Выступление перед учителями по теме: Леворукий ребенок (1-2 класс)

Восприятие пространственных отношений

Чтобы читать и писать, нужно хорошо ориентироваться в пространстве. Нужно различать низ и верх, а также направление слева направо. Без этих ориентировок ребенку будет трудно различать между собой буквы, поскольку они часто отличаются именно пространственными (с точки зрения осей: сверху - вниз и справа – налево) соотношениями своих деталей (например, буквы: р – ь, с – э). Ребенку будет трудно писать и читать в нужном направлении.
Вам нужно выяснить:
Какая рука у ребенка (правая или левая) ведущая.
Насколько хорошо он ориентируется в собственном теле.
Насколько хорошо он ориентируется в собственном пространстве.
Итак, пока нет еще четкого и однозначного ответа на вопросы, что является причиной леворукости и чем леворукий отличается от праворукого, но тем не менее уже ясно, что нельзя считать леворукость патологией, а тем боле связывать с леворукостью сниженные умственные способности. Многие специалисты считают, что при обучении леворуких детей обязательно должны учитываться их индивидуальные особенности и даже общая методика обучения должна строиться иначе. Но пока что это проблемы будущего, а сегодня учителю важно опеределить ведущую руку и сделать это в первые дни обучения

Выявление леворукости
Ребенок-левша всегда хуже ориентируется в пространстве, чем «праворукий ребенок». Как правило, он путает левое и правое направления. Леворукость у ребенка не всегда бросается в глаза, часто, когда она не очень выражена, родители без труда, даже не заметив, как они это сделали, переучивают его. Однако проблемы с пространственной ориентировкой у таких детей остаются.
Для выявления «скрытой» леворукости предложите ребенку следующие задания (он должен выполнять их по вашему показу):
Ребенок должен переплести пальцы левой и правой руки (сжать их в «замок»). У леворукого ребенка на верху окажется большой палец левой руки.
Ребенок должен скрестить на груди руки (принять «позу Наполеона») У левши кисть левой руки окажется лежащей на правой руке (а кисть правой руки – спрятанной под левую руку).
Ребенок должен аплодировать (покажите ему, как это делается). У левши левая ладонь будет сверху.
Тестирование. При выполнении тестирования учитель должен сесть напротив ребенка. Обстановка должна быть спокойной, благожелательной. Можно начать тестирование следующими словами: «Сейчас мы с тобой поиграем» или «Давай-ка, мы поработаем вместе: я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить». Все приспособления, пособия, предметы надо положить перед ребенком строго на середину стола на равном расстоянии от правой и левой руки.
Первое задание – рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет или может. После того, как он закончит, попросите его нарисовать тоже самое другой рукой. Часто дети отказываются: «Я не умею», «У меня не получиться». Можете успокоить его, подбодрить. В этом задании учитывается не только какой рукой ребенок работает, но и при работе какой рукой лучше качество выполнения рисунка.
Второе задание – открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка. Ребенку предлагается несколько коробочек. Задание: «Найди спичку в одной из коробочек». Ведущей будет считаться та рука, которая совершает активные движения: закрывает, открывает, вынимает спичку.
Третье задание – построение колодца из спичек. Ведущая та рука, которой более активно выполняют все действия.
Четвертое задание – игра в мяч. Нужен небольшой (можно теннисный) мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и вы просите ребенка как можно точнее бросить его в какую-то заранее намеченную цель несколько раз. Ведущая - та рука, которой ребенок бросает мяч.
Пятое задание – вырезание ножницами по контуру рисунка. Ведущая – та рука, которой ребенок держит ножницы. Но бывает и так, что ребенок плохо владеет ножницами: он просто держит их и более активно работает (поворачивает открытку) другой рукой. В этом случае попробуйте попросить его взять ножницы в другую руку и оцените, какой рукой задание выполняется лучше.
Шестое задание – нанизывание бисера, бусинок или пуговиц на иголку с ниткой. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение вне зависимости от того, в какой руке иголка. Активное движение может осуществлять как рука с иголкой, так и рука, держащая и насаживающая бусинку или пуговицу на иголку.
Седьмое задание – развязывание узелков. Предварительно нужно неплотно завязать несколько узелков (на небольшом расстоянии) из шнура средне толщины. Ведущая – та рука, которая развязывает узелок.

Ориентировка в собственном теле
Попросить ребенка поднять левую (правую) руку.
Попросить ребенка показать вам левый (правый) глаз (ухо и т.п.)

Ориентировка в окружающем пространстве
Положите перед ребенком два предмета: один – ближе к его левой руке, другой – ближе к правой. Ребенок должен показать вам, какой предмет находится слева, а какой – справа.
Пусть ребенок положит какой-нибудь предмет слева от себя (или справа от себя).
Положите перед ребенком три предмета. Ребенок должен показать вам предмет, который находится слева или справа от центрального предмета.