Статья Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебном воспитательном процессе


Ж. Ф. Протасова учитель начальных классов
МОУ Калачеевская СОШ №6, города Калача
Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью  в учебном воспитательном процессе
                                                               
Хотите ли Вы, не хотите ли.
Но дело товарищи, в том,
Что, прежде всего, мы – родители,
А всё остальное потом.
Р. Рождественский.
К приходу ребенка в школу, у родителей уже заранее складывается стереотипное мышление, как и о самой школе, так и об учителе. Согласно опросу: «Учителя – это люди,  которые вынуждены справляться с нашими детьми. Они не в состоянии заниматься индивидуально проблемами лично нашего ребенка, им важен общий порядок в классе и успеваемость. Они нередко бывают несправедливы к детям, нервничают и кричат. Им, по сути дела, все безразлично, а мы – мучайся». У учителей также сложилось устойчивое мнение о родителях. «Какие родители – такие и дети. Отправляют ребенка в школу со всеми проблемами, которые сами не решили, а нам – разбираться. На собрание не дозовешься, дневники не подписаны, всё требуют от школы, а сами детьми не занимаются».
Но важно понимать, что мы вместе – учителя и родители – делаем в равной степени одно общее дело: воспитываем и растим из детей достойных людей, ответственных, творческих, инициативных, компетентных граждан. Именно на этом принципе и необходимо строить отношения с родителями, Для всякого классного руководителя общение с родителями – неизбежная и не всегда простая часть работы. Классы бывают разные, и дети в них разные и родители.
Как же сделать так, чтобы работа в классе прошла в обстановке сотрудничества и взаимопонимания с родителями?
 Важную  роль  в   формировании   личности  ребенка  играет то,  какую  работу  проведет  учитель  с  родителями. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как сложатся   отношения с  учащимися и их родителями, зависят  достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.
Опираясь на опыт признанных педагогов – В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова можно выделить несколько направлений работы классного руководителя с родителями:
    - Установление и поддержание постоянной связи с родителями.
     - Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности          ребёнка.
    - Привлечение родителей к организации работы с классом.
При общении с родителями необходимо  позволить им выразить все желания, знания о своих детях; уметь их выслушать - это обязательное условие укрепления  связей, условие понимания самих родителей.  Вхождение классного руководителя  в семью позволяет родителям увидеть в наставнике своего ребёнка, прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое. Завоевать доверие со стороны родителей очень важная задача для классного руководителя.
Исходя из сказанного, выделяют следующие принципы общения с родителями:
1. Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умными и тактичными. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.
2. Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения и воспитания.
3. Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
Отсюда  вытекают  следующие задачи:
- создание атмосферы взаимопонимания между учителем, детьми и родителями в образовательной и воспитательной среде;
- создание условий для благополучного взаимодействия всех участников учебного воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
-  привитие культуры родителям, владение приёмами воспитания и взаимодействия с детьми;
- установление тесной и плодотворной связи с родителями, привлекая их к учебной деятельности детей и к внеурочной, внеклассной работе;
- способствование формированию доверительных и доброжелательных  отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями;
- воспитание уважительного отношения ко всем членам семьи;
- развитие интереса к истории своей семьи, ее традициям.
Для воплощения данных задач используют различные формы и методы.
1. Родительские собрания (темы для родительских собраний подбираются в зависимости от необходимости и обстоятельств)
2. Индивидуальные консультации.
3. Анкетирование
Одна из важных форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация несет  ознакомительный характер и способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Здесь я даю возможность родителям рассказать все то, с чем они хотели бы познакомить меня в неофициальной обстановке, что поможет мне для дальнейшей работы  с ребенком:
особенности здоровья ребенка;
его увлечения, интересы;
предпочтения в общении в семье;
поведенческие реакции;
особенности характера;
мотивация учения;  
4. Открытые уроки      
Для  того, чтобы   родители   могли   лучше   понять  возможности    детей,  требования   к  ним, следить  за  их   интеллектуальным   ростом,  проводят  открытые    уроки   для   пап  и мам.   Наблюдения  за  детьми  на   уроках   позволяют   родителям   понять, на что  следует   обратить   особое  внимание. Считаю это очень эффективно. Так как родители видят своего ребенка  на уровне остальных детей. Более адекватно оценивают способности,  знания и умения своего малыша.
5. Общая коллективная деятельность
Еще одна форма взаимодействия – это общая коллективная деятельность (учитель- ученик – родители).  Проживая  вместе  с  детьми   определенные  отношения  в  ходе  праздника, концерта,  беседы, игры, трудового  дела,  спортивного  состязания  и  других  форм  совместной   деятельности,  родители   переносят  данное  отношение в  дальнейшую   историю   семейной  жизни,  привносят  невольно  новые   отношения,  которых   раньше  не  было  в  семье,  тем  самым  изменяя   поле  семейных   отношений.
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
(В.А. Сухомлинский)
Успехов и терпения всем вам в воспитании наших детей.