Работа социального педагога по школьной и социальной дезадаптации


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Осинская средняя общеобразовательная школа № 2»
Профилактика
социальной и школьной дезадаптацииРайонный семинар по теме:
«Образовательное пространство МБОУ «Осинская СОШ №2» в условиях реализации
федеральных государственных образовательных стандартов.
Обобщение опыта реализации ФГОС ООО»
Баирова Т.М.,
социальный педагог,
1 квалификационная категория
Оса 2015 г.
Работа социального педагога по профилактике
школьной и социальной дезадаптации Здравствуйте, дорогие гости. Позвольте представить вам опыт работы по профилактике школьной и социальной дезадаптации.
Свою деятельность как социальный педагог начала с 2011 года в МБОУ «Осинская ООШ». В 2011 году закончила ГОУ ВПО БГУ по специальности педагогика и методика начального образования, в 2012 году прошла профессиональную переподготовку в ОГАОУ ДПО «ИРО Иркутской области» по теме «Менеджмент организации. Менеджмент в образовании». В данной должности – работаю 5-й год.
С введением ФГОС целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Важное место в образовательном процессе занимают здоровье учащихся, социализация личности, создание безопасной и комфортной образовательной среды.
Наряду с формированием Универсальных учебных действий особое внимание начинают играть личностные результаты. Они включают готовность и способность учащихся  к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, социальные компетенции, личностные качества. В широком смысле-это умение учиться.
Но, к сожалению, в каждой школе есть дети дезадаптированные или проще говоря так называемые дети «группы риска».
Стадиями социальной дезадаптации, с которыми чаще всего приходится иметь дело социальному педагогу, являются школьная и социальная дезадаптация.В результате школьной дезадаптации появляются «педагогически запущенные» несовершеннолетние, неуспевающие и склонные к конфликтам. Как правило, различные поступки и асоциальные проявления у них объясняются не незнанием, непониманием или неприятием общепринятых моральных и правовых норм, а неспособностью тормозить свои аффективные вспышки или противостоять влиянию окружающих.
Педагогически запущенные несовершеннолетние при соответствующей психолого-педагогической поддержке могут быть реабилитированы в условиях школьного учебно-воспитательного процесса.
Отчуждение социально запущенных несовершеннолетних от семьи и школы приводит к затруднениям в профессиональном самоопределении, заметно снижает усвоение ценностно-нормативных представлений, норм морали и права, способность оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться ими в своем поведении. Такие подростки нуждаются в более серьезной социально-педагогической и социально-психологической помощи.
По профилактике дезадаптированных учащихся социальный педагог тесно взаимодействует с администрацией, педагогами, классными руководителями, социально-психологической службой, родителями (законными представителями), специалистами межведомственных структур.
Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения в деятельности социального педагога являются:1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов:
-Проведение социальной паспортизации школы;
-социально-педагогическую диагностику;
Выявление факторов (сфер) социального неблагополучия ребенка, определение принадлежности ребенка к группе риска.
-Изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся.
2. Социально-педагогическую защиту прав ребенка.
Все дети нуждаются в защите своих прав, в школе мы должны обеспечить чтобы все дети получили образование
Социальный педагог должен обеспечивать реализацию этого права, если ребенок по каким-либо причинам не посещает школу (привлечение к этому вопросу родителей и других родственников, и других межведомственных структур- оказание помощи детям с низкой мотивацией к обучению, их профессиональной ориентации, выявление дальнейших перспектив для таких детей;
- консультации по вопросам обучения по индивидуальному плану на дому, в других учебных заведениях, помощь в профессиональной ориентации и трудоустройстве;
- оказание помощи родителям в воспитании и развитии детей с ограниченными умственными или физическими возможностями
-Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети из разных категорий семей, дети-инвалиды, дети оставшиеся без попечения родителей в различных инстанциях:
По линии социальной защиты семьям и детям, осуществляется комплекс мероприятий: организовано бесплатное льготное питание детей, предоставление бесплатной спортивной формы и материальной помощи:
Определенная работа с родителями по оформлению документов по обеспечению на льготное бесплатное питание дают данные на увеличение количества учащихся по льготному бесплатному питанию.
Контингент 2011/2012
2012/2013
2013/2014 2014/2015 2015/2016
Количество учащихся, питающихся по бесплатному льготному питанию н/г к/гн/г к/гн/г к/гн/г к/гн/г к/г75 126
118 176 163 203 196 228 265 Ежегодно дети из категории ТЖС, отдыхают в ЛДП «Солнышко», получают путевки в летний оздоровительный лагерь «Дружба» и в других оздоровительных санаториях и лагерях;
с ОГКУ ЦЗН организовано ежегодное летнее трудоустройство подростков.
№ Наименование учреждений 2011/2012 уч.г. 2012/2013 уч.г. 2013/2014уч.г. 2014/2015
уч.г.
1. ЛДП «Солнышко» 272 272 272 261
2. Трудоустройство несовершеннолетних ч/з ОГКУ ЦЗН (ТЖС) 10 10 12 15
Не менее важное направление
3. Социально-профилактическая коррекция и реабилитация дезадаптированных детей:
В школе разработана система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, которая включает работу всех служб школы «Психолого-социальная служба», «Социально-психолого-педагогическая комиссия», «Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», с межведомственными структурами. Вся работа ведется в соответствии с образовательными программами, программой развития школы положений и планов работы служб, ежегодного плана работы социального педагога, плана работы с обучающими, состоящими на учете, и их семьями, разработаны локальные акты .
-вовлечение учащихся в систему объединений дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время (все учащиеся, которые состояли на профилактическом учете на сегодня активно участвуют в школьных и районных мероприятиях, постоянно помогают при подготовке проведения школьных мероприятий. - посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;
-индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;
-вовлечение детей в общественно-значимую деятельность через реализацию воспитательно-образовательных программ и проектов.
- Ежедневно ведется мониторинг посещаемости и успеваемости детей в школе, ведётся контроль за пропусками занятий всех учащихся и детей из «группы риска», в следствии чего, в эти годы сократилось количество пропущенных уроков по неуважительной причине, если в том году систематически пропускал по неуважительной причине 1 учащийся, то в этом году, систематически пропускающих нет;
-на еженедельной общешкольной линейке подводятся итоги дежурства классов по школе, делаются замечания нарушителям правил поведения;
- посещение на дому с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий время, а также каникулярное время, подготовкой к урокам
Результат такой работы показывает, что в течение 5-ти лет состоящих на учете учащихся в ПДН ОП и КДН и ЗП имеет стабильный показатель и идет на снижение. В этом учебном году у нас нет детей состоящих на учете. Причинами постановки на учет были - это систематические пропуски учебных занятий и кража (мелкое хищение).
Количество учащихся, стоящих на ВШУ 6 3 4 3 5
Количество учащихся, стоящих на учёте в ПДН ОП 3 4 3 4 0
Количество учащихся, стоящих на учёте в КДН и ЗП 3 4 3 4 0
Вывод:
Считаю, что все вышеизложенное позволяет сделать вывод об эффективности системы работы всех структур и служб по воспитанию здорового, полноценного человека, личности, успешной адаптации и социализации учащихся школы.
Результатом деятельности, как социального педагога, считаю, что:
Созданы условия для становления личности как субъекта социальной жизни и создание педагогически целесообразной среды;
-Организаванно взаимодействия специалистов и служб школы и межведомственных структур;
-Снижено количества правонарушений, совершаемых учащимися школы во внеурочное время;
-Отсутствие детей, состоящих на учете ПДН ОП, КДН и ЗП.
-Отсутствие систематических пропусков учащихся.
Подводя итог, я бы хотела озвучить следующие строки:
Кто-то когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – «трудные» дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, взгляните,
Вечно озлобленный, вечно сердитый…
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти!
Поздно заметили… поздно учли…Нет!
Не рождаются «трудные» дети!
Просто им вовремя не помогли.

Станислав Давидович 
Наша с вами задача в том, чтобы вовремя оказаться и быть рядом с ребенком, когда он оказался в трудной ситуации.
Спасибо за внимание!