Конспект занятия Театральные этюды

Тема: театральные этюды «Кошки – мышки».
Цель: освоение умений и навыков актерского мастерства через театральные этюды. Задачи:  - дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд»; - познакомить с новыми видами театральных этюдов; - развивать способность к перевоплощению через создание этюдов; - формировать способности к импровизации; - развивать умения анализировать и синтезировать свои ощущения; - развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики и дикционных упражнений; - развивать физические возможности тела; - развивать умения взаимодействовать с партнёром; - воспитание заботливого отношения к животным; - формировать навыки дружного коллектива. Ход занятия: I. Часть. Организационная.
Добрый день мои друзья!
Вас снова видеть рада я!
Вы в театральном зале,
Надеюсь, встречу эту ждали.
       Раз, два, три, четыре, пять        Вы хотите поиграть? (Ответы детей)
II. Часть. Разминка - 5 минут Игра «Разминка театральная»
Учитель:
       Для начала я предлагаю вам сыграть со мной в одну игру. Называется она «Разминка театральная». Становитесь в круг. Давайте поприветствуем друг друга. Глядя с нежностью в глаза, с улыбкой на губах и, протягивая соседу руки, будем передавать добрые ласковые слова. Педагог:         Артистами хотите стать? (Ответы детей)        Тогда скажите мне, друзья,        Как можно изменить себя?        Чтоб быть похожим на лису?        Или на волка? Или на козу?        Или на принца? На Ягу,        Иль на лягушку, что в пруду? Примерные ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, маски, грима, прически, головного убора.
Учитель:
       А без костюма можно, дети,        Превратиться, скажем, в ветер,        Или в дождик, иль в грозу,        Или в бабочку, осу?        Что поможет здесь, друзья? Ответы: жесты и конечно мимика.
         А что такое мимика, друзья? Ответ: выражение нашего лица. Учитель:
        Бывает без сомненья         Разное выраженье. А какие же чувства может выражать человек с помощью мимики лица? Эмоции для показа: грусть, радость, злость, удивление, страх, горе.
         Правильно, ребята. А сейчас покажи мне своё настроение». Учитель:
       Дети, мы с вами поговорили о мимике. А что такое жесты? Учитель:           А теперь пришла пора,           Общаться жестами. Да-да!           Я вам слово говорю,           В ответ от вас я жестов жду. А покажите-ка мне, друзья, слово «тихо», «не знаю», «да», «нет», «благодарность»
Учитель:         Молодцы, ребята. С заданием вы справились.
А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Выпрямили спину, положили руку на живот:
Вдохнули носом и медленно выдыхаем через рот.
Вдохнули – выдыхаем со звуком с-с-с-с-с (так свистит ветер)
Вдохнули – выдыхаем со звуком ш-ш-ш-ш (так шумят деревья)
Представьте, что на ладошке перышко. Вдохнули и медленно выдыхаем так, чтобы перышко осталось на месте.

III. Теоретическая часть. Объявление темы занятия – 10 минут. Итак, мы с вами готовы, чтобы воспринимать новую информацию, новые игры. Тема нашего занятия «Этюд». Это очень непростая, но удивительно интересная тема. Вопрос: что вы уже знаете о театральных этюдах? Ответы детей. Правильно, этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене.  Вопрос: чем отличается этюд от упражнения? Ответы детей. Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание
Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто. Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю?  В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела. Театральные этюды имеют свои правила и композицию.  Этюд состоит из: 1. Завязки (знакомство с персонажем, местом и условиями); 2. События; 3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда); 4. Развязки (исход, разрешение ситуации).
Вопрос: Какие этюды мы с вами уже выполняли? Ответы детей: - пластические,  - на память физических действий. На самом деле очень много видов этюдов. Сегодня мы познакомимся с новыми видами: этюды на проявление эмоций; этюды на основе литературного произведения;  этюды на определенное заданное событие;  Обратите внимание у меня на стенде изображение кошек, мышек. У каждой свой характер, свои повадки. У кого дома есть кошки, мышки, хомяки? Значит, вы не понаслышке знаете, как ведут себя ваши питомцы. Тем лучше, потому что познакомиться с новыми видами этюдов и разобраться во всех премудростях нам сегодня помогут кошки и мышки. Так и назовем наше занятие «Кошки-мышки».

Повторим театральные правила:
- тишина за кулисами
- нельзя поворачиваться спиной к зрителям
- в роли находиться до конца представления
- уметь слушать своих партнёров
- все действия совершаем по команде
Итак, поехали IV. Часть практическая - 20 минут 1)Первая остановка у норки полевых мышек. А этюд на проявление эмоций; для этого я приглашаю вас переместиться на ковер. Раннее утро. Мышки спят. Покажите, как они подложили под щёчку ладошки, глаза закрыли и мирно посапывают. Пора, мышки, просыпаться! Открыли они глазки, а на улице дождь. Я буду читать стихотворение, а вы показывайте все эмоции и жесты мышек.  Сначала они удивились, потом глубоко возмутились. Обиделись, но не на всех. С обидой они отвернулись, Как мышь на крупу, все надулись. И вдруг опечалились все. Поникли печальные плечи, в глазах опечаленный вечер. И слёзы вот-вот побегут. Но тут лучик солнца украдкой По щёчке скользнул нежно-гладкой. И всё засветилось вокруг. От радости все улыбнулись. Как будто от сна все очнулись. Запрыгали и закричали: Ура! Ура! (Е.Алябьева.) проиграть два раза с разным составом детей. (3 минуты)  Ребята, назовите какие эмоции, вы показали мимикой и жестом? (удивление, обида, печаль, радость). Как вы понимаете, такое выражение «Как мышь на крупу, все надулись»? (это значит обидеться без причины). Представьте, что мышка обиделась на крупу, которую ест. Это глупо, правда? Так и вы иногда обижаетесь, а сами не знаете на что.  2) Следующая остановка в деревенской избе. Этюд на основе литературного произведения. Я прочитаю вам текст, а ваша задача как можно точнее ближе к тексту разыграть предложенную историю (выбираем кота и мышей 6-7человек). Жил кот Василий. Ленивый был кот!  Острые зубы и толстый живот.  Очень тихо всегда он ходил.  Громко, настойчиво кушать просил, Да чуть потише на печке храпел- Вот Вам и все что он делать умел.  Кот как-то раз видит сон вот такой, Будто затеял с мышами он бой. Громко крича, он их всех исцарапал  Своими зубами, когтистою лапой.  В страхе тут мыши тихо взмолились:  - Ох, пожалей, пощади, сделай милость!  Тут чуть погромче воскликнул кот: "Брысь!» - И врассыпную они понеслись.  ( А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что)  Мыши тихо вышли из норки,  Громко хрустя, съели хлебные корки,  Потом, чуть потише, смеясь над котом,  Они ему хвост завязали бантом.  Василий проснулся, внезапно громко чихнул,  К стене повернулся и снова заснул. А мыши лентяю на спину забрались, До вечера громко над ним потешались. Обсуждение выполненного этюда, используя наглядный материал, что получилось, что не получилось, почему. (10 минут)  3)Из избы мы не уходим, продолжаем все там же. Следующий этюд на определенное заданное событие «Кот и мыши». Здесь задача мышей – съесть сметану. Для этого мыши идут на риск - им необходимо пройти мимо кота.  Я приглашаю всех на ковер, один играет кота, остальные мышек. Обсуждение сыгранного этюда. (7 минут )  V. Часть. Подведение итогов - 5 минут 1) Итак, мы познакомились на занятии с тремя новыми видами театральных этюдов. Какими? (ответы детей). Вам понравилось разыгрывать этюды? Что оказалось самым трудным? Что не вызвало трудности?  2) Совсем скоро мы с вами вновь вернемся к этюдам, на последующих занятиях а сейчас я вас попрошу, как и в начале занятия показать ваше настроение с помощью мимики. Включить песенку «Кошки и мышки» Г.Гладкова.
Сегодня вы все постарались на славу,
Сказать исполнителям хочется «Браво»!
Дальнейших успехов вам всем пожелать,
И так же всегда хорошо выступать.
4) Игра – упражнение на проявление жестов «До свидания».