Конспект открытого занятия Театральные этюды


Учитель Комарова Ольга Владимировна
Класс 1
Внеурочная деятельность Кружок «Театральная деятельность»
Тема занятия « Театральный этюд. Кошки-мышки».
Цель занятия
Задачи занятия Освоение умений и навыков актерского мастерства через театральные этюды.  - дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд»; - познакомить с видами театральных этюдов; - развивать способность к перевоплощению через создание этюдов; - формировать способности к импровизации; - обогащение словарного запаса детей, его активизация;
Развивающие: - развивать умения анализировать и синтезировать свои ощущения; - развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики и дикционных упражнений на основе разученных скороговорок без показа педагогом; - развивать физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления; - развивать умения взаимодействовать с партнёром;  развитие устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности; поддержание желания детей участвовать в праздниках и развлечениях; стимулирование желания детей искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, интонация);
Воспитательные: воспитание заботливого отношения к животным; учить чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке; формировать навыки дружного коллектива. 
Дата проведения 26.02.2015 г.
Тип занятия, вид занятия, методы, формы, приемы обучения Тип занятия: театральная деятельность
Метод: игровая деятельность
Форма урока: творческая мастерская
Планируемые результаты:
Личностные - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку
Метапредметные
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, родителями и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
Предметные
- расширение и систематизация научных знаний о фольклорном творчестве, осознание взаимосвязи музыкальной и изобразительной культуры;
- применение музыкальных и артистических навыков на праздниках;
Формируемые УУД:
Личностные: умение держаться на сцене
Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, творческой практической работе;
Регулятивные: понимать, принимать и сохранять поставленную задачу; действовать по плану и планировать свои действия; адекватно оценивать свои достижения.
Познавательные: извлекать нужную информацию; соотносить ее с имеющимися знаниями, опытом.
Оборудование: раздаточный материал, медиапроектор, экран, презентация, музыкальные произведения.
Организационный этап:
Приветствие.
Артикуляционная гимнастика
Разминка для всего тела
Разминка.
Артикуляционная гимнастика
Разминка для всего тела
Эмоции, мимика, жесты
Основной этап . Практическая часть
1. Сравнение упражнений и этюдов. (отличие).
2. Рассматривание картинок действий.
3.
IV. Рефлексия.
Ход занятия:
Этап занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Организационно – мотивационный этап Приветствие.
- Я скажу вам сегодня, здравствуйте! Это, значит, желаю всем, И добра, и любви и здравия, Чтобы было общаться с кем. В жизни радость родным дарите, Счастья в мире желайте всем, Чаще здравствуйте говорите, И не будет у вас проблем.. 
- Ребята,у нас сегодня необычное занятие, давайте поприветствуем наших уважаемых гостей! 

Приветствие.
Дети приветствуют друг друга. Регулятивные
Коммуникативные,
познавательные.
Разминка (Артикуляция. Разминка для всего тела. Эмоции,мимика, жесты.)
- В нашем мире заведено, при встрече приветствовать друг друга. Я, вам предлагаю сейчас поприветствовать друг друга, проявляя различные эмоциональные состояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, доброжелательность. - что такое эмоции?
Традиционно занятие начинаем с разминки.
Дети 1 ряда показывают у доски- артикуляционную гимнастику.
Вот зарядка язычка: - Влево, вправо, раз, два. - Вверх, вниз, вверх, вниз, - Язычок, не ленись! - Губы, просыпайтесь, - Ротик, открывайся! - Язычок, покажись - И зубов не страшись! - А зубы-то, а зубы кусают даже губы. - Кусаются, кусаются и не унимаются. - А губы то хохочут, то сильно обижаются, - То весело хохочут, то снова обижаются. - Зубам надоело кусать – стали язык жевать. - Язычок - не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный. - Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь. - Не сердитесь, не кусайтесь, вместе с нами улыбайтесь! 
Дети 2 ряда показывают у доски- гимнастику для тела.
Вот зарядка для тела:
Упражнения «Пальма», «Снеговик», «Свеча», «Кукла».
Дети 3 ряда показывают у доски- гимнастику мимика, жесты.
Эмоции, мимика, жесты.
Характерные эмоции, мимика, жесты. Задаю-угадывают.
Отвечают на вопросы. (внешнее проявление чувства, переживания). 
Личностные,
коммуникативные, познавательные
Регулятивные, личностные, коммуникативные, познавательные
Личностные, коммуникативные
Познавательные
Регулятивные, личностные, коммуникативные, познавательные
Основной этап. Практическая часть
- Мы в разминке выполнили различные упражнения. В чем они нам помогают?
-А теперь покажем этюд? Кто готов?
- Чем упражнение отличается от этюда?
Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание… Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто. Нужно быть естественным, уверенным и внимательным к себе и друзьям. ЗРИТЕЛИ И АРТИСТЫ.необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? Есть типичные позы, мимика и жесты, интонация голоса.Обратите внимание у меня на экране изображение кошек, мышек. У каждой свой характер, свои повадки. У кого дома есть кошки, мышки, хомяки? Значит, вы не понаслышке знаете, как ведут себя ваши питомцы. Тем лучше, потому что познакомиться с новыми видами этюдов и разобраться во всех премудростях нам сегодня помогут кошки и мышки. Так и назовем наше занятие «Кошки-мышки». Итак, поехали… 1) Первая остановка у норки полевых мышек. А этюд на проявление эмоций 1ряд: 1-лучик Солнца(кепочка), остальные-мышки(шапочки).---Раннее утро. Мышки спят. Покажите, как они подложили под щёчку ладошки, глаза закрыли и мирно посапывают. Пора, мышки, просыпаться! Открыли они глазки, а на улице дождь. Я буду читать стихотворение, а вы показывайте все эмоции и жесты мышек. Сначала они удивились, потом глубоко возмутились. Обиделись, но не на всех. С обидой они отвернулись, Как мышь на крупу, все надулись. И вдруг опечалились все. Поникли печальные плечи, в глазах опечаленный вечер. И слёзы вот-вот побегут. Но тут лучик солнца украдкой По щёчке скользнул нежно-гладкой. И всё засветилось вокруг. От радости все улыбнулись. Как будто от сна все очнулись. Запрыгали и закричали: Ура! Ура! (Е.Алябьева.) Обсуждение сыгранного этюда, используя наглядный материал . (7 минут )Ребята, назовите какие эмоции, вы показали мимикой и жестом? (удивление, обида, печаль, радость). Как вы понимаете, такое выражение «Как мышь на крупу, все надулись»? (это значит обидеться без причины). Представьте, что мышка обиделась на крупу, которую ест. Это глупо, правда? Так и вы иногда обижаетесь, а сами не знаете на что. 2) Следующая остановка в деревенской избе. Этюд на основе литературного произведения. Я прочитаю вам текст, а ваша задача как можно точнее ближе к тексту разыграть предложенную историю (дети 2 ряда- кот и мыши -шапочки).Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот. Очень тихо всегда он ходил. Громко, настойчиво кушать просил, Да чуть потише на печке храпел- Вот Вам и все что он делать умел. Кот как-то раз видит сон вот такой, Будто затеял с мышами он бой. Громко крича, он их всех исцарапал Своими зубами, когтистою лапой. В страхе тут мыши тихо взмолились: - Ох, пожалей, пощади, сделай милость! Тут чуть погромче воскликнул кот: "Брысь!» - И врассыпную они понеслись. ( А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что) Мыши тихо вышли из норки, Громко хрустя, съели хлебные корки, Потом, чуть потише, смеясь над котом, Они ему хвост завязали бантом. Василий проснулся, внезапно громко чихнул, К стене повернулся и снова заснул. А мыши лентяю на спину забрались, До вечера громко над ним потешались. Обсуждение выполненного этюда, используя наглядный материал, что получилось, что не получилось, почему. 3)Из избы мы не уходим, продолжаем все там же.
(дети 2 ряда- кот и мыши –шапочки) Следующий этюд на определенное заданное событие «Кот и мыши». Здесь задача мышей – съесть сметану. Для этого мыши идут на риск - им необходимо пройти мимо кота. Я приглашаю на ковер 5 детей, один играет кота, остальные мышек. Обсуждение сыгранного этюда, используя наглядный материал . (7 минут ) 
Песня «Кошки-мышки»- 4мин.Итак, мы познакомились на занятии с тремя новыми видами театральных этюдов. Какими? (ответы детей). Вам понравилось разыгрывать этюды? Что оказалось самым трудным? Что не вызвало трудности? 2)Совсем скоро мы с вами вновь вернемся к этюдам, а сейчас я вас попрошу, как и в начале занятия оставить свои «автографы» в виде смайлика Включить песенку «Кошки и мышки» Г.Гладкова. 3) Подведение итогов занятия, высказывание впечатлений педагогом, поощрение детей. 4)Игра – упражнение на проявление эмоций «До свидания». 8. Выполняется игровое упражнение «Дружат в нашем классе девочки и мальчики». Дружат в нашем классеДевочки и мальчики, Пусть соединятся Их маленькие пальчики. Педагог: Покажите мне свою правую руку, а теперь левую. Дотроньтесь своими пальчиками до пальчиков соседа. Замкните круг. А теперь поднимите руки вверх. Мы вместе! Замечательно!  Разыгрывают сценку.
Отвечают на вопросы.
Разыгрывают сценку.
Отвечают на вопросы.
Разыгрывают сценку.
Отвечают на вопросы.
Рефлексия Стих. Детей.
Музыкальное приветствие. Личностные, коммуникативные