Обобщение опыта Использование ЦОР на уроках информатики, как фактор, способствующий росту познавательного интереса у учащихся



«Использование ЦОР на уроках информатики, как фактор, способствующий росту познавательного интереса у учащихся
2015г.
Содержание
Справочно-информационные сведения об опыте.
Технологические сведения об опыте.
Актуальность опыта.
Педагогические задачи, успешно решаемые в опыте.
Что такое цифровые образовательные ресурсы
Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках информатики для обеспечения качества усвоения материала
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики по средствам ЦОР
Этапы уроков с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Использование ЦОР на уроке объяснения нового материала.
Использование цифровых образовательных ресурсов в процессе обобщения и контроля знаний.
Типы уроков с использованием ЦОР.
Технология опыта.
Результативность педагогического опыта.
Заключение.
4. Библиографический список.

Справочно-информационные сведения об опыте.
Тема опыта: «Использования цифровых образовательных ресурсов на уроках информатики и ИКТ, как фактор, способствующий росту познавательного интереса у учащихся».
Автор опыта: Бородина Анастасия Петровна
Должность автора: учитель информатики и ИКТ
Место функционирования опыта: 353691 Краснодарский край, Ейский район, г.Ейск, ул. Коммунистическая 49/12. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №14 имени первого летчика – космонавта Юрия Алексеевича Гагарина г.Ейска» тел.8(86132)4-65-43
Разновидность опыта: эвристический.

Технологические сведения об опыте.
Актуальность опыта
Успешность обучения во многом зависит от того, в какой форме организована познавательная деятельность учащихся. Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия.
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
-учащиеся имеют значительные учебные нагрузки в связи с увеличением объема содержания образования;
-приоритетными являются репродуктивные методы обучения;
-в силу исторически сложившихся взаимоотношений между учителем и учеником, последний, являющийся одновременно объектом и субъектом, не всегда может проявить свою субъективную сущность.
Актуальность данного опыта очевидна. Без использования современных цифровых образовательных ресурсов уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.
Цифровые образовательные ресурсы - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и вне учебной деятельности. Дополняя широкий спектр педагогических технологий, ИКТ помогают решить вопросы формирования общей коммуникативной компетенции - условия успешной социализации выпускников.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий.
Цель моей работы понять и оценить возможности использования цифровых образовательных ресурсов для обеспечения качественного и доступного образования, показать эффективность метода для активизации познавательного интереса у учащихся.
2.2. Педагогические задачи, успешно решаемые в опыте
Педагогические задачи, успешно решаемые в опыте:
обеспечить организацию учебной деятельности, предполагающую широкое использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности; 
обеспечить качественное усвоение программного материала; 
обеспечить содержание материалов, ориентированных на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров;
обеспечить компактность в изложении учебного материала, что высвободило время для закрепления и тренировки; 
обеспечить доступность и наглядность изучаемого материала; 
учитывать индивидуальные особенности учащихся и существующие различия в культурном опыте учащихся; 
воспитать интерес к предмету.      Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе, в том числе и информационно-коммуникативные.
2.3. Что такое цифровые образовательные ресурсы
Набор ЦОР — это необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме ресурсы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.
Задачи ЦОР
помощь учителю при подготовке к уроку:
компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов;
подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
подготовка творческих заданий;
подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.
помощь при проведении урока:
демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке;
помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;
большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.
 
  В содержание ЦОР входят:
- демонстрационные материалы (плакаты, интерактивные схемы, рисунки, таблицы, презентации, видеоролики);
·учебные модули;
·материалы для практических занятий (интерактивные модели, вопросы, задания, задания-конструкторы, тренажеры) ;·материалы для контроля и аттестации (тесты, контрольные работы).
Наибольший интерес у  учащихся вызывает использование интерактивного правила, схемы, рисунка, плаката,  где  пояснение открывается щелчком мыши, и может быть обратно скрыто. Благодаря этой особенности учитель получает дополнительные возможности при объяснении нового материала: можно акцентировать внимание школьников на информации, наиболее значимой на данном этапе объяснения; можно задать ученикам вопрос и сразу же проверить ответ, вызвав его на экран. Интерактивные правила позволяют не просто формулировать правила, но последовательно подводить учеников к их самостоятельной формулировке.
Набор цифровых образовательных ресурсов можно использовать на всех этапах обучения русскому языку: при предъявлении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.
2.4.Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках информатики для обеспечения качества усвоения материала
Система современного образования ведет к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Цифровые образовательные ресурсы становятся необходимым компонентом урока информатики в современной школе и современный учитель – это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии. Урок с использованием ЦОР – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Компьютерная культура – это вид культуры, гармонично сочетающий культуру работы с дидактическими средствами, культуру работы со СМИ, культуру диалога. Источником информации является компьютер. Его преимущество здесь очевидно. Это и постоянное обновление информации, и возникновение новых возможностей: создание презентаций, сетевые информационные системы, Интернет, электронная почта, электронные учебники, журналы, игры.
В процессе применения ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего количества источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, делать выводы.
Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
развитие наглядно-образного, интуитивного, творческого видов мышления;
развитие коммуникативных способностей;
формирование умений принимать оптимальные решения;
формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
Цифровые образовательные ресурсы влияют на все уровни учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:
повышение эффективности и качества обучения за счет реализации ЦОР;
обеспечение побудительных мотивов, обуславливающих активизацию познавательной деятельности;
углубление меж предметных связей.
Использование цифровых образовательных ресурсов в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии.
Активное применение ЦОР в учебном процессе как показывает практика:
— способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей;
— позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;
— позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;
— ЦОР позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования цифровых образовательных ресурсов на уроках очень разнообразны и безграничны. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ЦОР к таким технологиям не относятся, т.к. за ними — будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ЦОР отвечает данным требованиям.
2.4. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики средствами ЦОР
Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Цифровые образовательные ресурсы способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы учащихся, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру. 
На уроке с использованием цифровых образовательных ресурсов учитель является организатором всего урока и консультантом. Цифровой образовательный ресурс не заменяют учителя или учебник, но коренным образом изменяют характер педагогической деятельности. Введение цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы, например: 
- совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся); 
- цифровые образовательные ресурсы могут помочь там, где у учителя не хватает времени для ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков; 
- повышение продуктивности самоподготовки после уроков; 
- средство индивидуализации работы самого учителя. 
Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в современный образовательный процесс поможет осуществить более качественную подготовку учащихся.
Образовательные ресурсы нового поколения позволяют на качественно новом уровне преподавать информатику, используя самые разнообразные методы и технологии. Это, прежде всего, возможность для учителя иметь под рукой огромное количество иллюстративного материала, а главное очень быстрый доступ к нему, возможность подготавливать для школьников ресурсы, содержащие необходимый материал, возможность для учителя создавать самостоятельно тесты для проверки усвоения определенного материала, непосредственное знакомство учителя с новинками методической литературы. На мой взгляд, своевременным является появление в учебном процессе учебно-методических комплексов, где наряду с учебником, программами, методичками разработаны мультимедийные электронные учебники. Эти учебники — находка для учителя и учащихся он способствует повышению интереса к изучению предмета. Применение этих мультимедиа учебников на уроках позволило мне разнообразить формы и методы работы с классом, использовать их на самых разных этапах работы, на уроках, поскольку они одновременно являются и учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией и справочником с учебным видеофильмом. У моих учеников благодаря этим учебникам есть уникальная возможность не только наглядно увидеть видеосюжеты по темам. Кроме этого, учебники дают возможность формирования специальных умений и навыков учащихся по информатики. Так, например, по завершении работы с каждым под параграфом рекомендую составить его краткий план-конспект (своего рода «шпаргалку»). Это поможет учащимся быстро вспомнить пройденный материал, что особо важно при подготовке к экзамену. Самый простой метод использования ЦОР — демонстрационно-иллюстративный. При этом текст параграфа учебника или рассказ учителя иллюстрируется соответствующими Цифровыми Образовательными Ресурсами, расширяя представления учащихся об изучаемом материале, реализуя принцип наглядности и обогащая информационный ряд процесса обучения. При использовании набора ЦОР достигается особенно важный для учащихся результат — визуализация изучаемого материала. Начиная изучение раздела и крупных подразделов, я рекомендую продемонстрировать учащимся изображения компьютера и изображения деталей компьютера, которые там находятся, которые составляют основное содержание компьютера.
Очень важно использовать ЦОР  также в качестве наглядности при изучении вопросов, касающихся истории появления вычислительной техники. Иллюстраций учебника явно недостаточно, чтобы дать полное представление об основных достижениях революции компьютера, показать памятники информатики и т.п. Хотя, практика показывает, что наибольшую трудность при выполнении заданий ЕГЭ или олимпиадных заданий вызывают именно вопросы, касающиеся программирования. Кроме того, многие учебники информатики не содержат в полном объеме информации, а это в свою очередь препятствует более полному и насыщенному восприятию материала. Приготовленные детьми сообщения с использованием ЦОРов или Интернета я использую на разных этапах урока, в том числе как опережающие задания, а также как исследовательские и творческие проекты, которые призваны способствовать повышению мотивации к изучению предмета. При изучении определенных разделов, тем, я рекомендую учащимся обратится к материалам соответствующих ЦОР, например, «fcior.ru», чтобы подобрать дополнительные сведения о той или иной теме, составить доклад, провести поиск, а это способствует организации самостоятельной работы учащихся.      Чтобы всем детям было интересно на уроках информатики, я, конечно, применяю на уроках цифровые образовательные ресурсы. В большинстве случаев это — вспомогательное средства для возбуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала и такой урок характеризуется разнообразием форм организации учебной деятельности учащихся.
Для повторения, систематизации и обобщения знаний, можно спланировать урок-игру, который превращает в соревнование занятия по самому обычному школьному материалу. Он вносит новую струю в однообразное течение уроков, вызывая большую активность даже слабых учеников.
Кроме этого я считаю, что при подготовке и проведении уроков просто необходимо использовать Интернет. Я рассматриваю Интернет как часть информационно — коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Я использую образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др.       Хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ ни какое — либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. С моей точки зрения, применение ЦОР надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формации обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием в современной школе. Использование цифровых образовательных ресурсов в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение должно быть ориентированно на учебную нагрузку школьников и не нарушать здоровье сберегающих факторов развития ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой.
2.5. Этапы урока с использованием цифровых образовательных ресурсов
ЦОР использую на следующих этапах :Этап актуализации знаний - электронные тесты, электронные конструкторы; 
Этап объяснения нового материала - электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы, обучающие среды; 
Этап закрепления и совершенствования ЗУН - электронные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации; 
Этап контроля и оценки ЗУН - электронные тесты, кроссворды. 
2.7. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке при объяснении нового материала
Появление различных образовательных ресурсов, посвященных информатики, существенно облегчило и разнообразило работу учителя. Особо следует остановиться на расширении возможностей в изучении тем, касающихся истории вычислительной техники. Только с помощью медиа- и компьютерных технологий у нас появилась возможность в полной мере приобщить детей к сокровищам не только российской, но и мировой культуры, показать праотцов современных компьютеров, которые многим не доведется увидеть в реальной жизни.
Безусловно, интерес представляет и попытка смоделировать биологические процессы. Используя желание детей смотреть кинофильмы, можно ненавязчиво вызвать их интерес к теме или вообще информатике, показать, что материал урока может быть легко усвоен, а затем на этой базе строить ситуацию успеха ребенка.
Несомненно, следует обратить внимание и на некоторые сложности, возникающие в процессе применения компьютерных технологий. Если с нерабочим настроем детей перед просмотром мультимедийного ролика удается справиться ко второму-третьему уроку, то вскоре появляются проблемы иного рода. Они во многом связаны с тем, что интерактивные ресурсы созданы для усредненных школьников, но мы имеем дело с личностями. Кто-то из детей просто не успевает вникать в суть происходящего на экране, потому что вынужден вслушиваться и привыкать к голосу диктора, ведь у каждого учителя своя манера говорить, а нужно еще что-то запомнить! Учитель корректирует фразы и подстраивается под ритм жизни, дыхания каждого класса, каждого ребенка, делая паузы и варьируя темп речи, диктор, же этого не делает. Именно поэтому, на мой взгляд, компьютер никогда не заменит живого учителя, способного чувствовать настрой и настроение ученика. Важно использовать их правильно, максимально адаптировано, в необходимых количествах и наилучшего качества. Отдельного разговора заслуживает вопрос о качестве ресурса. Скорее всего, наилучшим является тот, который учитель делает для себя сам, ориентируясь на конкретных детей. Но не менее важно и то, как он будет «подан» детям.
Был опробован такой вариант использования интерактивного ресурса, подразумевающего мультимедийные ролики (“История вычислительной техники”, “Развитие периферийных устройств” и т. д.) Ресурс используется в процессе объяснения новой темы, причем, на доске заранее записываются вопросы, на которые дети должны ответить в результате просмотра ролика. Таким образом, ученики заранее настраиваются на работу, выделение главного, размышление. По мере просмотра может возникнуть необходимость записать что-то в тетради, поскольку зачастую пауз в ролике не делается, следует приостановить просмотр, а если это не возможно, наложением голоса учителя обратить внимание детей на тот или иной факт. Конечно, внимание детей будет несколько рассеяно, но вскоре, как видно из опыта, они привыкают слушать учителя и диктора одновременно. После просмотра ролика необходимо дать детям время подвести итоги, вновь обратиться к вопросам, заданным в начале объяснения новой темы, позволить им задать вопросы уточняющего характера и затем приступать к обсуждению. Естественно, следует варьировать качественные характеристики вопросов для старших и младших классов, добавляя по мере взросления детей аспекты проблемности.
Как показывает практика, использование медиа-ресурсов не только разнообразит уроки, но способствует более глубокому, заинтересованному включению детей в образовательный процесс.
2.8. Использование цифровых образовательных ресурсов в процессе обобщения и контроля знаний.
На уроках информатики применяю также презентации с элементами контроля усвоения знаний – это такие задания, как тесты. Их же можно применить на уроках, посвященных устройствам компьютера, где необходимо, например, из предложенных устройств выделить те, которые относятся к устройствам ввода.
Я самостоятельно создаю тестовый материал, адаптированный к требованиям уровня знаний школьников и к применению в урочном процессе. Эти тестирующие материалы не исключают индивидуальную подготовку и дают возможности контроля. Сейчас накоплены интерактивные тесты, задания частично взяты из сборников по подготовке к ЕГЭ разных лет.
Компьютер позволяет осуществлять обратную связь. По ходу работы дети сами и учитель сразу могут видеть результат. Если не удавалось составить цепь правильно, доступа к следующему заданию нет. Тогда дети рассуждают, где они ошиблись, что сделали не так, т.е. мы наблюдаем формирование навыков самоконтроля и самооценки. Если ребенок испытывает серьезные затруднения, на помощь приходит учитель – осуществляется индивидуальный подход к ученику. Формируем навыки подлинно исследовательской деятельности.
Средства  наглядного представления можно использовать не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Очевидно, что с точки зрения педагогики лучшим является то пособие, которое изготовлено самими учащимися. Для этого необходимо обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Учащиеся самостоятельно готовят сообщения о создателях компьютерной сети, создатель алгебры логики. Также составляют презентации, посвященные различным темам. Я нахожу в сети большие возможности для методической поддержки процесса обучения.
Использование Интернета на уроках информатики значительно увеличивает объем информации, задействованной в образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.
Внедрение ЦОР в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания информатики, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Существует острый дефицит методической поддержки уже созданных продуктов.
2.9. Типы уроков с использованием цифровых образовательных ресурсов
С точки зрения использования ЦОР на уроке, представляется разделить эти уроки на четыре группы:
Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока.
Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель- ученик.
Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели.
Интегрированные уроки. Такой урок проводят учитель-предметник и учитель информатики.
2.10. Технология опыта
Технология опыта:
-Создание информационной среды  процесса обучения истории;
-выявление уровней развития самостоятельной деятельности обучаемых;
— отбор учебного материала для самостоятельной деятельности учащихся направленных на развитие у учащихся основных мыслительных операций, которые необходимы для обработки и оценки информации;
-разработка  учебных занятий, где осуществляется познавательная самостоятельная деятельность трех типов:
Репродуктивная
 Поисковая, которая нацелена на поиск новых знаний и различных источников информации.
Творческая, которая связана с применением приобретенных знаний и умений в нестандартных ситуациях.
— применение компьютерных технологий   на различных этапах проведения урока;
— применение различных типов и видов самостоятельных работ на основе компьютерных технологий;
— изменение   позиции учителя: из транслятора содержания обучения в организатора информационных коммуникаций и эксперта,
— поддержка учащихся в ходе самостоятельной деятельности;
-мониторинг учебных достижений.
2. 11 Результативность:
Организация самостоятельной работы на уроках иинформатики с применением ЦОР показывает, что:
1. Повысился познавательный интерес учащихся к информатики: сократилось количество учеников, у которых ведущим мотивом учебной деятельности был мотив стабильности.
2. На основе обеспечения индивидуальных образовательных траекторий и дифференциации в содержании образования и его контролем вырос уровень освоения стандарта образования по информатики.
3. Использование средств компьютерных технологий повлекло изменение методов обучения: увеличена доля исследовательских приемов: ученики отмечают личностные приобретения – «научился планировать свою работу», «нравится делать презентации, материал становится понятным для всех», «нравится руководить группой, потому что я должен знать несколько больше других».
4. Работа с разноплановой информацией по содержанию, форме подачи, источнику повлекло за собой изменение построения образовательного процесса на основе компетентностно-ориентированных технологий. Освоена технология развития критического мышления, проектный метод обучения.
5. Применение информационных технологий в преподавании информатики на всех этапах урока, выполнение проектов по информатики способствовали увеличению доли учеников, владеющих новыми информационными умениями.
6. Увеличилась доля учеников, способных к самостоятельной работе в обучении на уровнях продуктивной  и творческой деятельности.
Использование информационно-коммуникативной технологии на уроке информатики позволяет:
— активизировать познавательную деятельность учащихся;
— обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
— повысить объем выполняемой работы на уроке;
— усовершенствовать контроль знаний;
— формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
— обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
— изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от информатики, особенно с увлеченными ПК;
— изменяется, особенно у восьмиклассников-девятиклассников, отношение к ПК, как к дорогой увлекательной игрушке. Ребята начинают его воспринимать в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности;
— появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя информатики.
И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания учащихся.
Заключение
Целесообразность использования информационных и информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе вообще и на уроках информатики в частности не вызывает сомнения. Инновационность данного метода на современном этапе заключается в иных подходах, чем это было ранее, к организации учебной и внеурочной деятельности учителя и учащихся.
Традиционные методы и приёмы обучения на уроках информатики имеют свои определенные достоинства, но они не в полной мере способствуют развитию и саморазвитию учащихся в условиях современного информационного общества. Использование на уроках ИКТ способствует изменению методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой в различных видах информации. Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся
Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках информатики, позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности.
В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания информатики информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.