конспект урока по русскому языку Повторение и обобщение знаний по теме Что такое причастие?


МБОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа № 3»
Конспект открытого урока
русского языка по теме:
«Повторение и обобщение знаний по теме
«Что такое причастие?»
для 6 класса + презентация к данному уроку
Выполнила
учитель русского языка:
Силкина Д.М.
Болохово 2012-2013 уч.год.
Урок
«Повторение и обобщение знаний по теме: «Что такое причастие?».
Цели урока:
Обучающие: закрепить и систематизировать знания о причастиях;
научить определять определяемое и зависимое слова в словосочетаниях с причастиями; научить самостоятельно делать выводы и оценивать свою работу
Развивающие: развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний;
Воспитывающие: прививать любовь к родному краю, видеть прекрасное и чувствовать музыку.
Оборудование урока:
портрет и высказывание В.И. Даля «Причастие – часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного», музыкальное сопровождение (Свиридова «Метель»), текст Аксакова, презентация, учебники, тетради.(слайд № 1)
Ход урока.
(слайд № 2)
Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас с вами будет особенный урок. Вы знаете, что на свете есть очень много разных музеев, и у нас с вами тоже будет свой музей – музей русского языка.
(слайд № 3)
«Для всех, кто любит свой язык,
Кто с русской речью дружен,
Быть равнодушным не привык,
Кому покой не нужен,
Откроет двери наш музей,
Мы с нетерпеньем ждем гостей».
- Как вы думаете, для чего нам нужно данное стихотворение?
(слайд № 4)
Обратить внимание учащихся на портрет и высказывание В. И. Даля.
- Давайте, мы с вами определим цели нашего урока, исходя из высказываний В.И.Даля.
(слайд № 5)
- В нашем музее много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: части речи, морфемы, фонемы, знаки препинания и многое другое. Мы с вами сегодня будем сотрудниками музея, работающими в зале «Причастие». Нам нужно подготовить зал к открытию и быть готовыми рассказать посетителям музея об употреблении и правописании причастий.
-И начнем мы с того, что вспомним морфологические признаки причастия, а для этого я выберу «экскурсоводов», которые из карточек с морфологическими признаками разных частей речи (карточки с морф. признаками частей речи: вид, число, время, склонение, спряжение, род и т. д.) выберут те, которые относятся к причастию, распределив их на глагольные и именные признаки. (Два ученика работают у доски)
(слайд № 6)
- А вам, ребята, я предлагаю выполнить другое задание: из примеров выписать в два столбика словосочетания прич. + сущ., прилагательное + сущ.
Примеры: шумный поток - вспаханное поле; поющие птицы - золотое кольцо; другой человек - летящая стая; белый снег - белеющий цветок; синее море – синеющее небо.(Ученики парами читают вслух и записывают, остальные проверяют и оценивают) (слайд № 7)
-После взаимопроверки предложить ученикам назвать только причастия и выделить суффиксы. (слайд № 8)
-Предоставить слово «экскурсоводам» у доски.
- Спросить у класса, нет ли вопросов.
(Оценить работу «экскурсоводов») (слайд № 9)
(слайд № 10)
Обратить внимание учащихся на портрет и высказывание В. И. Даля.
- Ребята, как вы думаете, доказали ли мы с вами высказывание В.И.Даля?
- Мы должны быть готовы к разным вопросам со стороны посетителей, поэтому еще раз назовем признаки глагола и прилагательного в причастии и отметим: какие из них постоянные, а какие непостоянные. (слайд № 11)
А сейчас я предлагаю вам немного расслабиться и послушать вальс Свиридова «Метель». (слайд № 12)
- Перед вами лежат листочки с текстом С. Т. Аксакова «Очерк зимнего дня». Прежде чем выполнять задания, давайте с вами вспомним, кто такой С.Т.Аксаков. (слайд № 13)
- А теперь внимательно прочитайте текст и выполните сл. задание:
-выпишите из текста словосочетания с причастиями на скорость и определите, какими членами предложения они являются;
-какие изобразительные средства использовал автор для описания зимнего дня (эпитеты, олицетворение, метафоры).
(Работа выполняется в группах, группа, выполнившая задание первой, читает, а остальные проверяют; оценка работы.) (слайд № 14)
- Мы с вами вспомнили морфологические признаки причастий, выписали словосочетания с причастиями, а теперь переходим в следующий зал.
Посмотрите, пожалуйста, на таблицу и определите: о чем пойдет речь в следующем зале? (о склонении причастий) (слайд № 15)
- Что мы называем склонением причастий? (слайд № 16)
(Причастия изменяются, так же как и имена прилагательные, по падежам, родам и числам и имеют такие же окончания. Этот процесс и называется склонением причастий.)(слайд № 17) - Давайте устно просклоняем данные существительные с зависимыми причастиями и прилагательными: развевающийся синий шарф, движущаяся спортивная колонна, колышущееся яркое пламя, искрящийся костер.
(Предлагаем записать их в дательном, творительном и предложном падежах единственного числа.) (слайд № 18-21)
- Наша работа в музее русского языка на сегодня закончена. (слайд № 22)
- Достигли мы своей цели? Доказали правильность высказывания В.И.Даля?
VII. Подведение итогов: выставление оценок,
(слайд № 23) домашнее задание: упражнение 399 на стр. 172
(слайд № 24)
Источники:
1.Учебник «Русский язык»Разумовская М.М. 6класс ,Москва «Дрофа»
2.Толковый словарь В.И. Даля.
Текст
Аксаков С.Т. «Очерк зимнего дня»
В 1813 году с самого Николина дня установились трескучие декабрьские морозы…Вода, взброшенная вверх из стакана, возвращалась оледенелыми брызгами и сосульками. Снегу было очень мало, и неприкрытая земля промерзла на три четверти аршина…Солнце вставало и ложилось с огненными ушами, и месяц ходил по небу, сопровождаемый крестообразными лучами…
Все молились о снеге. И вот пошли косички по небу, мороз начал сдавать. Благодатный снег начал большими клочьями опускаться на землю. Радостно смотрели крестьяне на порхающие в воздухе пушистые снежинки…Наступили длинные зимние сумерки. Падающий снег начинал закрывать все предметы и белым мраком одевал землю. Я с наслаждением ходил по дорожкам сада, осыпаемый снежными хлопьями. Засветились огоньки в крестьянских избах. Предметы смешались, утонули в потемневшем воздухе. Я вошел в дом и долго стоял у окошка, покуда уже нельзя было различить опускающихся снежинок…На следующий день я проснулся рано и вышел во двор. На дворе была полная тишина…Высыпались снежные тучи, и только изредка какие- то запоздавшие снежинки падали мне на лицо. Как хорошо, как сладко было на душе!
Задания:
Прочитайте текст, выпишите из него словосочетания с причастиями и определите, какими членами предложения они являются.
Какие изобразительные средства использовал автор для описания зимнего дня?