Нетрадиционные формы организации учебного процесса в объединениях туристско-краеведческого направления.

Нетрадиционные формы организации учебного процесса в объединениях туристско-краеведческого направления.

Туризм и краеведение – это одно из важнейших современных направлений патриотического воспитания подрастающего поколения.
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может быть рост духовной культуры всего общества. Культура – как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней», - эти слова Л.С. Лихачева, считавшего, что именно краеведение и туризм являются «прекрасной школой воспитания гражданственности», показывают нам их необходимость в учебно-воспитательном процессе современного образования.
В настоящее время в связи с изменением общей концепции образования туризм и краеведение из разряда досуговой деятельности перешли в систему ДО, но копирование школы с ее уроком, контролем успеваемости и т.п. не может решить поставленных перед ними задач. Дети приходят к нам отдохнуть, заняться любимым делом. Попытка втиснуть их в традиционные рамки учебного процесса вызывает негативную реакцию. Поэтому поиск новых форм и методов учебно-воспитательного процесса в настоящее время является актуальной задачей. Одна из таких форм – нетрадиционные занятия. Их применение дает возможность дать необходимые знания в более удобной для детского восприятия форме.
Несмотря на разнообразие форм нетрадиционных занятий для объединений туристско-краеведческого направления наиболее популярными являются такие формы, как путешествие, экскурсия, поход. Эти формы занятий успешно применяются на протяжении многих лет педагогами объединений туристско-краеведческого направления.


Занятие - путешествие
Эта форма основывается на детской фантазии, состязательно-игровом моменте, оригинальности организации учебного процесса. Суть этой формы занятия заключается в том, что обучающимся предлагается совершить условное вводное, пешее или автобусное путешествие по какому-либо маршруту по суше или по реке.
Таким образом, учащиеся приобретают навыки самостоятельной исследовательской работы, умения пользоваться литературой. Роль педагога сводится к консультациям, корректировке работы и решению спорных вопросов. Закрепление пройденного материала проводится в форме викторины или кроссворда, которые составляются заранее.
Педагоги ДО занятия-экскурсии условно делят на несколько видов:
Экскурсии с целью знакомства с природой родного края.
Историко-краеведческие экскурсии.
Экскурсии с целью знакомства с достопримечательностями.
Комплексные экскурсии.
К экскурсиям первого вида относятся экскурсии в парковые зоны населенного пункта, где можно познакомиться с различными видами растений - деревьями, кустарниками, травами, собрать гербарии из трав, пород деревьев. В дальнейшем такие гербарии используются как наглядные пособия. При проведении занятий - экскурсии иногда возникает ситуация когда, оказавшись в степи, парке, дети начинают отвлекаться на какие-то предметы, явления окружающей среды и если занятие в форме обыкновенной лекции, то оно обречено на провал. Необходимо, чтобы ребята включились в работу, а для этого им постоянно даются какие-либо задания, связанные с темой занятия. Таким образом в процессе занятия обучающиеся знакомятся с неизвестными им видами деревьев, кустарников и трав. Ко второму виду можно отнести экскурсии в музеи, где можно познакомиться с историей родного края. Третий вид включает в себя Экскурсии к достопримечательностям населенного пункта, в зависимости от места расположения объекта экскурсий, они могут пешеходными или автобусными. К четвертому виду относятся комплексные экскурсии, которые предполагают совмещение нескольких целей. Например, экскурсия для знакомства с какой-либо достопримечательностью с одновременным изучением растительного мира или исторического прошлого этого района. Экскурсии первого и второго вида как правило непродолжительны и не требуют какой-либо специальной подготовки за исключение правил по технике безопасности. Экскурсии третьего и четвертого видов занимают достаточно много времени, поэтому кроме инструктажа по ТБ предусматривается возможность питания участников на маршруте. Некоторые из таких экскурсий проводятся в рамках похода выходного дня. Для закрепления полученных знаний по результатам всех экскурсий в конце учебного года проводятся конкурсы литературно-художественных работ и фотоконкурсы.


Занятие-поход
В программах туристско-краеведческого направления определенное количество учебных часов отводится на походы выходного дня. Их продолжительность колеблется от 6 до 8 часов, и они служат для практического изучения и закрепления пройденного материала.
В походах выходного дня проводятся практические занятия по таким темам, как «Привалы и ночлеги», «Техника преодоления препятствий в походах», «Питание в походе». На занятиях, предшествующих походу, изучается теоретический материал по теме. Накануне похода вместе с участниками готовится все необходимое – продукты, костровое и бивачное снаряжение, рюкзаки. Оформляются маршрутные документы на совершение похода.
В день похода группа получает необходимый инструктаж и выходит на маршрут. Протяженность пешей части маршрута занятия-похода обычно делается небольшой, так как его основная цель не пройти маршрут, а получить и закрепить определенные знания. По приходу на место занятия дается короткий отдых и делается легкий завтрак. Затем группа непосредственно приступает к занятию.
В ряде случаев, например при изучении таких тем, как «Привалы и ночлеги» и «Питание в походе», педагог назначает одного из участников руководителем группы и дает задание – за определенное время подготовить бивак для ночлега или приготовить обед. Роль педагога в этом случае сводится к контролю за выполнением отдельных этапов задания: заготовка дров, установка палатки, подготовка места для костра, приготовление пищи.
На занятии детям предоставляется полная самостоятельность, педагог вмешивается в их действие только при необходимости. После окончания занятия проводится его анализ, где педагог указывает на замеченные недостатки и ошибки в действиях группы, дает оценку действиям каждого участника.
Изучение тем «Техника преодоления препятствий», «Движение по различным формам рельефа» требует несколько иного подхода, чем в предыдущих темах. Дело в том, что некоторые технические приемы трудно и даже невозможно объяснить теоретически. Поэтому основным методом обучения в этом случае является словесное изложение с показом приема самим педагогом. Для этого он предварительно сам отрабатывает четкое выполнение этих приемов. Используя и другие методы, например, «от противного», т.е основанные на ошибках обучающихся. В любом случае необходимо помнить, что процесс обучения должен позволить овладеть навыками всем, а не отдельным обучающимся.
После показа выполнения приема педагог предлагает обучающимся поочередно проделать выполнение данного приема и указывает на допущенные ошибки или неточности. При этом необходимо помнить, что приемы лучше усваиваются не только при их многократном повторении, но и при изменении условий выполнения. Давая оценку правильности приемов, педагог должен соблюдать принцип тактичности, то есть давать оценки типа «очень хорошо», «хорошо», «немного хуже» или другими корректными словесными формулировками.
По окончании занятия для контроля усвоения полученных навыков организуются небольшие соревнования между обучающимися.
При проведении занятий-походов особое внимание уделяется вопросам безопасности. При устройстве бивака такие операции, как заготовка дров, приготовление пищи на костре при неправильном выполнении или отсутствии достаточного опыта сопряжены с риском получения травмы, поэтому педагог во время теоретических занятий обращает на это особое внимание. В процессе занятия постоянно контролируется правильность выполнения таких работ, и при нарушении правил безопасности педагог немедленно останавливает их выполнение и указывает на допущенные ошибки.
Именно такие формы занятий, наряду с другими нетрадиционными формами, создают у детей устойчивый интерес к обучению, снимают напряжение, скованность, оказывают положительное эмоциональное воздействие.