросы и промежуточный контроль. В целом работа над проектом длится около 2 недель, максимум 3 недели, в зависимости от возраста школьников.
Этап 5. Подготовка к защите проекта.
Включает в себя работы всей программы.
Оформление материала на стендах ватмана или картона (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта);
Подготовка устной презентации проекта;
Подготовка команды для ответов на каверзные и серьезные вопросы оппонентов;
Создание специальной папки документов (портфолио), в которой полно и доказательно представлена логика работы над проектом.
Каждая позиция направлена на то, чтобы вызвать живой отклик участника проекта.
Этап 6. Презентация проекта
Проводить презентацию можно как во время уроков, так и во внеурочное время. В первом случае для этого лучше выделить спаренные уроки, поскольку представление результатов работы, в которой участвовал целый класс, как правило, занимает больше часа.
Время, отводимое на каждый этап, не закреплено жестко. Учитель может попробовать провести проект с предложенной расчасовкой и в ходе дальнейшей работы определить оптимальное для данного класса время. Однако одно можно сказать точно: если работа над проектом длится больше 3 недель, дети теряют к ней интерес, а это является самой грубой ошибкой учителя при организации проектной деятельности.
Поскольку проект призван интегрировать предметы различных образовательных областей, учителям необходимо создать собственную группу, или «команду», которая определила бы цели предстоящего проекта, выбрала бы тему и время его проведения. Выбор темы и определение сроков проведения проекта является довольно сложной задачей. Проект должен проходить через несколько дисциплин, но не мешать изучению материала каждой из них в отдельности. Однако очень часто материал тех или иных дисциплин, который можно было бы включить в данный проект, изучается учителями-предметниками в разное время учебного года. В этом случае приходится либо сокращать количество предметов, включаемых в проект, либо специально подбирать такие программы, которые позволили бы безболезненно интегрировать материал выбранных тем. Часто приходится делать и то и другое, поэтому команде учителей необходимо обсудить предстоящий проект перед началом учебного года и скорректировать календарно-тематические планирования, по своим дисциплинам исходя из требований проекта.
Результаты выполнения проекта
В результате выполнения работы у учащихся расширяется сфера интересов; углубленное изучение темы; воспитание целеустремленности, работоспособности.
Большое достоинство проектной деятельности:
Умение работать в коллективе.
Брать ответственность за выбор решения на себя.
Разделять ответственность с другими.
Демонстрация энтузиазма.
Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.
Предоставление ребенку свободы выбора темы, методов работы.
Работу над проектом можно продолжать неопределенное время, так как появляются новые мысли и идеи.
Не могут использовать чужой проект.
Связь информатики с другими школьными предметами и поиск информации за пределами учебного заведения.
Каждый ученик понимает важность, работы.
Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшит качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, повысит производительность труда учителя, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, будет способствовать повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
Правила успешности проектной деятельности
В команде нет лидеров. Все дети равны.
Команда не соревнуется.
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшит качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, повысит производительность труда учителя, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, будет способствовать повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). В первую Очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинить свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
Если вернуться на несколько лет назад - в то время, когда я только начинала вплотную работать в области информатики в 5-7 классах, мне вспоминается изучение с семиклассниками программы Power Point. На первом занятии учащиеся осваивают технологию создания презентации, а именно учатся создавать новые слайды, размещать на них текст, рисунки, графики, выбирать дизайн презентации, анимационные эффекты, звуковое сопровождение. В течение одной четверти на практических занятиях они должны были изучить эту программу, ее назначении, узнать как можно больше о ее возможностях. Каждый урок преподносить порцию теоретического материала, а затем закреплять полученные знания на компьютерах и отрабатывать навыки и умения мне показалось скучным. Тогда перед учащимся была поставлена цель: выбрать любую тему и создать в среде Power Point мультимедийный (с использованием звука, видео) продукт. Другими словами началась работа по методу проектов. То, что происходило дальше, стало увлекательнейшим процессом. Ребята увлеченно, с интересом начали собирать материал, расширяя свои знания в той или иной предметной области. Мало собрать информацию надо ее «отжать», т.е. оставить самое важное и значительное, надо ее так подать, чтобы твоя презентация не была скучной, и зрители смотрели бы, не отрываясь. Как это сделать? Вот вопрос, который каждый решал, работая над своим проектом. А что если вставить звуковое сопровождение? А клип? Как разместить объекты на слайде? Какое применить цветовое решение? На эти и многие другие вопросы дети искали ответы. Это была действительно поисковая, исследовательская, дизайнерская, аналитическая работа мозга.
Когда работы были закончены, мы решили в качестве итога провести фестиваль творческих презентаций. На фестивале учащиеся продемонстрировали свои работы и каждый победил в какой-либо номинации. 
Метод проектов применяется не только при изучении именно этой программы. Например, при прохождении темы «Растровый редактор Paint» учащиеся среднего звена получают задание (краткосрочный проект) – создать праздничную открытку, приглашение, визитную карточку и др. Здесь акцент делается на творческие способности учащихся. 
При изучении языка программирования Turbo Pascal учащиеся, к примеру, делают проекты «Ошибки языка Паскаль», «Графика в Паскале», «Музыка в Паскале». 
Практика показала, что метод проектов даёт положительные результаты. Работы выполняются с большим интересом и азартом, качественно. Ребёнок чувствует себя комфортно. Он сам видит, насколько удачно поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становится для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания. Таким образом, создаётся положительная мотивация учащихся при повторении пройденного материала.
Проектный метод активизирует познавательные способности, учитывая интересы учащегося. Но каждый урок не может быть ориентирован только на интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя. Проектную деятельность учащихся я применяю на уроках повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе. У меня сложилась следующая система. Сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям. После этого переходим к выполнению проектов.
Согласно техническому оснащению кабинета информатики в рамках базового курса информатики, много внимания уделяю начальному освоению информационных технологий – текстового и графического редакторов, электронных таблиц, баз данных, Интернет-технологий. Затем практическим занятиям, цель которых – систематизация знаний и умений учащихся по базовому курсу информатики. А затем переходим и к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое применение. 
Например: после изучения темы “Электронные таблицы” предлагаю учащимся выполнить следующее задание: представить себя в роли директора компании, принять на работу несколько сотрудников (не менее 10), указать должность сотрудников, начислить заработанную плату, рассчитать подоходный налог, построить диаграмму. Подобная работа очень нравится учащимся и позволяет осознать преимущество технологий работы с электронными таблицами и увидеть возможность применения полученных знаний и умений в повседневной практике.
Далее приводятся примеры проектов, которые учащиеся выполняют на уроках информатики
Проект “Кроссворд – проверь свои знания” или проект «Создай свой кроссворд». В проекте кроссворд служит средством, с помощью которого можно проверить знания не только того, кто его разгадывает, но и того, кто его создаёт. Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в табличном процессоре Excel.
Длительность проекта: два урока
Ход проекта
1. определение темы вопросов для кроссворда
2. отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами
3. создание макета кроссворда на бумаге
4. создание кроссворда на компьютере, оформление кроссворда
5. запись вопросов и ответов
6. представление результата работы
В ходе проекта учащиеся могут обратиться за помощью к своим товарищам. Лучшие работы распечатываются и используются на уроках. 
Проект «Новости компьютерного мира» рекомендуется для учащихся 7-9-х классов. Планируемый результат: создание учеником презентации с подборкой сообщений, иллюстраций, заметками из периодической прессы. Цели: закрепить навыки учащихся управлением информационными процессами, а именно, обменом, хранением и обработкой информации. Формирование навыка самостоятельного выполнения задания, а также потребности к расширению своего кругозора. Учащиеся, используя материалы Интернет, собирают и анализируют собранный материал, создают презентацию об устройствах ввода и вывода информации, представляют свою работу, обосновав критерии отбора материала.
Я организую постоянную проверку презентаций, собирая их и выставляя оценки. Ученики делают сообщения по новому материалу. В конце четверти или года лучшие проекты представляются классу и также занимают почётное место в кабинете информатики, для их последующего использования на уроках. В ходе выполнения проекта учащиеся вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. У них формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого.
Проект «В мире интересного» рекомендуется для 9-х классов. Планируемый результат: Создание и оформление мини-газеты «Это интересно» на одну из актуальных тем современной жизни. Размещение лучших проектов в школьной стенгазете. Цели: определение уровня сформированности навыков и умений необходимых для оформления текста, расширение круга их практического применения.
В настоящее время учащиеся 10-11 классов на каникулах занимаются долгосрочными проектами. Темы разные, например, проект «Компьютер: друг или враг?», «Выбери компьютер», «Компьютер и здоровье», «Работа в сети Интернет» и другие.Навыки, полученные учащимися на уроках информатики, ребята охотно используют при подготовке материалов по другим школьным предметам. Они создают интересные тематические сайты и презентации, пишут хорошо иллюстрированные рефераты, применяя информацию, найденную в Интернете и книгах, по всем правилам оформляют результаты своих исследований, выступают на конференциях и семинарах.
Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов.
Для учащегося:
1.Формируются и отрабатываются: 
• Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации
• Навыки публичного выступления (ораторское искусство)
• Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
• Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи
• Умение работать в группе, в команде
• Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)
4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект.
5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.
7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.
Все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность, выйдя из стен школы стать успешной, творческой, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.
Для учителя:
1. Отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества
2. Учитель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях
3. Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта
4. Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма учителя. 
На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для детей превращается в увлекательную захватывающую деятельность.
В результате обобщения опыта по проблеме использования метода проектов на уроках информатики можно сделать следующие выводы: 
1. Необходимость применения метода проектов в образовательном процессе обусловлено тенденциями к более полноценному развитию личности, его подготовки к реальной деятельности
2. Широкое использование современных информационных технологий для выполнения проектов является эффективным средством развития способностей и реализации творческого потенциала у учащихся.
3. Применение метода проектов даёт результаты на всех этапах обучения
В целом метод проектов является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, общее интеллектуальное развитие, способствуя развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных.
Литература
1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.
2. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 класы – М.: ВАКО, 2011. – 288 с.
3. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10-го класса. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2009. - 432 с4. Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. – М.: «Интеллект-Центр». 2008 – 96 с.
5. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. Программная и методическая поддержка курса ИИТ. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.