Эффективность управления и организации учебного процесса через групповые формы работы на уроках истории и во внеклассной деятельности.


Эффективность управления и организации учебного процесса через групповые формы работы на уроках истории и во внеклассной деятельности.
«Образование – это
индустрия, направленная
в будущее»
С. П. КапицаВ период преобразования нашего общества одной из главных задач обучения становится развитие творческого мышления учащихся через разнообразные формы и методы работы.
В настоящее время, когда в России идёт становление новой системы образования, ориентированное на вхождение в мировое пространство, когда происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, учителю, руководителю (технологу учебного процесса), необходимо ориентироваться в широком спектре новых инновационных технологий, идей, школ, направлений и использовать их в практике своей работы. Это и стало мотивом для выбора мною темы авторского проекта: «Эффективность управления и организации учебного процесса через групповые формы работы на уроках истории и во внеклассной работе».
Актуальность данной темы обусловлена тем, что сегодняшние дети, получая информацию из разных каналов (телевидение, видео, компьютерные сети), представляющих, в основном, материал для пассивного восприятия, нередко теряют интерес к учению как таковому. Поэтому в этих условиях важно искать пути, средства, методы, которые бы способствовали интенсификации, эффективности учебного процесса, формированию личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Следовательно, одна из важнейших задач учителя – сберечь духовный мир ребёнка, взрастить в душах ребят интерес и стремление к знаниям, искусству, культуре, общечеловеческим ценностям.
Сегодня главное место в педагогическом процессе занимает субъект, приоритетной становится субъектная педагогика, важной составляющей которой является сотрудничество учителя и ученика. Педагогика субъект – субъектных отношений завоёвывает всё больше сторонников и все прогрессивные образовательные технологии в большей или меньшей степени направлены на реализацию этой идеи, в том числе и групповые, предполагающие вместо традиционной формулы обучения «учитель – ученик» более сложное соотношение «учитель – коллектив – ученик».
Групповой вид работы имеет свои преимущества: самоконтроль, взаимоконтроль, интенсивность работы (работают все учащиеся; за одно и то же время выполняется большой объём работы, все учащиеся участвуют в речевой деятельности).
Работа дифференцированная; работа коллективная, но направлена на единый результат, поэтому отличается хорошим воспитательным эффектом, ибо этот результат зависит от вклада каждого ученика. Есть элемент соревнования групп. Атмосфера спокойная, деловая, основанная на доверии. Учащиеся, желающие улучшить свои результаты, получают возможность ответить ещё раз. Пока работают группы, учитель может работать индивидуально со слабо подготовленным учеником или с тем, кто много пропустил.
Концептуальной позицией групповых технологий является гипотеза: способ организации деятельности детей является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребёнка, так как эта работа даёт возможность даже очень слабым учащимся получить хорошую отметку.
Ребёнок испытывает удовлетворение, если достигает успеха в собственной деятельности и ощущает интеллектуальное и духовное развитие. И в этом во многом помогают групповые формы работы.
Исходя из этого, целью своей работы считаю: показать, как в результате организации групповых технологий обеспечивается активизация, интенсификация учебного процесса и достигается высокий уровень усвоения содержания, преимущества групповой работы, её эффективность и результативность.
Основными задачами работы являются:
Показать актуальность, практическую ценность данной проблемы в современное время.
Рассмотреть состояние проблемы в научной и учебно-методической литературе, практике учебного процесса школы, способы её решения другими авторами.
Дать педагогическую и методическую характеристику идей, положенных в основу работы, показать, как данная проблема раскрывается через опыт работы учителя.
Показать систему творческого подхода учителя к решению проблемы, её результативность и эффективность.
Дать практические рекомендации по использованию групповых форм работы на уроках и во внеклассной деятельности по предмету.
Чем вызвано внимание к проблеме организации групповой деятельности учащихся?
Групповая деятельность – один из видов коллективной работы, осуществляемый в небольших по составу общностях (до 5 - 6 человек). В организации процесса познания групповая деятельность используется в учебном процессе и во внеурочной работе.
Групповые технологии можно рассматривать с точки зрения средств познания, активизации деятельности учащихся.
Групповая организация важна для создания на уроке и во внеклассной работе атмосферы коллективного труда; она позволяет использовать, особенно в учебной деятельности, богатые резервы каждого класса – в виде оперативной помощи лучших учеников более слабым. Ведь фактически очень часто учащиеся учатся рядом, но не коллективно. Отсутствуют такие существенные черты коллективного труда, как взаимозависимость и деловая взаимопомощь. Отсюда некоторые негативные явления: презрительное отношение к неуспевающим, индивидуализм и пр. Устранить эти недостатки помогает групповая работа на уроках и во внеклассной деятельности.
Мало того, по мнению учёных, высказанному, правда, в виде гипотезы [10, с. 215], совместная подлинно коллективная учебная деятельность в группе рождает так называемый групповой эффект – прибавку к возможностям каждого. Гипотеза простирается далее – до утверждения, что десятерых легче и эффективнее обучать в таких условиях, чем двоих, и что репетиторское натаскивание менее эффективно, чем совместная работа.
Групповой способ обучения существенно отличается как от индивидуальной деятельности, так и от деятельности в составе всего коллектива. Прежде всего, группа оказывает влияние на мотивацию деятельности своих членов: группа получает как бы инструкцию относительно выполнения этой деятельности. Если инструкция приемлема, то она порождает внутри группы и нормы, регулирующие эти отношения.
Важно уяснить себе, что учащиеся должны работать не только с помощью взрослых и под руководством, но и самостоятельно, сотрудничая с более подготовленными учащимися.
Главным критерием оценки групповой работы является её эффективность и результативность.
Групповая форма работы относится к технологиям эффективности управления и организации учебного процесса. И хотя групповая работа далеко ещё не завоевала общего признания и является скорее экспериментальной, чем прочно утвердившейся формой, некоторые её черты настолько важны, что знать о групповой деятельности, а в ряде случаев и пользоваться ею следует каждому учителю.
Приведённое в моей работе обоснование применения групповой работы исходит, в первую очередь, из потребностей развития личности учащегося и ученического коллектива. В реальной школьной жизни немало факторов воздействует на развитие учащегося.
Оправдываются ли те дидактические и воспитательные ожидания, которые возлагаются на групповую работу?
С этой точки зрения совместно с психологом нами было проведено исследования с целью выяснения оценки групповой работы учениками и учителями.
Проводя исследования, мы стремились формировать у учеников сознательное отношение к применяемым формам работы (фронтальной, индивидуальной, групповой), при этом групповую работу рассматривали в сравнении с фронтальной и индивидуальной.
Среди учащихся был проведён опрос, где они давали оценку используемых на уроке форм учебной работы, в частности групповых, высказывали своё отношение к групповой работе.
Приведу данные опроса. Учащиеся отметили следующие достоинства групповой работы при обучении истории: при помощи обсуждения с соучениками можно лучше разобраться в ходе решения проблемы (83,8 %), допущенные ошибки лучше уясняются в результате совместного обсуждения (74,6 %). 50,7 % учащихся отметили возможность сразу проверить правильность выполнения задания, 43,7 % – получение помощи от соучеников, 16,9 % – соревнование между учениками в скорости выполнения заданий. Как видим, школьникам импонируют преимущества, связанные с усвоением содержания учебного материала.
При фронтальной работе, последовавшей за групповой, 55,7 % учащихся понравилось, что при объяснении ошибок всему классу не сообщалось, кто из учеников допустил ту или иную ошибку.
Данные опроса показывают, что групповая работа имеет мотивирующее значение. Ученики отмечают, что возросло желание самому понять задание (61,2 %) и не отставать от других.
От учащихся требовалось также ответить, в каких случаях они начинают заниматься посторонними делами и разговаривать на посторонние темы. Этот вопрос был вызван тем, что некоторые учителя выразили опасения, будто групповая работа может повлечь за собой спад рабочего настроения и умножить нарушения дисциплины.
Из ответов учащихся выяснилось, что чаще всего они отвлекаются и занимаются посторонними делами и разговорами, когда соученик выполняет задание у доски (66,2 %).
На втором месте находятся фронтальные объяснения учителя, во время которых, по данным 13,4 % учащихся занимаются посторонними делами.
На третьем месте стоит фронтальная работа, во время которой занимаются не тем, чем нужно 8,5 % учеников. Во время групповой работы такие случаи отмечены всего у 2,1 % учеников.
Таким образом, можно сказать, что групповая работа способствует деловой направленности учащихся.
63,4 % учеников пожелало в дальнейшем выполнять задания в форме групповой работы, 33,1 % – в форме фронтальной работы, а 3,5 % – индивидуально.
Приведённые данные показывают, что большему числу учащихся нравится групповая работа, но есть и такие, которые отдают предпочтение другим формам.
В таком случае приходится предполагать, что в процессе групповой работы что-то этих учеников не удовлетворяло. Выяснение этих обстоятельств дало следующую картину: 8 % учащихся не поняли причины возникших ошибок, поскольку объяснения соучеников оказались недостаточными; 7 % учеников раздражал возникающий в классе во время работы шумок; 5,6 % находят, что выполнение заданий в группе слишком утомляет.
Как видно, эти отрицательные оценки частично исходят из индивидуальных особенностей учащихся и причины их возникновения (как, например, чувствительность к шуму или быстрое утомление) полностью не устранимы.
Следовательно, более тщательным комплектованием групп и более частым включением в их деятельность учителя можно добиться, чтобы каждый ученик достаточно хорошо всё понял.
Психолог нашей школы проводила опрос среди учителей школы, где выясняла их отношение к групповой работе.
Было отмечено общее положительное отношение учителей к этой форме. Возражения учителей касались слишком большой затраты времени на подготовку материалов и непригодность учебников для групповой работы.
Многие учителя сомневались, не останутся ли знания слабых учеников поверхностными, поскольку едва ли объяснения соучеников могут быть на должном уровне.
Однако результаты исследований показали, что такое опасение строится на предубеждении и имеет основания, очевидно, лишь в отношении отдельных учащихся.
Единодушно учителя пришли к выводу, что групповая работа вызывает сильную напряжённость и её не стоит применять более чем на двух уроках в день; в противном случае уже через 2 – 3 часа произойдёт резкий спад работоспособности учащихся. Личностные отношения учеников и учителей также говорили в пользу групповой работы.
В чём же заключается эффективность групповой работы?
Выяснить это мне помогли исследования, проведённые опять же вместе с психологом, где мы, во-первых, сравнивали фронтальную и групповую работу и во-вторых, рассматривали применение различных видов групповой работы при изучении какого-либо раздела материала.
Исследования проводились в двух девятых классах. В одном из которых ( 9 А класс) была использована дифференцированная групповая работа для повторения на уроках истории и затем сравнивались результаты со вторым классом ( 9 Б класс ), где повторение проводилось в порядке фронтальной беседы. Уровень 9 Б класса, на основе предварительно проведённых тестов был выше уровня 9 А класса. Тест успешности, проведённый после повторения, показал, что 9 А класс существенно превзошёл 9 Б класс. Особенно повысилось умение учащихся 9 А класса раскрывать содержание понятий и связи между историческими событиями.
На основании исследований, сравнивающих групповую и фронтальную работу мы выявили, что групповая работа имеет преимущества перед фронтальной.
Следующая задача заключалась в том, чтобы выяснить влияние групповой работы на учащихся с разным уровнем развития. Нами отдельно анализировались две группы учащихся, где в первую группу вошли ученики одинакового уровня успеваемости (сильные), а во вторую разного уровня успеваемости (средние, слабые). Результаты учащихся слабо успевающих существенно улучшились под влиянием групповой работы, на основании чего мы пришли к выводу, что групповая работа укрепляет мотивацию учащегося, вызывает стремление к более высоким достижениям; с удовольствием принимается помощь товарищей, которым можно доверить свои трудности и которые тебя понимают. Групповая работа устранила робость таких учеников, укрепила веру в свои силы и, следовательно, способствует повышению успеваемости слабых учеников.
Выясняя влияние групповой работы на усвоение знаний различного характера (владение понятиями, решение проблем и т. д.), мы провели исследования в десятых классах. В первом из которых (10 А класс) – обучение велось в форме индивидуальной и фронтальной работы, во втором (10 Б класс) – использовалась единая групповая работа, в третьем
(10 В класс) – дифференцированная групповая работа.
Результаты исследований показали следующее: в некоторых случаях фронтальная работа оказалась более эффективной. При решении проблем эффективными являются как единая, так и дифференцированная групповая работа. При усвоении понятий групповая работа эффективнее всего. Но в единой групповой работе мы усмотрели ряд недостатков, так как работа одинаковая для всех, может придать заданию меньшую привлекательность и допускает также возможность возникновения нездорового соперничества между группами в случае выполнения единых заданий.
Фронтальная же работа, идущая за групповой, может легко вызвать скуку и ослабление внимания, потому что новой информации поступает меньше. Эти опасения кажутся нам весьма обоснованными. При единой групповой работе гораздо меньше предпосылок для внутригруппового и межгруппового взаимного обогащения, а нередко они почти отсутствуют; дифференцированная групповая работа предоставляет для этого гораздо больше возможностей.
Рассмотренные результаты характеризуют лишь дидактическую эффективность.
Какое же воспитательное влияние имеет групповая работа? Как воздействует групповая работа на развитие ученического коллектива?
В данной области нами были проведены исследования в пятых классах, где один класс – выполнял дифференцированную групповую работу (исходный уровень успеваемости хороший, дисциплина оставляла желать лучшего), второй – единую групповую работу (исходный уровень успеваемости ниже, дисциплина хорошая) и в третьем классе происходила фронтальная работа, после чего мы пришли к выводу, что наибольшее воспитательное влияние на учащихся, формирование классного коллектива имеет дифференцированная групповая работа, поскольку группа в таком случае отвечает перед остальными одноклассниками за выполнение своей части задания. Ответственность сплачивает учеников, создаёт тесные внутригрупповые и межгрупповые контакты. При дифференцированной групповой работе группа начинает видеть свои цели в общих целях класса, что создаёт условия для превращения группы в активный воспитательный фактор.
На социально-психологическую структуру класса, на наш взгляд, воздействует та форма работы, которая больше способствует возникновению контактов между учениками, что имело место в классах, где использовалась дифференцированная и единая групповая работа.
В своих исследованиях мы проследили также за распределением учащихся между группами и получили интересный результат: число популярных учеников возросло лишь в случае дифференцированной групповой работы; в классе, где происходила фронтальная работа, существенных изменений не произошло, а в классе с единой групповой работой статус у 38 % учащихся ухудшился. Следовательно, к этим результатам нужно отнестись с известной осторожностью.
При выяснении отношения учащихся к своему классу обнаружилось, что оно стало лучше в классе с дифференцированной групповой работой.
Приведённые исследования позволяют предполагать, что групповая работа оказывает положительное воздействие на становление классного коллектива.
Подводя итог, можно сказать, что групповая работа является эффективной для решения дидактических и воспитательных задач.
Выводы и рекомендации по применению групповых форм работы на уроках истории и во внеклассной деятельности.
Развитие школы, прогресс в отдельных направлениях её работы могут осуществляться только как инновационный процесс: замена устаревших и неэффективных средств новыми для данных условий и более эффективными, использование новых идей, технологий.
Над проблемой «Эффективность управления и организации учебного процесса через групповые формы работы на уроках истории и во внеклассной деятельности» я работаю в течение нескольких лет, каждый год внося изменения, дополнения в её содержание.
Считаю, что при групповой работе учащиеся быстрее реагируют на попытку неверного решения проблемы, что уменьшает время поисков решения; что групповая работа успешно развивает и совершенствует умение планировать ход решения проблем (особенно у «слабых» и «средних» учащихся); что совместная интеллектуальная работа в группе развивает у учащихся исследовательские способности, способность к обобщающему и аналитическому мышлению, умение доказывать, высказывать своё мнение, продуктивно спорить.
Следует учитывать, что групповая работа действует на всех учащихся неодинаково. Влияние может быть:
Стимулирующим, когда мышечная и психическая энергия школьника в присутствии группы повышается, когда они становятся сильнее, сообразительнее в присутствии товарищей.
Активизирующим, когда пассивный ученик, видя и слыша своих товарищей за общим делом, заражается их деятельностью.
Подавляющим, когда группа тормозит деятельность учащегося, проявление его личности. И это необходимо иметь ввиду, организуя групповую деятельность.
При всей привлекательности идей, положенных в основу групповой работы, следует отметить, что в групповой деятельности есть ещё определённые неясности. Одно можно сказать с уверенностью, что групповая работа лишь одна из форм организации обучения и универсализация её наверняка недопустима.Работа учителя этим методом возможна в случае отработки соответствующей методики. Это также определяется особенностями изучаемого материала, подготовленностью класса и возможностями учителя.
Мне хотелось бы дать некоторые рекомендации по применению групповых форм работы на уроках истории и во внеклассной деятельности.
1. Групповые занятия нельзя проводить без известной подготовки учащихся, которые должны иметь не только навыки самостоятельной работы, но и работы в группе.
Групповая работа учащихся требует серьёзной подготовки со стороны учителя. Такое занятие должно быть разработано во всех деталях. Необходимо чётко сформулировать основные и дополнительные задания для групп, тщательно продумать организацию работы (состав групп, расположение групп в классе, роль консультантов, время выполнения заданий, способы оперативного контроля), учесть возможные неполадки и определить свою собственную педагогическую деятельность на данном групповом занятии.
Чтобы цель занятия была полнее достигнута, очень важно правильно, по минутам, распределить время, отведённое на групповое занятие.
С большим вниманием следует относиться к комплектованию групп учащихся, так как продуктивность групповой работы во многом зависит от того, насколько удачно укомплектованы группы. Таким образом, при составлении групп необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их подготовленность к работе, характер межличностных отношений в классе и т. д. Формирование групп проводить по принципу смешивания школьников разного уровня успеваемости, так как это предполагает более интенсивный обмен деятельностью между учениками, благодаря чему укрепляются межличностные отношения. В данном случае обмен познавательной деятельностью не должен носить формальный характер, при котором слабый списывает у сильного. Характер деятельности предполагает активность учащихся всех уровней подготовленности.
Лучше всего комплектование групп проводить по желанию учащихся, в крайнем случае, вносить коррективы в состав групп. И по возможности состав групп оставлять неизменным в течение четверти, затем, его видоизменять.
Создавать группы в количестве 4 – 6 человек. Такая группа проявляет лучшую организованность и работоспособность.
Проводить групповую работу учащихся под руководством консультанта, помогать ему приобретать навыки и опыт работы. Для этого необходимо систематически заниматься с консультантами, давать им методические советы.
Использование групповых форм работы на уроках и во внеклассной деятельности должно быть строго дозировано в соответствии с возрастными особенностями учащихся и задачами воспитания всесторонне развитой личности.
Важно учитывать влияние групповой работы на учащихся с разным уровнем развития.
Необходима система организации, т. е. хорошо продуманный и чётко осуществлённый план подготовки и проведения той или иной коллективной формы, так как одна и та же форма в одном случае вызывает у школьников восторженные отзывы, а в другом наоборот, отрицание («не интересно», «бесполезно»).
При подготовке к групповому занятию следует тщательным образом продумать разного рода познавательные задачи: общие (для всех групп), дифференцированные (разные). Важно, чтобы задание для групп носило проблемный характер, содержало возможность разделения труда внутри группы. Задание для группы должно быть сформировано в чёткой, краткой и доступной для понимания учащихся форме.
Следует помнить, что групповая работа приносит желаемые результаты только в сочетании с другими формами организации обучения.
Учёт данных рекомендаций позволит учителю добиться эффективности и результативности групповой работы на уроках и во внеклассной деятельности.
Список использованной литературы:
Бардин К.В. Чтоб ребёнок успешно учился. – М.: Педагогика, 1998.
Виноградова М. Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1977.
Выгодский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М.: - Л., 1935.
Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. – М.: Педагогика, 1989.
Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.
Лийметс Х. Й. Групповая работа на уроке. – М.: Просвещение, 1975.
Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников. – М.: Просвещение, 1976.
Параморчук В. Ф. Школа учит мыслить. – М.: Просвещение, 1987.
Поливанова Н. И., Ривина И. В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности. – М.: Психологическая наука и образование, 1992. – № 2.
10. Петровский А. В. Психологическая теория коллектива. – М.:
Педагогика, 1979.
11. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в
процессе обучения. – М.: Педагогика, 1987.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.:
Народное образование, 1998.
Справочник организационно-педагогических материалов. – Воронеж,
1999.
Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе. – М.:
Просвещение, 1988.