Стендовый доклад на темуВнеурочная деятельность как средство формирования социальной компетенции обучающихся



Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетенции обучающихся.
Современный этап общественного развития характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и социальной. Обществу и государству сегодня нужны люди, умеющие социализироваться в быстроизменяющемся социуме. Ответом системы образования на этот запрос времени стала идея компетентностного подхода в обучении, реализованная в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Отличительной особенностью новых Стандартов является усиление практической жизненной направленности образования. В структуре ключевых компетентностей значительное место уделено социальной компетентности как готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности.
Проводимая в стране модернизация образования ориентирует школу на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социальной компетентности. Успешной социализации учащихся в немалой степени способствует опыт самостоятельных социальных проб, освоение школьниками способов реализации собственных инициатив, навыков самоорганизации, опыт партнерских, сотруднических отношений детей друг с другом, со взрослыми в совместной деятельности. Стихийное становление поведенческих стратегий далеко не всегда обеспечивает эффективную социальную адаптацию, поэтому процесс их формирования нельзя пускать на самотек. Школьнику необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий.
Компетентность — результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия. Компетентность предполагает знания, умения, опыт, способности к реализации определенного круга полномочий. Социальная компетенция определяет круг полномочий, относя его к социальной сфере, а именно к обществу, поведению и взаимодействию в нем. При таком понимании компетентности ясно, что она может формироваться только при условии глубокой личностной заинтересованности учащихся в данном виде деятельности, педагог должен не принуждать, а мотивировать их к выполнению деятельности. Одним из основных средств мотивации и является хорошо организованная внеклассная работа , которая представляет широкую возможность самоутверждения,  саморазвития,  способствуя успешному личностному становлению,  выступая при этом главным средством присвоения воспитанниками социальных ценностей. 
Наша задача – подготовить воспитанников с ограниченными возможностями к самостоятельной трудовой деятельности, к жизни в обществе, воспитав у них эмоционально- волевых качеств, научив правильно вести себя в различных ситуациях, проявлять необходимое волевое напряжение при выполнении любой задачи, укреплять ценности, необходимые для позитивного развития личности, создавать все условия для успешного вливания их во взрослую жизнь  Одним из главных принципов нашей работы явилось пробуждение живого интереса к социальному общению как источнику социальной активности.
Вся работа по выработке социальной компетентности, социализации учащихся осуществлялась непрерывно, последовательно, с учетом психологических особенностей детей.
Базовые условия успешности социальной компетенции воспитанников:
состояние психического здоровья детей;
наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе ;
создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;
обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;
организация психолого-педагогического мониторинга в динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;
построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе воспитательных отношений, превращая их в партнерские.
У обучающихся с нарушением слуха формируем целый ряд личностных особеннлстей:
- творческую и познавательную активность личности, навыки организации межличностных контактов;
- набор интеллектуально-личностных характеристик;
- навыки общения;
- адекатную самооценку.
Во внеурочной деятельности мы опираемся на личный социальный опыт учащихся, используя при этом разнообразные формы организации: кружки, круглые столы, часы общения, деловые игры, соревнования, исследования, общественно полезные практики. Экскурсиям в нашей педагогической работе мы отводим важное место, потому как это эффективная форма работы по адаптации учающихся с нарушениями слуха к жизни в обществе и их социализации.

Тесно работаем с молодежным клубом «Юниор», совместно реализуя проект «Мы вместе», где обучающиеся приобретали опыт оющения со слышащими сверстниками.

Ученики коррекционной школы нуждаются в постоянном общении с живой природой. Экскурсии в природу, походы обогащают учащихся новыми понятиями и представлениями об окружающем мире, формируют навыки самостоятельного изучения родной природы, воспитывают доброе отношение ко всему живому.

С целью знакомства с профессиями и условиями труда организовали экскурсии на предприятия и объекты службы быта: на хлебопекарню, в горводоканал, в драмтеатр, в швейную мастерскую, в ходе которых воспитанники также приобретали навыки общения с людьми.

Экскурсия в школу № 15им. С Преминина (Героя России) г. Красавино, выезд в город Коряжма в День Победы, посещение скалодрома способствовали воспитанию патриотических чувств.
Таким образом, экскурсии повышают интерес учащихся к получению новых знаний и умений, обогащают жизненный опыт, способствуют приобретению практических навыков жизни в обществе, формируют социальную компетентность воспитанников.
Роль внеурочной деятельности в формировании социальной компетенции школьника имеет огромное значение.Она способствует развитию духовно-нравственной личности, обеспечению выпускников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде. Правильно поставленное социальное воспитание готовит человека к активной социальной жизни, к широкому сотрудничеству с людьми, воспитывает ответственность.