Статья Метод проектной деятельности на уроках окружающего мира как средство повышения качества знаний обучающихся.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41» г.о. Саранск
Фёдоровой Елены Викторовны

Мир, в котором мы живём, находится в постоянном изменении. И чем дальше развивается человечество, тем перемены становятся все интенсивнее и существеннее. Младшее поколение зачастую становится более приспособленным к новым условиям жизни. Однако учитель продолжает определять пути, по которым пойдет наша цивилизация.
Я хочу представить вам метод проектной деятельности на уроках окружающего мира как средство повышения качества знаний обучающихся.
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
Просматривая методические журналы, прочитала слова К. Д. Ушинского: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто». Написав эти слова в 19 веке, великий педагог, сам того не подозревая, обозначил проблему, волнующую и современных учителей : как сделать так, чтобы все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, и осознавалось бы не только как знание ради знания, но как то, что необходимо ему в жизни? Ответ очевиден – надо использовать новые технологии, соответствующие веянию времени.
Стандарты второго поколения ставят перед школой задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
Что является самым главным в стандартах? Это:
Системно-деятельностный подход.
Нацеленность на формирование метаумений.
Большое внимание уделять воспитанию гражданина России.
Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Именно это стремление к познанию через исследование создаёт условия для проектной деятельности младших школьников. 
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)
Метод не является принципиально новым в мировой практике, но для того, чтобы проектная деятельность существовала, каждый педагог, в том числе и я, вносит своё видение сущности данного метода, разрабатывает алгоритмы проектной деятельности.
Начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения?
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.
Наличие теоретической базы опыта
Для каждого учителя главным является вопрос: «С чего начать?».
Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:
I этап – подготовительный. (На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание.)
II этап – практический. (Сбор необходимой информации, оформление проекта.)
III этап – заключительный (Защита проекта.)
Я работаю по программе «Школа 2100». Пранализировав учебные комплекты, дидактические материалы и другие пособия, отвечающие требованиям нового стандарта, по данной образовательной системе, мною было замечено, что:
Во-первых, весь курс является интегрированным. Это даёт возможность обучить учащихся различным областям науки, искусства. Особенно хорошо оснащены учебник «Окружающий мир», А.А.Вахрушева и «Литературное чтение» Р.Н.Бунеева. На страницах изданий располагается материал по умению наблюдать, исследовать, проектировать. Рассмотрим странички учебника «Окружающий мир».
Например, в теме раздела «Наша планета» для домашнего выполнения к заключительному уроку дано проектное задание «Моя страна»:
Вылепи из пластилина страну по своему замыслу.
Необходимо было сделать рельефную поверхность: если есть горы – возвышенности, если озёра – низменности и т.п. Далее проводим эксперимент: наливаем воду из пипетки в исток реки и смотрим, добежит ли она до озера. Также необходимо было сделать карту своей страны. Подготовить доклад.
На уроках литературного чтения ребята пишут творческие работы, которые выражаются в умении писать сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения, выполнять и другие виды творческих работ, способствующих выходу на проект. Так при изучении раздела в 1 классе «Маленькие открытия» выполняются такие задания (К рассказу Михаила Пришвина «Берестеная трубочка»):
Что представляет собой берестяная трубочка?
Почему она «удивительная»?
Расскажите о своих маленьких открытиях.
Мы опять приходим к выводу, что учебники, разработанные под стандарты нового поколения, ориентируют учащегося в умении исследовать, наблюдать, проектировать изучаемый материал. Т.е. учебник является одним из ведущих звеньев в проектной деятельности учащегося в урочное время.
С чего же я начала работу над данным видом деятельности?
Перед началом внедрения проектной деятельности, я провела родительское собрания, где объяснила, что такое проект и какую помощь взрослые могут оказать детям. Обсудив, мы пришли к выводу, что в настоящее время эта работа необходима.
Проведённая в 1 классе Методика «Цветопись» показала, что в числе «нелюбимых» оказался у некоторых детей предмет «Окружающий мир». Повторив данную методику через год (уже во 2 классе) рейтинг «любимых» уроков повысился по данному предмету до 93%, благодаря использованию проектных технологий.
Для направления деятельности учеников по проектной деятельности на основе опыта работы коллег мною были разработаны карточки - памятки для начинающего исследователя (алгоритм проектной деятельности). Такая памятка готовится не на каждого ученика, а для демонстрации учителем детям. Работая в проекте, памятка поможет работать ученику самостоятельно, использовать информацию, систематизировать материал, пошагово выполнять проектную или исследовательскую работу.
Ведущая педагогическая идея
Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат: для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
Считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в проектной деятельности. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике.
Основными постулатами, на которые я опираюсь в своей работе, являются: вера в творческие возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности.
Оптимальность и эффективность средств
Глубоких и прочных знаний учащихся добиваюсь через повышение эффективности каждого урока. Свою работу строю на личностно-ориентированном подходе к каждому ученику. Опыт работы с детьми подсказывает мне путь, как учить детей без принуждения, как помочь им раскрыть свои возможности, как создать ситуацию успеха - как одного из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке.
Я использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе.
Необходимость решать проблему развития творческих личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.
В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Сколько интересных проектов предлагается детям! Это и «Родной город», «Моя малая Родина», «Моя семья», «Родословная», «Города России», «Страны мира», «Профессии». По литературному чтению «Азбука в картинках, буквах и стихах». Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Часто на уроках организовываю «работу в парах», в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе.
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)
Внедрив в работу метод проекта повысился не только интерес к предмету, но и качество обученности школьников.
Несмотря на то, что мы с детьми учимся всего лишь в 3 классе, у нас имеются небольшие достижения. Так в прошлом году на научно-практической конференции «Шаг в будущее» успешно выступили ученики моего класса – Миронов Никита, став призёром конкурса, Мигачёв Иван победитель. В этом учебном году Милехина Софья заняла 1 место в 5 всероссийской олимпиаде по окружающему миру «Вот задачка». Уже намечены 3 работы обучающихся для выступления в очередной научно-практической конференции «Шаг в будущее».
Возможно, ребята не займут призовых мест, но самое главное - приобретут опыт выступления перед большой аудиторией. Смогут сопоставить свою работу с работами других ребят. Это повысит общеучебные познавательные умения и навыки.
Возможность тиражирования
Опыт моей работы был представлен на конкурсе «Учитель года - 2014». Проводила открытый урок «Живое и неживое», мастер-класс «Мы не похожи, ну и что же»
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися смотрите на сайте.


Рисунок 1Описание: Описание: http://uld7.mycdn.me/image?id=565848007777&bid=565848007777&t=3&plc=WEB&tkn=cTU3h8_sYNgi-zyIaSgWuqHpR8415