«Нетрадиционные формы работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни обучающихся».


Выступление на МО классных руководителей по теме:
«Нетрадиционные формы работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни обучающихся».
Подготовила классный руководитель 9класса Барулина Л.А.

"Здоровье – это возможность возможностей. Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела Ваша жизнь".
 Л. Кьюби
Культура здоровья человека – показатель его общей культуры. В современных требованиях к выпускнику общеобразовательной школы культура здоровья рассматривается как один из компонентов личности.
Здоровый образ жизни – такой образ жизни, который обеспечивает сочетание полноценной биологической и социальной адаптации с возможностью максимального самовыражения нации, класса, социальной группы, отдельных людей в конкретных условиях жизни и который предполагает дальнейшее развитие общества.
В законе РФ «Об образовании» (ст. 51) сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся»
Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, является сохранение и укрепление здоровья детей.
По формулировке академика Ю.П. Лисицына – "Здоровый образ жизни – способ жизнедеятельности человека, направленный на сохранение и укрепление его здоровья".
Здоровый образ жизни – это не только медико-биологическая деятельность, но и разумное удовлетворение физических и духовных потребностей, формирование личной культуры и образованности человека. Это высокая медицинская активность, возможность выполнять свои профессиональные и социальные функции независимо от политической и экономической ситуации в стране.
Формирование здорового образа жизни имеет целью совершенствование условий жизнедеятельности человека на основе его валеологической грамотности, обучения гигиеническим навыкам, знании основных факторов, ухудшающих его здоровье.
Одним из направлений программы воспитательной работы в классе является физкультурно-оздоровительное воспитание
Задачи работы по данному направлению:
формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
работа с учащимися и их родителями по формированию здорового образа жизни;
спортивные мероприятия;
организация и проведение классных и школьных мероприятий.
Правила здорового образа жизни включают в себя следующее:
1.Организация рационального режима дня;
2.Организация рационального режима питания;
3.Здоровый психологический климат в классе и школе;
4.Культура движений;
5.Активный развивающий досуг.
По этим правилам строится работа классного руководителя.
1. Организация рационального режима дня.
Формы работы, используемые при этом – беседы, составление индивидуального режима дня “Я расту здоровым”, отслеживание выполнения режима дня в процессе выполнения в школе и в сопоставлении со сведениями родителей, классные часы, игры, организованные совместно с учащимися, Беседа с родителями на родительском собрании.
Самое главное при планировании такой работы – чтобы у каждого ребенка в классе сложилось представление, как организовать рабочий день таким образом, чтобы снять усталость и лишнее напряжение.
2. Организация рационального режима питания.
Из 3-х обучающихся в классе все ежедневно получает бесплатное горячее питание, меню которого составлено с учетом всех требований СанПИН.
Проблема заключается в следующем: многие дети имеют низкое представление о правильном питании и полезности тех или иных продуктов, вследствие чего не все продукты они едят. Моя задача состоит в том, чтобы научить их кушать всех и все приготовленные блюда.
Классные часы с презентацией: «Кто хорошо жует – тот хорошо живет», «Польза и вред жевательной резинки»
Цели:
Формирование понимания роли правильного питания в жизни человека, необходимости регулярного питания.
Расширение представления о режиме питания человека, важности соблюдения режима питания.
Воспитание приверженности здоровому образу жизни.
В столовой слежу за порядком, контролирую санитарное состояние рук, а также смотрю за тем, чтобы каждый съедал все и убрал за собой посуду после приема пищи.
3. Здоровый психологический климат в классе и школе.
Для выполнения этого правила здорового образа жизни проводится мониторинг психического здоровья детей ( выявление уровня тревожности, уровня мотивации к учению и д.т). Работа классного руководителя ведется в сотрудничестве с учителями - предметниками и опирается на наблюдение. Учитель должен выстроить индивидуально-личностную траекторию воспитания каждого ребенка в классе, продумать формы и методы воспитательной работы, учитывая эти исследования
1. Классный час «Мы – за здоровый образ жизни».
2. Беседа «Умей сказать нет!»
3.Беседа «Правила поведения в школе и на улице»
4.Классный час«Твое здоровье в твоих руках»
5.Беседа: «Курение ,наркотики,алкоголизм и развивающий организм.»
6.Кл.час с презентацией «Остановись и подумай»
7.Беседа «Профилактика простудных заболеваний»
4. Культура движений
В учебном плане заложены 3 часа двигательной активности учащихся в неделю – это уроки физкультуры. Во внеурочное время обучающиеся могут восполнить недостаток двигательной активности в спортивных секциях, а так же вне школы.
Соревнования между классами по вождению велосипедов.тенису.
Районные соревнования.
«Веселые старты».
Первенство школы по шашкам.
Лыжные соревнования.
5. Активный развивающий досуг.
В школе создана активная развивающая среда во второй половине дня за счет дополнительного образования, которое включает в себя 4 направления:
Рукоделие
Информатика
Экология
Спортивные секции
И здесь роль классного руководителя заключается в том, чтобы направить каждого ученика по тому направлению, которое ему интересно, а в случае потери интереса организовать работу по повышению мотивации, отслеживать, чтобы обучающиеся не бросали занятия, вести работу совместно с родителями. Для этого проводится анкетирование детей и родителей, каким видом деятельности хотел бы заниматься ребенок, чем реально могут помочь родители детям в занятиях по этим направлениям.
Помимо дополнительного образования в школе многие дети посещают занятия вне школы. Это занятия кружков при сельском доме культуры.
Работу с родителями строю в форме сотрудничества. Провожу тематические классные собрания, индивидуальные беседы. На одном из собраний знакомлю их с памяткой по сохранению здоровья детей:
«Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.
Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к своему здоровью.
Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.
Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет – не препятствуйте ему.
Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия.
Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его делах.
Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.
Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите навстречу ему вместе со своим ребенком!»
Вместе с родителями планируем мероприятия: праздники, походы, экскурсии, беседы для формирования у учащихся положительной мотивации для занятий физкультурой и спортом.
На родительских собраниях рассматривали вопросы:
Режим дня ребенка;
Профилактика дорожно – транспортного травматизма;
Компьютерная зависимость
Одним из ведущих видов деятельности классного руководителя является планирование своей работы, без которого мы не видим будущего учащихся. Формирование здорового образа жизни включается в планирование работы классного руководителя и всей школы, многие мероприятия становятся традиционными. Это игры по станциям, спортивные эстафеты, “Веселые старты” и другие.
Таким образом, что должен уметь классный руководитель, чтобы осуществлять деятельность по формированию ЗОЖ?
Планировать работу по здоровье сбережению.
Анализировать данные мониторинга здоровья учащихся.
Организовывать совместную деятельность “ученик – учитель – родитель”.
Сотрудничать со специалистами школы.
Отслеживать результативность деятельности
Результатом грамотного подхода классного руководителя в вопросах здоровьесбережения является:
Возрастание мотивационных установок учащихся.
Снижение количества пропусков учащихся по болезни.
Возрастание качества знаний.
Культура здоровья коллектива складывается: из микроклимата коллектива, комфортности каждого члена этого коллектива, взаимоотношений между учениками, всех проводимых мероприятий, роли каждого учащегося в данном мероприятии.
Я, как учитель, своим примером, желанием, состоянием души, участием, стараюсь, чтобы у моих учеников было как можно больше положительных эмоций, хорошего настроения, а это, в свою очередь, благотворно влияет как на педагогические, так и на воспитательные процессы.
Я полностью согласна с высказыванием о том, что здоровье школьников – это проблема не детей, а взрослых. Эту проблему мы пытаемся решать сообща: семья – школа.
«Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач»Н.К. Смирнов