Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях» (2 класс)


Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях».
Цель: Закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, словосочетаниях.
Задачи: - образовательные: способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно - ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения;- коррекционные: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику;
- воспитательные: воспитывать навыки самостоятельности, желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.
Оборудование: индивидуальное зеркало; предметные картинки; карточки со слогами, словами; компьютерная презентация по теме.
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуй, Марат сегодня мы будем продолжать работать над звуком [Р]. Посмотри внимательно на картинки и назови их (роза, ромашка). С какого звука начинаются эти названия цветов?(со звука [Р]).
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Марат, а сейчас для того чтобы звук у нас хорошо получался, давай поиграем с нашим язычком подготовим наш артикуляционный аппарат для работы. Для начала, давай вспомним, из каких частей состоит наш артикуляционный аппарат? (кончик языка, боковые края языка, спинка языка, животик языка, ниточка). Ребенок сам показывает все части языка на своей кисти руки, представляя, что это язык. (Все это изучалось на первых занятиях и закреплялось на протяжении длительного времени).
Логопед: Молодец, Марат! Ну а теперь приступим к артикуляционным упражнениям. (Выполняются упражнения).
Упражнения для артикуляционного аппарата.
Все упражнения выполняются строго перед зеркалом!
1) «Улыбка»
Логопед: Итак, широко улыбнулись, покажи зубки, давай покажем какое у нас хорошее настроение сегодня. Упражнение выполняем под счет. Следим, чтобы ребёнок смог удержать эту позу до окончания счета. Молодец, Марат!
2) «Трубочка»
Логопед: Следующее упражнение «Трубочка». Вытягиваем губки вперед, и удерживаем. Затем, чередуем «Улыбка» затем «Трубочка».
Логопед: Марат, давай теперь еще раз вспомним какие же упражнения нужны для правильного произнесения звука [Р].
3) «Почистим зубки»
4) «Грибок»
5) «Гармошка»
6) «Маляр»2. Работа над дыханием.
"Загони мяч в ворота", "Сдуй бабочку"
3. Основная часть.
1. Логопед: Марат, а сейчас давай заведем “моторчик”.Проанализируем артикуляцию звука по плану:Логопед: Марат, а теперь давай вспомним при произнесении звука [р], что же происходит с органами артикуляции, какие позы они принимают. Дай мне характеристику по следующему плану:
а) в каком положении находятся губы;б) в каком положение языка: кончика, спинки, корня, боковых краев;в) участие голосовых складок.Ребенок даёт характеристику, логопед поправляет, при надобности добавляет.
Характеристика звука [Р]
Логопед: Марат, вот мы сейчас с тобой все, практически, вспомнили про звук [Р]. Давай же мы сейчас дадим характеристику этому звуку.– Звук [р] какой , гласный или согласный звук? (согласный).- Почему согласный? (так как нам - мешает «петь» язык).– Звонкий или глухой звук? (звонкий)- Почему звонкий? ( так как в горле работает «голосовой моторчик»)–А вот скажи мне звук р твердый или мягкий? (твердый).– Каким цветом его обозначаем? (синим).– Какую букву пишем? (Р -эр).Логопед: - давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.
4. Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук».Логопед: Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком [Р]:ЖА, РА, НУ, РО, ДО, РУ, ВО, РО, ШЫ, ВЫ, КЫ, ФА , РИ.- А сейчас я произнесу слова, хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [Р]:рама, телефон, Марина, радар , книга, забор, редька, вентилятор, машина, рысь, кошка, рубашка, ягоды, дыра.- Молодец.
5. Чтение слоговых рядов.
Ученик читает вслух. (Карточка №1)
АР-АР-АР ПРА-ПРО-ПРЫ ДРА-ДРА-ДРАОР-ОР-ОР НРА-НРО-НРЫ ГРУ-ГРУ-ГРУРА-РА-РА МРА-МРО-МРЫ РА-РО-РУ
Чтение слов.
Прочитай слова: (Карточка №2)
РАД, РАМА, РОВ, РОЗА, РОЖЬ
ИГРА, РУКА, БАРКА, КОРКА
УГОРЬ, ЖАРЬ, ЛАЗУРЬ, ПАРАДЫ, ВАРЯ
6. Игра «Один, много». Логопед: Назови картинки.Морковь, мороз, роща, грунт, рама, ручей, карандаш и т.д.
7. Игра «Назови ласково».Преврати эти слова - предметы в маленькие(назови ласково). Например: ракетка, розочка и т.д.
8. Развитие слухового внимания и памяти.
Логопед: Сейчас мы поиграем с тобой в игру «Подскажи словечко». Я начинаю, а ты должен досказать слово и повтори предложение целиком.Игра - загадка «Доскажи словечко».
Он высокий словно шкаф,А зовут его ... (жираф).
Удивленно смотрит ЛюдаНа горбатого…(верблюда)
На крылечке у воротЗамяукал рыжий…..(кот).
9. Физкультминутка.
Логопед: Марат, давай мы с тобой немного отдохнём и проведём физкультминутку.
«Репка».Расти большая, репка, (приседаем и медленно поднимаемся).Вырастай крепка, (сжимаем и разжимаем кулачки обеих рук).Сладкая да белая, выполняем упражнение Замок, несколько разсжимая и разжимая пальцы.Чтоб детвора поела! Хлопают в ладоши.
10. Звуковой анализ слова (РАМА)
Логопед: Марат, давай сделаем звуковой анализ слова Рама.– А теперь скажи сколько слогов в этом слове? (2)– А сейчас на зови первый слог (ра)– Сколько в этом слоге звуков? (2)– Назови их по порядку (р, а, м, а)– Назови второй слог (ма)– Сколько в этом слоге звуков? (2)– Назови их по порядку (м, а)– Назови только гласные в этом слове (а, а)– Назови только согласные в этом слове (р, м)
Аналогично выполняется разбор слов ИГРА, РУКА.
11. Повтори словосочетания:
Заливная рыба. Горелые сухари.Умелый слесарь. Оранжевый апельсин.Спелый персик. Первый класс.Белый кролик. Стальные рельсы.Шустрая белка. Горный орёл.
12. Пальчиковая гимнастика. «Гости»
К Кате гости прибежали, (бежим пальчиками по столу или по полу)Все друг другу руки жали.Здравствуй Жора, (соединяем большой и указательные пальчики)Здравствуй Жанна, (большой и средний)Рад Серёжа,(большой и безымянный)Рада Снежана (большой и мизинец)Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)Вот драже вам на дорожку(пальчиком тычем в открытую ладошку)Вы берите понемножку(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)Все стряхнули быстро крошкиИ захлопали в ладошки!
13. Итог занятия.
- Марат, молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, предложениях.
– Какой звук мы сегодня закрепляли?– Еще раз произнеси этот звук правильно.
Домашнее задание на карточке.
Проговаривать слоги и слова со звуком [Р]
Произвести звуковой анализ слова (ТЁРКА)
Карточка №1
Прочти слоговой ряд вслух.
АР-АР-АР ПРА-ПРО-ПРЫ ДРА-ДРА-ДРАОР-ОР-ОР НРА-НРО-НРЫ ГРУ-ГРУ-ГРУРА-РА-РА МРА-МРО-МРЫ РА-РО-РУ
Карточка №2
Прочитай слова вслух.
РАД, РАМА, РОВ, РОЗА, РОЖЬ
ИГРА, РУКА, БАРКА, КОРКА
УГОРЬ, ЖАРЬ, ЛАЗУРЬ, ПАРАДЫ, ВАРЯ