«Самоанализ урока — как способ повышения профессионального мастерства учителя».


Гулина Е.Ю. учитель математики Многопрофильной гимназии №5 «Тандау» г. Кокшетау

«Самоанализ урока - как способ повышения
профессионального мастерства учителя».

«сильным, опытным становится педагог,
который умеет анализировать свой труд»
Сухомлинский В.А.

То есть в основе творческого труда учителя, таким образом, лежит прежде всего умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке.
Самоанализ урока, как один из способов самосовершенствования учителя дает возможность:
- осознано ставить цели для своей деятельности и деятельности учеников;
- уметь четко планировать урок и предвидеть результаты;
- формирует самосознание учителя, пониманием того, что конечный результат обучения напрямую связан со способом его действия.
От умения анализировать свой урок, конкретные ситуации на нем зависит умение учителя спланировать, организовать, отрегулировать свою деятельность, то есть зависит педагогическое мастерство учителя, производительность его труда.

Самоанализ урока состоит из следующих основных частей:
Характеристика класса:
А) рассматриваются межличностные отношения: лидеры, предпочитаемые, аутсайдеры, не предпочитаемые, круги общения;
Б) характеризуются недостатки биологического развития: дефекты зрения, слуха, другие хронические заболевания;
В) характеризуются недостатки психических свойств: отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях;
Г) анализ недостатков подготовленности учащихся класса: пробелы в фактических знаниях и умениях.
Такая подробная характеристика класса необходима для учителя, т.к. на этой основе он строит свой урок.
Характеристика внешних связей урока:
Устанавливает место и роль данного урока в изучаемой теме, связь его с предыдущими и последующими уроками.
3.Характеристика традиционной цели урока:
Выполняется с опорой на характеристику класса, чего надо добиться в знаниях, учениях и навыках, какое воспитательное воздействие оказать на учащихся, какие качества начать и продолжить развивать.
4.Характеристика замысла урока:
А) содержание учебного материала (СУМ)
Б) методы обучения (МО), то есть как будет усваивать его ученики;
В) форма организации познавательной деятельности (ФОПД),
какую часть материала они могут освоить сами (самостоятельная работа),
где потребуется помощь учителя,
что необходимо повторить из ранее изученного.
Как закрепить изученное, каким образом будут достигнуты воспитывающие и развивающие аспекты.
5. Как был построен урок, исходя из его замысла?
А) характеристика учебно-воспитательных моментов (УВМ) и их учебно-воспитательных задач (УВЗ) (микро цели)
Б) объединение УВМ в этапе урока, логическая связь между этапами урока; выделение УВМ, которые положительно и отрицательно повлияли на ход урока, его конечный результат. Реализация УВЗ на всех этапах урока.
6. Функциональный аспект урока:
Определяется на сколько структура урока соответствовала целям урока , возможностям классного коллектива, наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя или учащихся. Анализируется стиль общения учителя и учащихся, его соответствие.
7. Аспект оценки КРУ(конечного результата урока):
Оценка качества знаний, умений и навыков учащихся. Определение разрыва между поставленными целями и КРУ, причины разрыва, выводы и самооценка урока.
Системный подход к самоанализу урока формирует у учителя осмысленный подход к подготовке, к повышению качества преподавания.
Настоящий самоанализ – это раздумье о том, что необходимо сделать в плане своего профессионального совершенства.

Самоанализ урока математики « Числовые неравенства», 6 класс.
Этот урок проводится в классе, где большинство учащихся имеют прочные знания, хотя есть учащиеся, которые имеют пробелы в знаниях, у которых отсутствует познавательный интерес. Это:. Трое учащихся имеют ослабленное зрение. Класс дружный, поддерживают друг друга, сопереживают.
Тема «Числовые неравенства» 8 урок в главе 4: Линейные уравнения и неравенства.
Исходя из особенностей класса и темы урока, цели можно сформулировать так:
А) к концу урока учащиеся смогут определять числовые неравенства, будут знать, что при сравнении чисел возможны 3 различных случая:
а в; а = в; а< в, и сопутствующие им выводы: если а - в0, то ав
а - в<0, то а<в
а - в=0, то а = в
Б) к концу урока все учащиеся смогут решать простейшие неравенства и решение изображать графически, смогут использовать математическую терминологию.
4. Исходя из целей урока запланировано три этапа урока:
1) повторение известного о неравенствах
2) изучение новой темы
3) закрепление
На протяжении урока использовались следующие методы обучения: частично – поисковый, метод проблемного изложения, исследовательский метод.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Для изучения новой темы необходимо было вспомнить с учащимися все уже имеющиеся знания о неравенствах. На базе этих знаний проходит рассмотрение нового материала.
Используя метод проблемного изложения, я направила учащихся на формулирование трех основных выводов о неравенствах. Использовалась индивидуальная форма организации деятельности учащихся.
Закрепление спланировано через фронтальную ФОПД, чтобы развивать математическую речь, организовать слуховую память, а затем самостоятельная работа для активизации деятельности каждого и более глубокого усвоения нового материала.
Первый учебно – воспитательный момент – организационный момент, имеющий своей целью воспитание культуры учебного труда, прошел быстро, так как класс традиционно готовится до урока, дисциплинирован, быстро настраивается на урок.
Большие УВ задачи были поставлены и реализованы на втором УВМ: подготовить к усвоению новой темы.
Частично – поисковый метод позволил повторить большой по объему изученный материал, проверить умение применять знания на практике.
Третий УВМ – объяснение нового материала шло через создание проблемной ситуации. Использование этого метода возможно, так как большинство учащихся способно к анализу и обобщению.
Содержание учебного материала предполагает индивидуальную ФОПД, так как глубина усвоения материала, самостоятельный поиск решения зависят от того, как будет участвовать в работе каждый ученик. Реализация этого УВМ прямо влияет на конечный результат урока.
Четвертый УВМ имел дидактическую задачу – закрепление знаний. Главное, чтобы это умение отрабатывал у себя каждый ученик, поэтому выбрана индивидуальная ФОПД. Взаимопроверка этой работы помогла анализу и ликвидации ошибок.
Пятый УВМ нацелен на рассмотрение выполнения домашнего задания.
Шестой УВМ – подведение итога урока: учащиеся обобщают свою деятельность на этом уроке. Этот момент дисциплинирует и является логическим завершением урока.
5.Структура урока была подчинена поставленным целям и содействовала достижению КРУ. Наиболее удачными считаю 2,3 и 5 УВМ. Каждый ученик был включен в поиск решения проблемы, а значит в активную познавательную деятельность.
Каждый последующий момент урока тесно связан с предыдущим. Задачи воспитания осуществлялись через создание творческой атмосферы, доброжелательные отношения.
Таким образом, считаю, что поставленные цели на уроке достигнуты, запланированный результат урока достигнут, учащиеся получили положительные оценки.
Литература:
1) Сухомлинский В.А.Педагогический коллектив в средней школе. М.: Педагогика, 1958.
2)Руднева Т.И. Педагогика профессионализма. Самара Изд-во СГУ, 1997.

Сведения об авторе: Гулина Елена Юрьевна; г. Кокшетау; Многопрофильная гимназия №5 «Тандау», заместитель директора по УВР, учитель высшей категории; (тел. 87021445257; Е-mail: gulina-1963@ mail ru., Кокшетау, ул. Ауельбекова 104 кв.13)