Методические рекомендации «Методика работы социального педагога по профилактике школьной дезадаптации педагогической и социальной запущенности»



МЕТОДИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ
Глубокий кризис российского общества, связанный с переменами в политической, социально-экономической, культурной сферах, вызвал резкое ухудшение положения детей. Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие. В связи с дезорганизацией жизни семьи наблюдается постоянный рост детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исследуя явление дезадаптации, Беличева С.А. разводит понятия «педагогическая запущенность» и «социальная запущенность». Первая рассматривается ею как частичная социальная дезадаптация, проявляющаяся в основном в условиях учебно-воспитательного процесса, а вторая – как полная социальная дезадаптация, характеризующаяся более широким уровнем развития профессиональных намерений и ориентаций, полезных интересов, знаний, навыков, более активным сопротивлением педагогическим требованиям.
Прежде всего поговорим о то, что такое педагогическая запущенность.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ – стойкое, отчетливо выраженное искажение нравственных последствий, невоспитанность чувств и навыков поведения, несоблюдение требований школьного коллектива и педагогов и недостатки учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая запущенность формируется под влиянием педагогических причин, когда педагогическое руководство формирует у ребенка искаженное представление о себе, своих возможностях, человеческих отношений и деятельности, что побуждает его вести себя вразрез с требованиями взрослых. Т.е. это здоровый, потенциально полноценный ребенок, но недостаточно обученный, воспитанный и развитый человек.
Причины педагогической запущенности могут быть разные:
Связанные со школой :
1. проявление профессиональной некомпетентности. Признаками такой педагогической запущенности могут быть:
а) поспешные выводы о человеческих качествах учеников (часто отрицательные характеристики);
б) злоупотребление словесными методами воздействия (угрозы, наказания, Оскорбления);
в) жалобы родителям, что создает конфликтные ситуации в отношениях родителей и ребенка
г) нервозность, раздражение. Отвержение по отношению к ребенку
2. Недоброжелательное отношение к ученику ( в том числе и равнодушное), его благополучию, самочувствию, успешности. Признаками такой педагогической запущенности часто бывает
А) стремление снять с себя ответственность за неуспеваемость, отсутствие дисциплины
Б) высказывания отрицательного характера в адрес ребенка и родителей
В) репрессивные методы воздействия
Задача социального педагога в преодолении педагогической запущенности – занимать активную позицию:
«Бить тревогу», вносить предложения по мерам профилактики и нейтрализации педагогической запущенности, доказывая их целесообразность на уровне:
– администрации;
- педагогического совета;
- МО классных руководителей;
- отдельных педагогов,
2. Способствовать оздоровлению психологического климата в школе.:
- путем проведения социально-педагогических исследований эмоционального благополучия на уроке, степенью удовлетворенности жизнью детей в классе, школе (совместно с классными руководителями);
- вместе с педагогами обсуждать результаты исследований, вносить предложения по оздоровлению обстановки. 3. Налаживать контакты с педагогами, побуждать их к анализу ситуации и самоанализу.
4. Искать пути преодоления педагогической запущенность в школе
5. Отстаивать права, интересы педагогически запущенных детей школы.:

Причины педагогической запущенности, связанные с семьей.
Отклонения в поведении ребенка из вполне благополучной семьи могут быть обусловлены следующими причинами:
В семье царит двойная мораль (говорят одно, делают другое) Здесь ребенок вынужден воспринимать и усваивать одновременно и полноценные. Хорошие формы социального поведения и в то же время неправильные.
Родители обращаются с ребенком непоследовательно, импульсивно, по настроению. Сегодня могут запретить то, что всегда позволяли, завтра «не заметят» плохого поступка, потом «схватятся», начнут воспитывать и т.д. Дети перестают слушаться, авторитет родителей падает, формирование норм культурного поведения не происходит.
Дети и взрослые живут как бы в «параллельных» мирах: не вместе , а рядом. Для ребенка в семье возможно нет отрицательных переживаний, но нет и положительных. Ощущение ненужности себя в родительском доме, безразличия ранят душу, побуждают к бунтарству и бродяжничеству в подростковом возрасте.
Дети воспринимают действительность непосредственно такой, какая она есть. Эмоциональная сфера ребенка доминирует над другими и обуславливает формирование всех сторон личности.
Поэтому, если окружающая атмосфера полна попустительства, праздности, занеженности, то он будет эгоистичным, требовательным и т.д. – «упрямец-баловень» , он становится замкнутым, пугливым или агрессивным, мстительным – «упрямец-обиженный».
Если в семье царит нездоровая нравственная атмосфера, то дети раннего возраста испытывают аморальное влияние, которое воспринимается как норма и способствует присвоению ребенком аморальных нравственных взглядов, отношений поступков.
Способы нейтрализации:
1.Ранняя профилактика ошибок семейного воспитания.
2.Родительский всеобуч.
3.Группа родительской взаимопомощи
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ:
Работа с трудными детьми.
Трудные дети – категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личном развитии. Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуальности – психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса. Причины нарушения характера и поведения ребенка весьма разнообразны. Оценка как «трудного» отражает преимущественно мнение о нем педагогов и родителей, а не его конкретные психофизиологические характеристики.
Ну и наконец работа с детьми «группы риска». Дети «группы риска» - это незащищенные и незрелые в силу возраста граждане, оказавшиеся в неблагоприятных условиях содержания, воспитания и развития. Эти условия отражаются на процессе социализации личности и влекут за собой неблагоприятные последствия как для личности, так и для общества в целом.
Неблагоприятные последствия для личности:
Потеря здоровья, жизни, успешности, благополучия и, как следствие, дезадаптация в обществе.
Неблагоприятные последствия для общества – антисоциальные проявления граждан:
- корыстного типа (кражи, хищения, мошенничество и т.д.)
- агрессивного типа ( оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство)
- социально-пассивного типа (бродяжничество, уклонение от работы, учебы, алкоголизм, наркомания и т.д.
Основными направлениями работы социального педагога с детьми по профилактике школьной дезадаптации социальной и педагогической запущенности являются:
- самое главное – сопровождение воспитанника до устойчивых положительных результатов.
- учет всех детей школьного возраста, изучение их социального положения и условий жизни, предупреждение отсева;
- изучение проблем социальной жизни учащихся, причин их возникновения и разрешения этих проблем ;
- осуществление мер по социальной защите учет педагогически и социально неблагополучных семей, их социальный надзор и патронаж
- осуществление системы мер по предупреждению и устранению прямых и косвенных десоциализирующих влияний социума, создание условий, компенсирующих негативный опыт социализации, социально-педагогическая профилактика и реабилитация учащихся, имеющих социальные проблемы.
Отсюда можно сказать, что решая вопросы по профилактике школьной дезадаптации педагогической и социальной запущенности в Лебяженской средней школе я ставлю следующие задачи:
Задачи:
обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних;
выявление учащихся, нуждающихся в социальной и правовой защите;
выявление неблагополучных семей;
выявление родителей, уклоняющихся от воспитания детей или способствующих совершению ими правонарушений;
профилактика и нейтрализация педагогической запущенности;
создание системы превентивных мер по предупреждению наркотической и алкогольной зависимости;
правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, учителей, учащихся;
профилактика трудной жизненной ситуации ребенка, предупреждение и создание условий для решения проблем социальной жизни ребенка

Социальный педагог Лебяженской СОШ И.А.Васешенкова

15