Статья. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах коррекционной школы.


Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах коррекционной школы.
Урок – основная форма обучения и воспитания детей, поэтому их содержание и организация должны соответствовать психофизическим особенностям данного класса. Особое значение это имеет в обучении и воспитании первоклассников с ОВЗ.

При проведении уроков следует учитывать, что маленькие дети не могут длительное время находиться в одном положении, поэтому необходимо проводить физминутки. О важном значении проведения таких минуток в физическом и умственном развитии детей писали и пишут врачи, педагоги и психологи. Ещё К. Д. Ушинский в руководстве к «Родному слову для первого класса» советовал учителям «приучать детей к некоторым классным движениям по команде, которые полезны не только потому, что дают детям возможность подвигаться и размять усталые от сиденья члены, но ещё более потому, что помогают возбуждать и сосредоточивать на своих словах и движениях внимание класса».

Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно взволнован, возбужден или, наоборот, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для того чтобы, появилась возможность управлять ими, необходимо научить детей расслаблять мышцы. Для этого на уроках я провожу физминутки:
- ФМ для улучшения мозгового кровообращения.
- ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
- ФМ для глаз.
Эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает.

- ФМ для улучшения мозгового кровообращения – это наклоны, повороты головы и т.д..
Упражнения можно проводить на любом уроке в течение двух-трех минут во время отдыха.
- ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
Расслабление мышц плечевого пояса
1). Роняем руки.
Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. По предложению ведущего снимают напряжение в плечах и дают рукам упасть вниз. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остановятся. Упражнение повторяется. Руки не следует раскачивать после их падения. Можно подсказать детям образ — руки висят, как веревочки.
2). Трясем кистями.
Исходное положение — руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
3). Стряхиваем воду с пальцев.
Исходное положение — руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
4). Поднимаем и опускаем плечи.
Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз).
5). Твердые и мягкие руки.
Руки подняты в стороны. Дети до предела выпрямляют все суставы рук (ослабляют напряжение, давая плечам опуститься) и напрягают все мышцы — от плеча до концов пальцев. Затем, не опуская рук, ослабляют напряжение, давая плечам опуститься, а локти, кисти и пальцы слегка пассивно согнуть. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.
6). Мельница.
Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед-вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе. Следите, чтобы у детей в плечах не возникло зажимов, при которых в руках нарушается правильное круговое движение.
Однако, несмотря на доступное содержание уроков, применение разнообразных приёмов и соблюдение условий, дети, особенно в конце учебного дня, проявляют явные признаки усталости: они начинают позёвывать, вертеться, смотреть на многое отсутствующими глазами. Учитель должен держать в поле своего зрения всех детей, чтобы уловить степень понимания ими объясняемого и реакцию на его слова, и утомляемость учеников.
Физминутки для глаз.
Первоклассникам просто необходимо в середине урока отвлечься на одну минуту. Поэтому я провожу физминутки – серию лёгких упражнений. Они помогают школьникам немного отдохнуть и снять напряжение с глаз.
- ФМ для глаз.
- Движения глаз вправо-влево, вверх-вниз.
- Движения глазами по кругу.
- Интенсивно сжать и раскрыть глаз.
- Быстро поморгать и закрыть глаза
- Крепко зажмурить глаза, открыть их и посмотреть вдаль.
- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца или предмета, показанного учителем.
Учащимся предоставляется пронаблюдать за анимационными облаками, солнцем, бабочками, кроликам, цветами и пчёлами, двигая глазами вверх, вниз, вправо и влево. В презентацию встроено музыкальное сопровождение. В конце добавлено напутствие для малышей, которым рекомендуется беречь глаза.
Заметив, что дети устали, я даю им одну-две минуты отдыха, наполняя их освежающим и оживляющим внимание материалом: веселыми шутками, вопросами-загадками, головоломками. В нужный момент урока это переключает внимание детей, даёт минуту отдыха, смеха, благотворно действующие на них.
На уроках чтения с целью привлечения внимания детей и активизации их деятельности можно применить разнообразные приемы. Сюда относятся упражнения в отчетливом произнесении небольших, статей, четверостиший, пословиц, поговорок, когда требуется энергичная работа речевого аппарата. Учитель, ясно выговаривая каждый звук, по слогам произносит намеченный текст, затем отдельные ученики по вызову и потом всем классом его повторяют. Произнесение поговорок, скороговорок и просто рифмованных предложений можно проводить под счет с замедлением и ускорением темпа, с усилением и ослаблением силы голоса. Например, учитель предлагает детям громко и отчетливо произнести скороговорку, затем эту скороговорку произнести тише, еще тише и совсем тихо (шепотом) и, наконец, беззвучно (про себя). Такие упражнения обычно проходят весело, живо, что способствует созданию в классе атмосферы бодрости, хорошего настроения, в чем очень нуждаются первоклассники.
Хоровое чтение — прекрасный отдых, оживляющий утомленное внимание детей. О благотворном влиянии хорового чтения писал К. Д. Ушинский. Если учитель заметил, что «класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются зевки, маленькие шалости», то достаточно заставить детейт произнести «целым классом какие-нибудь стихотворения,, пословицы... всё опять придет в порядок, энергия возродится, и дети начнут работать по-прежнему».
Инсценирование басен, стихотворений, чтений диалогов из детского фольклора явятся также хорошей разрядкой на уроке.
Пусть учителя не жалеют времени на «минуты отдыха» на уроке!