СтатьяАрттерапия как метод коррекции и развития посредством художественного творчества на занятиях изобразительного искусства


Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Республиканский центр внешкольной работы»
Проектная работа
«Арт-терапия, как метод коррекции и развития
посредством художественного творчества на занятиях
изобразительного искусства»
Выполнили:
Мельгунова С.Ф. – куратор по работе с ДОО
МБУДО «Центр внешкольной работы г. Буинска РТ»;
Каримова А.К. – директор
МБОУ ДО «Детская школа искусств» г. Буинска РТ;
Нодова Р.И. – педагог дополнительного образования
МБОУДО «Городской центр детского технического
творчества им. В.П. Чкалова»;
Гимранова З.Ф. – педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр внешкольной работы г. Буинска РТ»;
Казань 2016г
Содержание:
История арт-терапии.
Цели и задачи. Основные принципы.
Особенности воображения как психического процесса. Общие функции воображения у детей.
Особенности сенситивного периода для формирования фантазии.
4. Сущность и виды воображения.
4.1. Роль фантазии  в практической производственной деятельности человека.
4.2. Способы создания образов.
4.3. Разновидности воображения.
4.4. Развитие воображения у нормально развитых детей и у детей с тяжёлым нарушением нервной системы.
4.5. Особенности формирования воссоздающего и творческого воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья и отстающими в развитии.
4.6. Арт-терапия средствами нетрадиционного рисования в условиях дополнительного образования.
V. Основная форма организации творческого процесса – кружки. История арт-терапии. Многим еще в детстве говорят, что не умеют рисовать. На самом деле процесс рисования естественен для каждого человека, задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого. Рисование помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир. Арт-терапия – одна из составляющих широкой категории – терапии искусством.
Арт-терапия считается сравнительно молодым направлением в практической психологии. Развиваясь быстрыми темпами, она стала популярна в работе с детьми. Ею пользуются в детских садах, школах, кружках и просто домашней обстановке.
Арт-терапия – это психотерапевтический метод воздействия, осуществляемый при помощи искусства и творчества. Впервые это понятие использовал британский художник Адриан Хилл. Цели сделать какое-то великое открытие у него не было абсолютно. Он был увлечен рисованием с детства, закончил колледж искусств. В период первой мировой войны он был художником на фронте. Написанные в те годы работы хранятся в имперском военном музее Лондона. Придя с фронта, Хилл устроился на работу преподавателем в школе искусств.
В 1938 году он вынужден был пребывать в санатории, где его лечили от туберкулеза. Все свободное время, которого было предостаточно, художник рисовал. Через некоторое время он понял, что этот процесс положительно влияет на его здоровье, он быстро шел на поправку. Уже на следующий год в санатории были организованы групповые занятия художественной терапии. Пациенты ощущали, что им становится легче, проблемы эмоционального, психологического характера уходят на второй план.
Несколькими годами позже за развитие арт-терапии взялся еще один британский художник – Эдвард Адамсон. Его труды в этой области получили широкое признание. Примерно в эти же годы творчество, как способ терапии исследовала Маргарет Наумбург, американский психолог, педагог и художник.
В России тоже использовалось лечение искусством, но оно являлось лишь одним из многочисленных методов психотерапии. В Санкт-Петербурге работает арт-терапевтическая ассоциация. На данном этапе развития отечественная арт-терапия стремится стать отдельной дисциплиной.
Арт-терапия – совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции, направление психотерапевтической и психокоррекционной практики.
Арт-терапия – терапия искусством – возникла на основе идей Фрейда и Юнга, которые разработали способ лечения психиатрических заболеваний с помощью рисования. Метод основывался на том, что человек через художественное искусство выражал свои чувства и переживания и тем самым освобождался от них.
Терапевтический эффект достигался путем вытеснения психотравмирующего фактора через его изображение, визуализацию и расслабление. На более поздних этапах развития психологического знания это понятие стало более широким и включило в себя даже  гармонические модели развития личности К. Роджерса и А. Маслоу.
Цель -  не научить ребёнка рисовать, а помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, дать выход творческой энергии. Ребёнок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.
На пути к своей цели арт-терапия решает ряд немаловажных задач. Вот лишь малая часть из них:
перебороть чувство отверженности;
вызвать яркие эмоции;
овладеть новыми знаниями, практическими навыками;
дать выход агрессии, негативу;
развить самоконтроль;
сконцентрировать внимание на чувствах, эмоциях;
повысить самооценку;
запустить механизм личностного роста;
помочь успокоиться, расслабиться;
выразить свои ощущения;
подтвердить свою индивидуальность, значимость.
Основные принципы
Вспоминая цели арт-терапии, заключающиеся в оказании лечебного эффекта и развитии творческих способностей, можно сказать о принципах, которых она должна придерживаться.
Доступность и простота. Этот принцип позволяет пользоваться арт-терапией малышам, детям с ограниченными возможностями. Все должно быть изначально просто и понятно, чтобы не возникло чувство страха невыполнимости тех или иных действий.
Привлекательность. Лечение искусством должно нравиться ребенку, быть интересным, увлекательным, не скучным.
Создание комфортной обстановки. Этот принцип направлен на повышение эффективности терапевтического воздействия. Для детей лучше организовывать индивидуальные занятия либо в группе до 5-10 человек.
Любое занятие с ребенком является сложным, разносторонним процессом. Психологам, педагогам, родителям нужно учитывать его чувства, эмоции, творческие и физические способности. У каждого человека, в том числе и у маленького, бывают сложные моменты, когда помощь им просто необходима. Для преодоления жизненных трудностей арт-терапия является наиболее простым, интересным и эффективным способом психологического воздействия.

Новизна: улучшения развития эмоциональной и личностной сферы учащихся, включающая в себя  элементы коррекции эмоциональной сферы; игры, упражнения, направленные на развитие способности к творческому воображению посредством нетрадиционных методов рисования.

Слово арт-терапия известно сейчас многим, но далеко не все знают, что именно скрывается за этим названием. Лечение искусством (art - искусство, therapy - лечение) использует самые разнообразные виды творческой деятельности человека, чтобы помочь ему в решении психологических проблем. Под понятие искусства в данном случае попадает любая творческая деятельность человека: танец, музыка, живопись, кино, скульптура, архитектура, фольклор и т. д. Все больше психологов и педагогов признают несомненный исцеляющий эффект арт-терапии и успешно применяют ее на практике. Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисованием. Но для некоторых это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся – задача арт-терапии.
Арт-терапия включает в себя ряд направлений коррекционной работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия. Изотерапия – одно из направлений арт-терапии, которая опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в коррекционных  целях. Щадящая методика такой психотерапевтической практики позволяет успешно использовать изотерапию в работе не только со взрослыми, но и с маленькими детьми. Часто изотерапия дополняется сказкотерапией, игротерапией, что наиболее актуально при работе с ограниченными возможностями здоровья детьми и отстающими в развитии.
Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний,  быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.
Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам. Желание и мечта – это не что иное, как воображение.
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных  психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путём переработки имеющихся представлений и понятий. Ребёнок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок всё более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Развивается творческое воображение, когда ребёнок не только понимает некоторые приёмы выразительности, но и самостоятельно их применяет. Воображение становится опосредованным и преднамеренным.
Одним из важных моментов в исследованиях, посвящённых воображению, является выяснение роли данного процесса в познании. Будучи тесно связано как с чувственным, так и с опосредованным познанием воображение практически вплетается во все познавательные процессы. Как писал Л.С. Выготский: «Воображение надо рассматривать как более сложную форму психической деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях. Воображение и мышление переплетаются так, что их бывает трудно разграничить, и тот, и другой процессы участвуют в любом творческом акте».
Воображение выступает в качестве поискового средства: оно отражает результат познания, ориентируясь на который можно «достроить» промежуточные ступени с помощью мышления. Воспитание воображения  - это одновременно и воспитание мышления и наоборот. Творческое мышление – это и есть мышление плюс воображение, это единственный интеллектуально-волевой процесс. Вот поэтому так важно в коррекционном учреждении для детей применять методы и средства арт-терапии на развитие воображения из-за дефицита внешней информации.
Для развития воображения ребёнка важна не сама по себе среда, а то, как она воспринимается, как ему преподносится.
Один школьник спросил известного писателя Джанни Родари: «Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником» - «Учи как следует математику», — услышал он в ответ.
Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сенситивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.
Воображение   пятилетнего   ребенка позволяет ему воспринять, как реальные, самые фантастические, сказочные образы и ситуации, рассказывают друг другу страшные истории. Причем чем страшнее, тем лучше. А чуть позже они уже «хвастаются» друзьями и родственниками, попадавшими в такие ситуации или обладающими такими качествами, которые кроме как необыкновенными и не назовешь (например: уникальная профессия, выдающиеся способности, чрезвычайная физическая сила). Эти фантазии нередко вредят таким детям. Их обвиняют во лжи, стыдят, дети дразнят их «врунами». Тем не менее ребенок вновь и вновь выдумывает самые невероятные истории, чаще со своим личным участием, которые якобы происходили на самом деле. Что же заставляет ребенка в ущерб даже своим собственным интересам пускаться в эти авантюры? Только активно действующее воображение. Решая любую мыслительную задачу, мы используем какую-то информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени неопределённости. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых.
Фантазия, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребенка. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. Воображение компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления имплантированным описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он легко верит в то, что наряженный актер — это настоящий Дед Мороз или Баба Яга, боится злого волшебника или волка на экране телевизора, плачет от жалости к Дюймовочке, слушая сказку.
Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. В начале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сенситивный для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения.
Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие.
 Можно с помощью арт-терапии контролировать свое психологическое состояние, ведь, как известно, оно может очень меняться, особенно, если в жизни присутствуют стрессовые ситуации.
Учащиеся приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей изменений ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим. Даже использование отдельных техник оказывает на участников группы своё терапевтическое воздействие. Применение этих техник особенно эффективно в начальной школе, так как дети не всегда могут точно сформулировать, что их беспокоит. А посредством изобразительной деятельности, работы с пластилином и прочего им легче выражать свои эмоции и их отыгрывать.
В результате работы в арт-терапевтическом направлении педагог получает: положительный эмоциональный настрой группы, облегчает невербальный выброс негативных эмоций, их проработка позволяет снимать тревогу, отыгрывать агрессию и злость, искать ресурсы для дальнейшего развития, через коллективную деятельность помогает прояснить участникам свои эффективные и неэффективные способы коммуникации, позволяет развивать рефлексию своих мыслей, чувств, поступков, даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально-приемлемой форме, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость.
Подростковый возраст отличается переходом от детского восприятия окружающей действительности к взрослому. Школьник начинает более критично воспринимать мир вокруг себя и строит планы своего будущего. Его воображение принимает более критические формы. Он уже не верит в сказочные чудеса. Воображение принимает форму мечты как позитивной жизненной перспективы. Подросток с помощью воображения строит планы своего будущего, «проигрывает» в своем воображении различные социальные и нравственные ситуации, как бы тренируясь перед сложной взрослой жизнью. Творческое воображение в этот период нередко выступает во взрослой форме вдохновения. Подростки испытывают наслаждение от творческого созидания. Они с удовольствием сочиняют стихи и музыку, импровизируют танцы, пытаются решить сложнейшие (нередко не имеющие решения как, например, создание вечного двигателя) вопросы науки. Поскольку сенситивный период для развития воображения в этом возрасте сохраняется, постольку функции воображения для своего развития требует постоянного притока новой информации, своего рода «пищи». Именно поэтому все подростки любят читать и смотреть фантастику, боевики, включающие героев, резко отличающихся от нормального человека, и малореальные обстоятельства (т. е. тоже полуфантастические). Эти возрастные изменения необходимо учитывать при организации воспитательного, учебного процессов, а также при проведении диагностики воображения и развивающего обучения.
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.
Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.
Но есть и другие виды воображения - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.
Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности.
Таким образом, анализ психологической и педагогической литературы позволяет говорить о следующих особенностях процесса воображения в норме:
деятельность творческого воображения опосредована потребностями практической преобразующей деятельности человека; прослеживается тесная связь воображения с реальной действительностью;
деятельность воображения значительно активизируется в условиях дефицита внешней информации; процесс воображения, его богатство, сила, содержательность обусловлены прошлым опытом личности, опираются на него;
воображение находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью.
Наиболее часто к методу арт- терапии прибегают в реабилитации людей с особенностями развития и в работе с детьми. Дети с отклонениями в развитии имеют сложности в адекватном восприятии мира. У такого человека нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится в целом деструктивным. Влиять на такую ситуацию можно по-разному. Наиболее естественным является создание условий для развития человека, его «выстраивания» с помощью природных элементов, а также включенных в жизнь человека гармонизирующих видов деятельности – уход за домашними питомцами, украшение своего жилища, занятия рукоделием и творчеством. Человек также является частью природы и специально организованное взаимодействие с элементами природной системы, очевидно, должно иметь положительный результат. В творческих работах, как правило, отражена природа и способы взаимодействия с ней. Арт- терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Можно также применять другие формы искусства - телесные импровизации, театральные постановки, литературное творчество.
Согласно данным психологии, «зримые» формы воображения у детей наблюдаются в возрасте уже двух лет. В этот период воображение ребенка непроизвольно и характер его проявления определяется той конкретной ситуацией, в которой находится ребенок, и теми возможностями, которыми он располагает в данный момент. Так, подражая действиям матери, ребенок пытается, например, накормить куклу, используя вместо настоящих предметов их заместители (палочку вместо ложки, песок вместо каши). Возникает ситуация воображаемого кормления, т.е. ребенок пока только «дополняет воображением» то, что им воспринимается. С возрастом подражательные стремления ребенка усложняются в связи с изменением характера игровой деятельности: ребенок активно включается в сюжетно-ролевые игры, в которых ему приходится все больше и больше довольствоваться заменой, призывая на помощь свое воображение. Игра является формой творческого отображения ребенком действительности. Сюжетно-ролевая игра, в которой предусматривается принятие ребенком на себя определенной роли, моделирование с нею своего поведения в различных возможных ситуациях, использование предметов-заместителей, адекватных принятой роли, выступает в качестве необходимого условия полноценного формирования функции воображения у дошкольников.
Это особенно важно по отношению к детям с отклонениями, так как у них в связи с первичным нарушением тех или иных функций отмечается значительное своеобразие в развитии речи, а также всей системе познавательных процессов, в том числе и воображения. Игры же, имеющие столь важное значение для развития данной функции, у таких детей без специального обучения развиваются медленно. В связи с чем возникает необходимость специального обучения детей сюжетно-ролевой игре, особое значение которой для этих детей заключается в том, что она предполагает коллективную организацию деятельности, поскольку в ней всегда содержится отношение по крайней мере двух взаимосопряженных позиций (доктор — пациент, мать — ребенок и т.д.). Следовательно, в игре создаются оптимальные условия для формирования навыков речевого общения детей друг с другом. Стремление к самостоятельному творчеству, по данным общей психологии, проявляется у детей в возрасте 5—6 лет. В этом возрасте, уже усвоив основные образцы поведения и деятельности, ребенок может относительно свободно оперировать ими, отходя от усвоенных стандартов, комбинируя их при построении продуктов воображений. Однако в целом, несмотря на свою наглядность, выразительность, эмоциональную насыщенность, образы воображения у дошкольников еще недостаточно управляемы и контролируемы.
В следующем возрастном периоде, который начинается с момента поступления ребенка в школу, ведущей деятельностью становится учебная, в рамках ее происходит дальнейшее развитие всех психических процессов, в том числе и воображения. Однако некоторые психологи утверждают, что в младшем школьном возрасте творческое воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию в связи с установкой обучения на усвоение системы образцов, использование однообразных и стереотипно повторяющихся действий.
Вместе с тем анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности данного возрастного периода позволяет предположить наличие широких возможностей для развития творческого воображения в процессе учебной деятельности.
Так упражнения:
Начальный этап
Области применения.
- Развитие уверенности в себе, уверенности в своих способностях.
- Снятие тревожности перед выполнением работы.
Рисование в «воздухе». Педагог рисует в воздухе какую-либо фигуру, изображающую простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге
Быстрое написание знаков, подобных иероглифам и т.д., в результате которых человек понимает, что он действительно может рисовать, открывает новое видение мира.
 Озорные рисунки. Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей.
Работа с пластилином
Области применения.
- Для отработки любого неприятного чувства: обида, гнев, страх и т.д.
- В работах пары – для поиска точек соприкосновения и прояснения межличностных отношений.
- Работа с собственными ресурсами.
Первый этап. Классу даётся инструкция: в течение всего времени, пока длится музыка необходимо с закрытыми глазами слепить образ своего гнева (обиды, того, что приятно, своего помощника и т.д.), не особо задумываясь над тем, что получается, а дать свободу своим рукам. Эту инструкцию можно видоизменить в зависимости от цели: можно предложить лепить вдвоём с открытыми глазами. В зависимости оттого, что лепится, выбирается и музыка. После того, как закончится музыка, ребятам предлагается внимательно рассмотреть свою работу и от своего имени презентовать образ.
В случае, если работали 2 человека, важно проговорить не только то, что они создали, но также и то, как им работалось вместе, что нового и интересного они узнали друг о друге и т.д.
Второй этап. Если участники лепили в одиночку, то им предлагается найти сходный в чём-то другой образ и объединиться в пары. Их задача – под музыку слепить общий ресурс (если до этого они лепили негативный образ) или то, что является для них защитой, приносит радость. На этапе обсуждения важно проговорить название их образа и что он несёт людям. Как лепили участники? Как они разрешали возникающие конфликты? Кто доминировал, кто подчинялся, и было ли комфортно детям в этих позициях? Какие чувства возникали и какое чувство преобладает при завершенном результате и т.д.? Важно подчеркнуть вклад каждого в работу и в конце устроить выставку работ.
Работа с глиной
Области применения.
- Снятие тревожности, агрессивности.
- Управление своим эмоциональным состоянием.
Сжимание.
Разглаживание.
Формообразование.
Сплющивание.
Работа с бумагой для создания коллажа
Области применения.
- Развитие представления о чём-то, посредством работы с бумагой.
- Отработка негативных чувств и ресурсов.
- Работа в команде – развитие сплочения.
- Развитие рефлексии.
I вариант. Первый этап. Если это индивидуальная работа, то участникам предлагается с помощью бумаги (различные журналы, цветная бумага, картон, фольга и т.д.), ножниц и клея создать образ чего-то, в зависимости оттого, какая тема предъявлена. Например: «Трудности в школе», «Наш класс», «Дружба». Работа длится, пока звучит музыка.
Если это коллективная работа, то в зависимости от количества детей, класс разбивается на 2-3 команды. Лучше ставить в одну команду детей с разными статусами, с тем, чтобы отвергаемые и не принимаемые дети могли показать свою индивидуальность. После этого им также даётся тема и предлагается в течение некоторого времени создать коллективный рисунок, используя только бумагу, ножницы и клей.
Второй этап. Если это индивидуальная работа, то участникам предлагается рассказать о своей работе, о тех мыслях и чувствах, которые возникали по ходу. Если это коллективная работа, то участники рассказывают, что они создали, какие чувства и мысли возникали по ходу совместной работы, что для каждого означает полученный образ? Здесь акцент делается не только на том, что для каждого означает этот образ, но и на стиль взаимодействия между детьми. Важно проговорить, кто какой элемент делал, чья была идея, насколько было комфортно детям работать вместе, и хотели бы они что-либо сейчас изменить? В конце каждому предлагается выбрать какой-то элемент на картине и от его имени рассказать о себе.
II вариант. Необходимо вырезать из журналов картины, иллюстрирующие те или иные позитивно окрашенные события, участниками которых были дети (каникулы, праздник); при этом желательно вспомнить и описать детали этих событий.
Работа с бумагой и красками.
Области применения.
– Снижение эмоциональной напряженности.
– Осознание своих чувств, переживаний.
– Управление своими чувствами.
Рисунок на асфальте. Дать ребенку цветные мелки и предложить нарисовать все, что ему хочется.
Наскальная живопись. На специально отведенной стене, например в рекреации, крепится большой лист бумаги, где дети рисуют все, что хотят и чем хотят (цветными мелками, фломастерами и т.д.).
Рисунок на стекле. Кусок стекла размером с альбомный лист аккуратно оклеить липкой лентой (чтобы не пораниться) или вставить в деревянную рамку. Рисовать на стекле можно красками, фломастерами, мелками все, что захочется. С обратной стороны листа можно подкладывать разноцветные листы бумаги (фон), из-за чего эмоциональное восприятие рисунка будет меняться.
Восковой рисунок. Лист бумаги натирается свечой. Затем раскрашивается красками или мелками.
Пластилиновая живопись. Педагог, нарисовав предварительно контурное изображение предмета, предлагает ребенку размазать немного пластилина на поверхности картона, не выходя за контур. Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются.
Штампы. Использовать предметы с рельефной поверхностью, найденные в лесу (камешки, шишки), на природе (листья, цветы, травинки), найденные дома на кухне (дольки лимона, огурца, нижняя сторона шляпок грибов). Создать из отпечатков целостную композицию или образ.
«Выдувание соломинкой». Используется соломинка для коктейля. На сухую бумагу наносится жидкая лужица. Соломинку следует держать в нескольких сантиметрах от поверхности и дуть через нее на лист бумаги. Таким образом, можно получить неожиданные образы.
Изображение своего настроения. Педагог предлагает ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент.
Победа над страхом. Ребенку предлагают нарисовать то, чего он больше всего боится, а затем его рисунок обсуждается. После этого ребенку дают ножницы и предлагают разрезать (или порвать) свой «страх».
Кляксы. 1 вариант. Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и рассказать, на кого или на что похожа полученная «клякса». 2 вариант. Наполнить краской круглую кисть и сильно стряхнуть ее на бумагу, держа за кончик ручки кисти. Резко остановить кисть. В полученных кляксах попытаться увидеть различные образы, изображения.
Рисование по точкам. Педагог заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку предлагают соединить точки линией. Получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.
Графическая музыка. Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.).
Пальцевая живопись. Педагог предлагает детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна (гуашь) пальчиком или используя палочки. Можно нарисовать не весь предмет, а только его контур.
Набрызгивание. Окунуть старую зубную щетку в готовую краску и провести по щетине большими пальцем или другой жесткой щеткой.
Воображение тесно связано с интересами. Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной потребности. Любой учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе у школьника.
Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для дошкольника и школьника вообще характерно познавательное отношение к миру.
Ему «интересно все». Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата, развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного. Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.
Почему большинство из нас теряет способность фантазировать, будучи взрослым (вспомните, как трудно бывает придумать новую сказку для своего ребенка).
 На занятиях дополнительного образования  необходимо развивать воссоздающее и творческое воображение учащихся, способствовать совершенствованию их познавательной деятельности, усвоение ими богатого человеческого опыта. Все эти задачи можно решать разными способами. Большую эффективность в раскрепощении детей и отхождения от шаблонов дают нетрадиционные способы рисования. Если на уроках рисования детей учат рисовать, к примеру, деревья, одним или двумя способами, то деревья получаются из работы в работу абсолютно одинаковые. На кружковой работе желательно отойти от шаблона и исключить неудачи, где при экспромте получается всегда хорошо. Таким образцом может служить игра "Живая капля". Вообще желательно чтобы почти все занятия на кружке проходили в игровой форме, пусть это будет не сюжетная игра, а игра материалом: бумагой, кистью, ниткой, краской.
Другой интересной игрой-заданием может служить ниткография . Игра краской-монотилия во всех своих проявлениях, с дорисовкой, симметричная и т.д. Развивать мелкую моторику и одновременно рисовать можно пальчиками, получается "пальчиковая" живопись. И таких приемов огромное множество.
Активность ребенка зависит непосредственно от его интереса к данной деятельности. Поэтому немаловажная задача педагога - сделать занятия наиболее занимательными и интересными, и строить все задания от простому к сложному, а ни в коем случае ни наоборот. Иначе при малейшей неудаче у детей с нарушением психического характера может развиться депрессия и угаснет устойчивый интерес к этой области занятий.
Желательно для полной адаптации детей нужно проводить занятия в смешанной группе со сверстниками из обычной школы. Дети тянутся за лидерами, быстрее и увереннее выполняют задания, стараются больше говорить, появляются общие интересы.
Все нетрадиционные методы арт-терапии с успехом могут применяться всеми специалистами, так или иначе связанными с детьми, могут служить средством установления контакта в налаживания коммуникации с детьми в семье, школе, психологических центрах, психореабилитационных центрах. Это прекрасные психотерапевтические средства, отвлекающие и переключающие детей из психотравмирующих ситуаций.
 Не столько важны достижения школьников, их участия в творческом процессе, развитие творческих возможностей.
Таким образом основной формой организации творческого процесса учащихся во внеурочное время являются кружки - постоянные, временные, тематические, с постоянным или сменным составом участников. Характер и содержание работы в кружках определяются индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников, уровнем подготовки кружковцев и материально-технической базой школы.
В отличии от уроков изобразительного искусства и труда кружковая работа является добровольной. И если занятия в кружке построены рационально, то творчество и познание всегда присутствуют в их работе. Об этом свидетельствует и оценка работ, представленных членами кружкой на различные выставки.
Деятельность школьников может быть признана творческой, если созданные в ее процессе изделия обладают признаками новизны, оригинальности и самостоятельности. Правильная постановка кружковой работы создает благоприятные условия для воспитания у учащихся ценных личностных качеств, повышает эффективность работы, интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, стимулирует формирование ценных качеств личности - познавательной активности, коллективизма, самостоятельности, общественности, целеустремленности, трудолюбия, творческого отношения к делу, умения фантазировать, волевых качеств, навыков самоорганизации.
Известно, что способность правильно представлять, что ожидают от тебя окружающие, каково их отношение к тебе, определяет самочувствие личности в группе. Результаты проведенной работы в группах позволяют прийти к выводу, что ожидаемые оценки их деятельности носят обобщенный и устойчивый характер. Получается, что, когда учащиеся удовлетворены своей деятельностью, повышенная восприимчивость в оценке своего сенсорного дефекта резко снижается. Поэтому очень важно, учитывая интересы и сложности многих детей, более широко вводить виды интеллектуального труда, тем более, когда они обусловлены врожденными возможностями, способностями, дарованием. Побуждаемый мотивами, человек ищет возможности самовыражения.
Изучение творческих интересов детей, их проявлений в различных мероприятиях показывает, что в каждом человеке присутствует в определенной степени и форма активности, стремление к самовыражению.
Включаясь в эти отношения, школьники значительно глубже и прочнее усваивают нравственные основные понятия, привыкают руководствоваться ими в повседневной жизни. Возникающие на основе коллективных форм труда взаимосвязь и взаимозависимость учащихся способствуют формированию у них умений подчинять свои желания, свое поведение интересам коллектива. При этом происходит становление характера подростков, преодолеваются черты эгоизма, индивидуализма, ложного товарищества, формируется привычка оказывать товарищам бескорыстию помощь и поддержку.
Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании изотерапии, бесконечно. Работа с ребенком — это процесс, требующий осторожности и деликатности, процесс, при котором происходящее в душе психолога взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Изобразительное творчество — это мощное средство самовыражения, помогающее осуществить самоидентификацию и обеспечивающее путь для проявления чувств.
В результате работы в арт-терапевтическом направлении педагог получает: 
- положительный эмоциональный настрой группы; - облегчает невербальный выброс негативных эмоций, их проработка позволяет снимать тревогу, отыгрывать агрессию и злость, искать ресурсы для дальнейшего развития;
- через коллективную деятельность помогает прояснить участникам свои эффективные и неэффективные способы коммуникации, - позволяет развивать рефлексию своих мыслей, чувств, поступков;
- даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально-приемлемой форме;
- способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость;
- развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость. 
Список литературы:
1. Арт-тарапия – новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. – М.:Когито-Центр,2006. – 336с.
2. Гулинкина О. Геометрия жизни. Влияние формы упаковки на человека и ространство. Packagin, №1(15),февраль,2008,с.56-62..
3. Осадчук Л.О. Образ жизни искусства: искусства в педагогике и арт-терапии. Простір арт-терапії: разом з вами,Вип.2 Арт-терапевтична асоціація, Київ,2006, с.54-60.
4. Кабачинская Е.Л. Преподавание искуства слепым и слабовидящим //художественное творчество и педагогика: Материалы 1 Всероссийской конференции преподавателей оригами 23-24 апреля 1996 г., Санкт-Петербург,-СПб,1996г.,с.36.
6. Искусство , журнал,№№5(9),6(10),1997 г.
7. Использованы материалы сайта http://sasha-te.narod.ru.ru. Крайнер Анастасия. 10/03/2009.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО: текст с изм. и доп. на 2011г. /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. -33с. – (Стандарты второго поколения).
9. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. -48с. – (Стандарты второго поколения).
10. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111с. - (Стандарты второго поколения).