Статья на тему: «Реализация здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми с речевой патологией»

«Реализация здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми с речевой патологией»
Дети с нарушением речи относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Здоровье мы понимаем, как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Рассмотрим основные аспекты здоровья:
Физическое здоровье – это совершенство саморегуляции в организме, совокупность статических и динамических свойств человека, которые позволяют ему адаптироваться в обществе.
Психическое здоровье – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
Социальное здоровье – это гармоничное здоровье личности в социальной структуре общества, эффективный уровень взаимодействия в семье и коллективе.
Духовное здоровье – система ценностей и убеждений.
Особое внимание уделим особенностям физического и психического развития детей с ТНР.
Особенности физического развития детей с тяжелыми речевыми нарушениями:
– нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;
– нарушение дыхания и голосообразования;
– нарушение общей и мелкой моторики;
– расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
– повышенная утомляемость;
– заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);
– нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития детей с тяжелыми речевыми нарушениями:
– нарушение оптико-пространственного праксиса;
– неустойчивость внимания;
– расстройство памяти (особенно слуховой);
– несформированность мышления;
– задержка развития воображения.
Коррекция и профилактика нарушений развития детей предполагает введение здоровьесберегающих технологий. Основа здоровьесберегающих технологий – личностно-ориентированный подход.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья школьников.
В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты: дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, самомассаж; логоритмика, глазодвигательная гимнастика, мышечная релаксация.
1. Дыхательные упражнения. Выработка правильного дыхания оптимизирует кровообращение, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Формирует произвольную саморегуляцию, что в свою очередь улучшает ритмику организма (сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т.д.), а также развивает самоконтроль над поведением.
В зависимости от лексических тем используются разные дыхательные упражнения.
Упражнение «Дует, дует ветерок»
Дыхательный тренажёр сделан из картона, на котором сверху наклеены зимующие птицы. На верхний край рисунка приклеить салфетку любого цвета, порезать её по вертикали, не доходя до края. Дать ребёнку подуть на «занавесочки», которые разлетаются в разные стороны и ребёнок видит картинку.
2. Пальчиковая гимнастика, самомассаж. Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления, что является одной из составляющих психоэмоционального здоровья.
«Прилетайте птички»
Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке, («режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки,
Хлебушка немножко (пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга)
Эти крошки – голубям, (вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям. (то же – левой рукой)
Галки да вороны,
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)
Удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, мышления.
3. Артикуляционная гимнастика. С помощью артикуляционной гимнастики – вырабатываются плавные полноценные движения органов артикуляции, необходимые для чистого произношения звуков.
4. Логоритмика.  Сочетание музыки, ритма, движений, речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций; способствует развитию эмоциональности, навыков общения, расширению у детей словаря.
«Хлопья белые»
Хлопья белые летят. (Руки поднимаем, опускаем)
Холоднее стало, (Приседания.)
Только, зимушка, ребят (Наклоны туловища влево-вправо.)
Ты не испугала. (Прыжки на месте.)
Нет! Нет! Нет! Нет! Ты не испугала.
5. Глазодвигательная гимнастика. Целью проведения зрительной гимнастики является формирование у детей представлений о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Зрительная гимнастика используется: для укрепления мышц глаз, для расширения поля зрения, улучшения восприятия.
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
Упражнение «Филин»
Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6. Выполнять 4-5 раз.
6. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.
Обучение детей навыкам релаксации начинается с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением, поможет снять психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Упражнение «Огонь и лед»
Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела.
Все перечисленные технологии способствуют коррекции физических и психических нарушений детей с тяжелыми нарушениями речи, обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка и способствуют формированию полноценной гармоничной личности.


Заголовок 115