Выступление на совещании педагогов-психологов на тему: Технологии работы с родительской общественностью педагогического коллектива.


Технологии работы с родительской общественностью педагогического коллектива.
Подготовила – Анюхина И.А., педагог-психолог МБОУ «Школа-лицей№3 им. А. С. Макаренко муниципального образования г. Симферополя Республики Крым
Семья для ребенка всегда была, есть и будет самым важным институтом, в котором закладываются не только основные качества характера личности, но и отношение к обществу и окружающему миру. Психологи, как никто другой, знают о том, сколько важнейших функций выполняет семья за время своего существования. (слайды 1-4)
Однако, в зависимости от того, на каком этапе обучения находится ребенок, педагогам необходимо подсказать не только возрастные особенности ребенка, но и особенности взаимодействия родителей с данной возрастной категорией. Работа школы и семьи включает разделы (слайд 5):
Работа с родителями учащихся начальной школы.
Работа с родителями учащихся 5 классов (адаптация перехода в основную школу).
Работа с родителями учащихся основной школы (6 – 8 классы).
Работа с родителями учащихся старших и выпускных классов.
К основным функциям взаимодействия школы и родителей относятся:
Воспитательно-развивающая.
Формирующая.
Охранно-оздоровительная.
Контролирующая.
Бытовая.
И каждая из этих функций является важной, так как именно в семье должны нарабатываться основные навыки познания, отношения к миру, заботы о своем здоровье, навыки самоконтроля и конечно, бытовые навыки – опрятность, аккуратность, трудолюбие. К сожалению, сегодня наблюдается перекладывание этих функций во многих семьях на плечи педагогов.
В нашей школе социально-психологическая служба объединяет свои усилия в работе с семьей и проводит эту работу в 3 этапа (слайд 6) :1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса.
2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:
трудности в адаптации,
агрессивность,
страхи,
проблемы общения со сверстниками,
не усвоение программы и другие.
3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.
Молодым и опытным педагогам не лишне напомнить о том, что их работа с родителями может осуществляться в зависимости от потребности следующим образом (слайд 7):
Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями. Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в школе и поддержания контакта в семье.
Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с классным руководителем об индивидуальном развитии своего ребёнка. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала.
Ежемесячные формы общения с родителями – это: праздники, родительские собрания, спортивные мероприятия, походы, поездки и т.д..Разовая
В работе с родителями необходимо помнить, что родители по-разному относятся к школе (слайд 8).
Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми. Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.
Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.
Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто.
Чтобы определить, какие родители перед нами, используют различные методы, хорошо известные и психологам и педагогам (слайд 9). И, зачастую, изучая особенности той или иной семьи, напрашивается вывод о том, что и самих родителей необходимо воспитывать.
Сегодня в мире даже появился такой термин – воспитание родителей (слайд 10). Для этого наработано огромное количество форм и методов работы – они представлены на слайдах 11 и 12.
Для педагогов наиболее традиционная форма общения с семьей – конечно, проведение родительских собраний. И здесь существует множество нестандартных способов, форм и методов ( слайды 13-15).
Темами такой работы должны стать те вопросы, которые наиболее часто волнуют родителей. Привожу список тем, которые наиболее актуальны для среднего школьного звена – 5-9 классов (слайд 16 и 17).
Я не случайно хочу обратиться именно к этой возрастной категории, ведь, по собственному опыту знаю, что в младшей школе родители достаточно активны, так как не столько осознают важность обучения, сколько испытывают тревогу за ребенка - он мал, не имеет достаточных навыков общения, учитель – один и от его отношения к ребенку зависит многое. В старших – 10 и 11 классах – уровень тревожности родителей также велик, так как волей-неволей, они осознают, что обучение в школе заканчивается, необходимо думать о том, как окончить школу максимально успешно и сделать правильный выбор в дальнейшем обучении. Родители старшеклассников не так охотно, как в начальном звене, но все-таки достаточно активно сотрудничают с педагогами. Чего не скажешь о среднем звене – обычно родители подростков 10-15 лет воспринимают школу как необходимую повинность, осознают, что в этих классах не решается судьба ребенка (по их мнению!), утрачивают контроль над социальным окружением ребенка, его обучением. Именно в этом возрасте необходимо помочь педагогу сделать родителей своими союзниками.
Предлагаю, как один из вариантов такой работы - мини-тренинг для родителей, направленный на осознание важности родительского взаимодействия с ребенком, понимания особенностей данного возраста и проблем, связанных с ведущей деятельностью. (слайды 18-19)
Проживая вновь состояние, в котором находится ребенок, родителям легче понять своего ребенка и найти с ним общий язык. И тогда, я надеюсь, любимая фраза, которая очень часто звучит из уст родителей в кабинете психолога и в разговоре с учителем «Он меня не слушает! Я не знаю, что с ним делать! Делайте, что хотите!» - будет звучать очень редко.