Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива


Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива
Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива
Завзанов Гамзат Арсланбекович — классный руководитель9Б класса
Проблема коллектива, его влияние на личностное развитие ребёнка исследуется долгие годы. Для классного руководителя развитие детского коллектива является приоритетным направлением в воспитательной работе. О центральной роли классного руководителя в воспитательном процессе говорит тот факт, когда родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая своё удовлетворение или неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют, что самое главное — кто и как вводит ребёнка в жизнь.
Самочувствие ребёнка в школе определяется, прежде всего, взаимоотношениями в классе. В любом детском коллективе в процессе деятельности и общения возникают малые группы. Индивидуальность каждой личности (особенности типа нервной системы, характер, уровень развития интересов и потребностей) определяет общение детей. Одни школьники ищут общества наиболее подвижных, живых сверстников, других привлекают тихие, пассивные дети. А некоторые, наоборот, предпочитают дружить со слабыми и робкими, находя удовлетворение в покровительстве. В педагогической литературе приводится описание десяти типов поведения людей в группах. Это: одинокий волк - сирота - попрошайка -штатная единица -принцесса –клоун  -способный ребенок -самобичиватель -Гибралтарский утес и звезда. Не буду останавливаться на характеристике каждой из этих ролей, думаю, их названия говорят сами за себя. Подумав, каждый классный руководитель определит, кто есть кто у него в классе. И без знания неофициальной системы взаимоотношений в классе классный руководитель не может управлять развитием коллектива. Для этого и необходимо такая диагностика как социометрия.
 Очень важно правильно построить взаимоотношения внутри групп и их взаимодействия друг с другом. Развитие коллектива (а следовательно, и его психологический климат) достигает высокого уровня, когда все группировки по-своему авторитетны, каждая в своём виде деятельности.
Состояние классного коллектива — это непрерывный противоречивый процесс его развития, имеющий свои этапы:
Песчаная россыпь, Мягкая глина, Мерцающий маяк, Алый парус, Горящий факел.
В работе классного руководителя мне видятся 10 следующих составляющих развития коллектива, формирования его сплочённости.
Прежде всего, необходимо:
1.Вовлекать детей в организацию учебного процесса, поручать им делать что-то не для себя, а для других или вместе с другими. На уроках часто привлекаю консультантов, которые помогают понять тему тому ученику, который пока сам это сделать не смог. Консультант –очень почётная роль. Дети, как правило, сами хотят быть консультантами. И постепенно привыкают переживать не только за себя, не только за свои успехи- а за успехи других, тех, кого они консультируют.
2.Решать все основные вопросы вместе с детьми
Всё что, происходит в классе у нас регулируется правилами, которые мы выработали совместно и продолжаем вырабатывать, ведь жизнь идёт.
Наши правила:
Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе!
Не зазнавайся! Ты не лучше других, ты не хуже других!
Один говорит — все молчат!
Задумал — предложи, пообещал — выполни!
Не заставляй себя ждать, не подводи товарищей!
Все всегда во всём вместе! — это наш девиз
 Наши принципы:
Доброжелательность как основной принцип
Неприкосновенность личности (нельзя трогать чужие вещи, не спрашивать о тайнах души, не доставлять неудобства окружающим и т.д.)
Уважение индивидуальности. Мы все очень разные, но это достойно уважения
Право каждого на ошибку
Помощь друг другу
3. Формирование классных традиций
1. День рождения класса
2. Осенины – мы поздравляем летних именинников класса с днём рождения
3.Операция «Десант» -поздравляем с днём защитника Отечества
4. Интеллектуальный конкурс «Эрудит»
5.Праздник окончания учебного года — каждый ребёнок получает грамоту
по рейтингу активности учащихся, поэтому нет проблем с формулировкой текста.
4.Найти каждому ребёнку в классе такую социальную роль, которая бы ему нравилась, его возвышала.
Кто-то может быть прекрасным организатором конкурсов, кто-то — издавать классную газету, кто-то петь, отремонтировать стул. Но главное ребёнок делает не для себя, а для других, причём делает то, что ему нравиться, к чему у него способности, что даёт ему в классе определённый, приятный для него статус.
5. Ключевые дела класса играют значительную роль в формировании классного коллектива. Объединяют детей общими интересными впечатлениями и переживаниями — это моё глубокое убеждение. Это может быть и экскурсия, участие всего класса в районном фестивале творческих коллективов «Афиша» и праздник по итогам года. Главное, чтобы участвовал весь класс.
6. Регулярные коллективные обсуждения классных дел (учёбы, поведения, внеклассных мероприятий). Коллективные обсуждения деятельности потому и необходимы, что это – главное средство воспитания доброжелательности, обучения стилю взаимоотношений.
7.Грамотно продуманная тематика классных часов
День Рождение класса или «Давайте познакомимся»
Мои одноклассники
Азбука общения
Учимся сотрудничать
Самый классный класс или «Чуть – чуть о каждом» -презентация детей
Роскошь человеческого общения
Каждый сам за себя или дружная семья — самый результативный по мнению детей
 8.Наглядность всей деятельности коллектива — имеет важное значение в формировании коллектива
Летопись класса
Презентации на окончание учебного года
Презентации на родительское собрание
Рейтинг активности учащихся — для кл.рукРейтинг активности родителей — для кл.рук 9.Союз учеников, родителей и классного руководителя
Невозможно без поддержки родителей добиться хороших результатов
Воспитанники копируют мимику и интонацию, стиль общения и поведения классного руководителя.
Поэтому огромную роль на формирование коллектива играет личность классного руководителя.
 Стараюсь:
1.Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции: не имея мира в собственной душе, нельзя его дать другим
2.Искать выход из конфликта, а не виноватых3.Всюду навести порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты в душе, прививая это детям
4.Быть добрым и честным человеком: добро, сделанное тобой, всегда вернётся к тебе многократно увеличенным
5.В увеличительное стекло смотреть на всё доброе и в десять раз уменьшать явления несовершенства
 Стремлюсь:
1.Любить ребёнка таким, какой он есть
2.Уважать в каждом ребёнке личность
3.Верить в возможности каждого ребёнка
4.Раскрыть душу ребёнка прежде, чем ум
5.Сделать родителей ребёнка своими союзниками в деле воспитания
Помню:
1.«Терпение — дар неба. Обладающий терпением не унизится до раздражения»
2. «Постоянно давать детям награды не годиться, через это они становятся себялюбивыми»- Э.Кант
3. « Благородство манер воспитывается на примерах» — А. Франс
4. «Грубейшей ошибкой в деле воспитания является излишняя торопливость» -Ж.Ж.Руссо
5. «Везёт тому, кто сам везёт» — народная мудрость. Классное руководство — это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог-воспитатель создает не просто класс, он создает команду. Коллектив - единый организм, где каждый школьник - яркая индивидуальность.