МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ по дисциплине: «История» ОГСЭ.02


Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
по дисциплине: «История» ОГСЭ.02
для студентов 2 курсов всех специальностей:
15.02.08 Технология машиностроения
Технический
профиль
19.02.10 Технология продукции общественного питания Технический
профиль
35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство Естественнонаучный
профиль
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров Естественнонаучный
профиль
39.02.01 Социальная работа Социально-экономический
профиль
43.02.02 Парикмахерское искусство
Социально-экономический
профиль
2016 г.
Содержание
Пояснительная записка
Самостоятельная работа № 1………………………………………………...4
Самостоятельная работа № 2………………………………………………….6
Самостоятельная работа № 3………………………………………………….7
Самостоятельная работа № 4………………………………………………..9
Самостоятельная работа № 5……………………………………………….10
Самостоятельная работа № 6……………………………………………….11
Список рекомендуемой литературы……………………………………….13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «История» (ОГСЭ) предназначены для студентов 2 курса специальностей СПО технического, социально-экономического и естественно-научного профиля.
Самостоятельная внеаудиторная работа по истории в объеме 6 часов проводится с целью содействовать оптимальному усвоению студентами учебного материала, развития познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.
Задачи самостоятельной работы:
- углубление и расширение теоретических знаний;
- систематизация и закрепление полученных знаний и умений;- формирование умений использовать различные источники информации; - развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; - формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Формой отчета о выполненной работе могут быть выступления на семинарских занятиях, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, проверка записей в тетради, устный опрос.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
 
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1Хронологическая подборка плакатов социальной направленности за 1977-1980 гг.
Цель: формирование ценностно-смысловых, учебно-познавательных, информационных компетенций
Задание: 
Цель работы: найти информацию на http://school-collection.edu.ru , подготовить презентацию
1. Оформите хронологическую подборку плакатов социальной направленности за 1977-1980 гг. в СССР, используя средства Интернет.
2. Составьте комментарий к плакатной подборке социальной направленности за 1977-1980 гг. в СССР.
Формат выполненной работы: сообщение или слайд-фильм.
Содержание работы:
1)      Определите источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.
2)      Составьте план изложения материала.
3)      Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями
Структура комментария:
- Формулировка общего названия плакатной подборки.
- Формулировка проблем, существовавших в СССР, и представленных на плакатах.
- Оценка художественного оформления плакатной подборки.
- Заключение по теме плакатной подборки.
Прокомментировать полученный результат можно по следующим вопросам:
Какова главная идея плаката? Кратко сформулируйте её 1-2 предложениями.
Какие символы использованы художником для выражения главной идеи плаката?
Прокомментируйте надпись на плакате. Какую роль она выполняет на плакате?
Какое значение имеет этот плакат?
4. Подготовьте итоговую работу по учебной дисциплине История (реферат, эссе, исследовательский проект - по выбору)
Норма времени: 2 часа
Критерии оценки: полнота раскрытия темы, умение подобрать материал по теме и аргументировано изложить свою точку зрения.
Контроль выполнения: проверка выполненной работы, выступление на семинарском занятии.
Поисковая работа в Интернете.
Посредством поисковой системы http://el.integrum.ru/ попробуйте выявить основные массивы информационных ресурсов по теме.
Какой из сайтов наиболее информативен? Какие документы и материалы он содержит? Какие иллюстративные материалы были для вас наиболее запоминающимися? Чем именно?
Мемуары каких участников событий содержат эти сайты? Что вы знаете об этих людях?
С помощью сайта http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ index.html попытайтесь найти наиболее значимые документы по данной теме в информационных ресурсах исторического факультета МГУ.
Откройте сайт http://www.oldgazette.ru/ и найдите материалы, отражающие наиболее важные события темы урока. Чем они вам интересны? Составьте по одному из них краткий план выступления (презентацию). Чем отличается газетный материал этого времени от современных газет?
Используя материалы сайта http://www.hronos.km.ru/194_ru.html, составьте хронологию основных событий по теме урока. Сведите их в таблицу.
По итогам обсуждения на уроке попробуйте принять участие в форуме на одном из сайтов.
По материалам сайта http://www.genstab.ru/milit.htm найдите дополнительную информацию по теме урока. Отразите ее в авторской таблице. Составьте подборку плакатов и сохраните ее в отдельной папке.
Как подготовить учебную презентацию.
Основной единицей электронной презентации в среде Power Point является слайд, или кадр Основные правила подготовки учебной презентации:
При создании мультимедийного пособия не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, так как это может снизить эффективность презентации в целом.
Одним из важных моментов является сохранение единого стиля, унифицированной структуры и формы представления учебного материала на всем уроке. При создании предполагается ограничиться использованием двух или трех шрифтов. Вся презентация должна выполняться в одной цветовой палитре, например на базе одного шаблона, также важно проверить презентацию на удобство её чтения с экрана.
Тексты презентации не должны быть большими. Выгоднее использовать сжатый, информационный стиль изложения материала. Нужно будет суметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых.
При подготовке мультимедийных презентации возможно использование ресурсов сети Интернет, современных мультимедийных энциклопедий и электронных учебников.
Обязательными структурными элементами, как правило, являются:
обложка;
титульный слайд;
оглавление;
учебный материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики);
словарь терминов;
справочная система по работе с управляющими элементами;
система контроля знаний;
информационные ресурсы по теме.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2Подборка фотодокументов, иллюстрирующих события «балканского кризиса» 1998-2000 гг.
Цель: формирование ценностно-смысловых, учебно-познавательных, информационных компетенций
Задание:
Оформите подборку фотодокументов, иллюстрирующих события «балканского кризиса» 1998-2000 гг., используя средства Интернет
Содержание работы:
1)      Определите источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.
2)      Составьте план изложения материала.
3)      Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями
1. Составьте комментарий к подборке фотодокументов, иллюстрирующих события «балканского кризиса» 1998-2000 гг. на основе примерного плана ПЛАН
1. Причины «балканского кризиса» 1998-2000 гг.
2. Основные события «балканского кризиса» 1998-2000 гг.
3. Итоги «балканского кризиса» 1998-2000 гг.
4. Влияние «балканского кризиса» 1998-2000 гг. на международную ситуацию в Европе и мире 
Норма времени: 2 час
Формат выполненной работы: сообщение или слайд-фильм.
Критерии оценки: полнота раскрытия темы, логичность и последовательность изложения, наличие выводов, аккуратность исполнения, выполнение требований при оформлении работы, умение изложить тезисы работы в выступлении.
Контроль выполнения: проверка выполненной работы, выступление.
Как написать доклад (сообщение)
 
Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Этапы работы над докладом:
· Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников).
· Составление библиографии.
· Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
· Разработка плана доклада.
· Написание.
· Публичное выступление с результатами исследования.
 
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3Формирование прогноза сформированности конкретных профессий и специальностей для российской экономики
на ближайшие несколько лет.
Цель: осмысление места и роли России на постсоветском пространстве; уметь формулировать собственную позицию, используя для аргументации фактический материал.
Задание:
Написать сочинение-рассуждение на тему: «Россия – суверенное государство: приобретения и потери»
 Содержание работы:
1)     Прочитайте § 99 учебника: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Ч.2.- М.: Изд. Центр «Академия», 2010
2)     Определите другие источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.
3)     Составьте план изложения материала
4)     Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями
Проведите социологический опрос по теме «Востребованность профессий и специальностей для экономики города Иркутска на период 2012-2020» Составьте прогноз, используя данные социологического опроса Этапы выполнения задания:23 1. Подготовительный этап – определите тему и цели социологического опроса 2. Этап планирования: - сформулируйте вопросы анкеты социологического опроса - определите категории респондентов социологического опроса - определение способов проведения анкетирования и его анализа - определение способа представления результатов (формы отчёта) - распределение заданий и обязанностей между членами группы 3. Этап исследования (проведения социологического опроса): - сбор информации с использованием интервью, опросов, наблюдения 4. Этап анализа и обобщения социологического опроса: - анализ информации - оформление результатов формулировка выводов 5. Представление проекта в форме электронной презентации 6. Подведение итогов. Оценка проектной деятельности студентов
Норма времени: 1 час
Формат выполненной работы: сочинение-рассуждение
Критерии оценки: логичность, последовательность изложения, наличие аргументации, выводов, аккуратность исполнения.
Этапы работы над сочинением
Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания. Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие темы, т. е. сделали набросок плана сочинения.
Формулировка основной мысли (идеи) сочинения
Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в виде тезиса — четко, ясно, категорично.
Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение их в определенном порядке для обоснования тезиса
От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосновывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определенном порядке).
Подбор фактического и цитатного материала.
Во вступительной части сочинения необходимо охарактеризовать суть проблемы, ее значимость, актуальность. В основной части раскрывается тема сочинения.      Заключение придает сочинению законченный вид, оно может резюмировать, т. е. кратко повторить основные мысли в главной части. Вступительная и заключительная части могут быть предельно краткими.
Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную идею произведения. Эпиграф возможен, но не обязателен в сочинении.
 
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №4Существуют ли отличия в содержании понятий «суверенитет», «независимость» и «самостоятельность» по отношению к государственной политике.
 
Цель:  найти информацию, используя материалы интернета и толковых словарей, подготовить письменный отчет в тетради в форме тезауруса (термин – расшифровка)
Задание: провести дискуссию по теме
Проблема для дискуссии. Существуют ли отличия в содержании понятий «суверенитет», «независимость» и «самостоятельность» по отношению к государственной политике
Содержание подготовительной работы:
Деление на группы, распределение ролей:
1.        Группа «политиков»: оценка социально-экономической ситуации в стране ведущими политиками; их предложения по реформированию социально-экономической системы.
2.        Группа «ученых»: разработка программ экономических реформ и оценка социально-экономической ситуации в стране
3.        Группа «обывателей»: отношение к проводимым реформам
Норма времени: 1 час
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №5Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры»?
 
Цель: сформировать представление о важнейших задачах, стоящих перед Россией, уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа и представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, выступления, уметь аргументировать свои суждения.
Задание: Подготовьте сообщение (компьютерная презентация или устное сообщение - по выбору) по теме «Современная российская культура: основные направления, проблемы, перспективы»: «Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры».
Структура сообщения:
- актуальность проблемы
- краткая характеристика основных аспектов темы
- заключение по теме сообщения
- перечень использованных источников
Время сообщения – 5-7 минут.
Норма времени: 1 час
Формат выполненной работы: конспект, сообщение по конспекту
Критерии оценки: правильность составления конспекта, умение выделить главное для сообщения, аргументировать свои суждения.
Контроль выполнения: проверка конспекта, сообщение на уроке
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 6
Реферативная работа, раскрывающая пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России.
Цель: формирование представлений о путях и средствах формирования духовных ценностей общества, совершенствование умений систематизировать учебный материал, делать выводы, представлять результат изучения в форме реферата.
Задание: напишите  реферат на тему: «Пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России». Подготовьте краткое сообщение по теме реферата.
Содержание работы:
1)      Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных источниках
2)      Составить план реферата (обязательными пунктами являются: введение, анализ источников по теме, основная часть, выводы)
3)      Выполнить реферат, пользуясь рекомендациями по написанию рефератов 
Норма времени: 2 часа
Формат выполненной работы: Реферат
Критерии оценки: полнота раскрытия темы, выполнение рекомендаций, наличие выводов,  аккуратность исполнения.
Контроль выполнения: проверка реферата, обсуждение на семинарском занятии
Как написать реферат
Слово «реферат» латинское по происхождению, означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Однако в современном понимании реферат – это не только пересказ прочитанного, но и анализ, обобщение и аргументированное изложение собственной точки зрения на рассматриваемую проблему.
Процесс написания реферата состоит из следующих этапов.
1. Выбор темы и постановка проблемы.
Тема реферата выбирается в соответствии с интересами студента и согласовывается с преподавателем. Учитываются имеющиеся источники и литература по теме работы, их доступность.
2. Сбор материала по выбранной теме.
После выбора темы и определения проблемы составляется список литературы, содержащей необходимые сведения. Для этого целесообразно ознакомиться с соответствующими разделами систематических каталогов библиотек, обзорами литературы в журналах, историческими сайтами в интернете.
     После отбора необходимых для работы материалов следует наметить последовательность их изучения, что позволит более точно определить примерное содержание и соответствующую структуру реферата. При работе с источниками и литературой целесообразно на отдельных карточках или в специальной тетради выписывать основные положения, примеры, выводы изученных произведений, точно указывая их авторов, названия, страницы. Необходимо отметить, что в случае возникновения сомнений в авторстве реферата преподаватель имеет право потребовать предъявить эти подготовительные материалы.
3. Составление плана.
Определение содержания реферата позволяет составить черновой вариант плана. Он состоит, как правило, из введения, двух – пяти пунктов основной части (они могут иметь подпункты) и заключения. Формулировки пунктов плана должны быть ясными, четкими, по возможности краткими.
4. Работа над текстовой частью реферата.
После составления плана рекомендуется определить содержание и логику изложения отдельных вопросов. Необходимо внимательное прочтение отобранной литературы с обязательным конспективным изложением сущности почитанного, с выпиской отдельных цитат, записью собственных мыслей, возникающих во время чтения. Обдумайте порядок изложения, формулировки пунктов плана, сверьте с первоисточниками цитаты, которые будут приведены в реферате, рассчитайте объем всего реферата в целом и его отдельных частей. Рекомендуемый объем реферата – 10-15 машинописных страниц чистого текста (т.е. без учета титульного листа, плана и списка источников и литературы). При компьютерном наборе рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, 14 размер, полуторный интервал.
Во введении (страницы 1-2) следует обосновать выбор темы реферата, показать ее актуальность, степень разработанности, кратко сформулировать проблему исследования.
В основной части (8 – 12 страниц) необходимо изложить объективные исторические сведения по теме реферата, собственные версии и оценки. Каждый пункт основной части необходимо заканчивать кратким выводом.
В заключении (1-2 страницы) формулируются основные выводы по теме, результаты проделанный работы.
 5. Оформление реферата.
На титульном листе указывается название учебного заведения, тип работы ( реферат, доклад), учебный предмет («по истории»), тема работы, фамилия и инициалы исполнителя, номер учебной группы, и, наконец, внизу – место нахождения учебного заведения и год написания работы.
На втором листе дается план реферата. Введение и заключение не нумеруются.
На титульном листе и плане номера страниц не проставляются, но они учитываются, и, следовательно, введение начинается со страницы под номером 3.
Цитата, приводимая без изменения авторского текста, должна быть взята в кавычки и иметь ссылку на источник.
Например:
«Цена победы для советской стороны была немалой – в боях погибли сотни солдат и офицеров. В этом случае необходимо указывать страницу, с которой взята цитата.
Также в обязательном порядке должны даваться ссылки на источники любой цифровой информации, мнения и высказывания исторических деятелей, историков. Например: «По мнению некоторых исследователей, поражения Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны целиком и полностью объясняются сталинскими репрессиями». В данном случае страница не указывается.
Завершается реферат списком использованных источников и литературы. Он должен состоять не менее чем из пяти наименований, не являющихся учебниками и учебными пособиями. Сначала указываются использованные источники (документы, мемуары и т.п.), затем – монографии и статьи в журналах, газетах и сборниках ( и то, и другое – в алфавитном порядке, под номерами). Ниже приводится пример списка источников и литературы с описанием различных изданий.
Список источников и литературы.
1. Лубянка в дни битвы за Москву: Материалы органов госбезопасности СССР. М., 2002.
2. Горелов М., Ногин Р. Наш ужас.// Независимая газета. 1995. 22 июня.
3. Городецкий Г. Роковой самообман. СПб., 1999.
4. Мусатов В.Л. СССР и венгерские события 1956 г.: новые архивные материалы.// Новая и новейшая история. 1993. № 1. С. 18 – 43.
Как следует из приведенного примера, название издательства можно не указывать, но следует обязательно указать год и место издания. Москва, Ленинград и Санкт-Петербург даются в сокращении (М., Л., СПб), названия других городов – полностью.
При оценке реферата учитываются следующие показатели:
· определение проблемы и вопросов, подлежащих рассмотрению, наличие плана;
· отбор и анализ источников и литературы;
· последовательность и полнота раскрытия темы;
· раскрытие версий и оценок, выявление спорных вопросов, изложение и аргументация своей точки зрения;
· наличие и обоснованность выводов;
· стиль и язык изложения;
· оформление работы (цитирование, ссылки и сноски, список литературы).
Критериями устной защиты реферата являются: умение ясно выражать свои мысли в устной форме; умение четко, по существу отвечать на вопросы по теме исследования, делать корректные и взвешенные умозаключения.
Список рекомендуемой литературы
Основные источники:
Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник СПО. – ОИЦ «Академия», 2010.
Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Дидактические материалы. – ОИЦ «Академия», 2010.
История.Учебник СПО. Под ред. П.С.Самыгина. – Р.-на-Д., 2010.
Абрамова Ю.А., Абрамов А.В. Новейшая история России (1991-2006гг). Практикум. – М., 2007.
О.С.Сороко Цюпа. Мир в XX веке. 11 класс. – М., «Дрофа», 2009.
В.В.Кирилов. Отечественная история в схемах и таблицах. – М. «Эксмо», 2009.
Дополнительные источники:
1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998. – 254 с.
2. Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007. MDF. eBook (компьютерное издание). 99 Мб
3. Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века. /Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007. - 240 с.
4. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России : теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев;МГИМО (ун-т) МИД РФ, Междунар. ин-т упр. – М. : Юристъ, 2005. – 237 с.
5. Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. – М.: Артстиль-полиграфия, 2009. - 352 с.
6. Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. – М.: Аквариум, 1998. – 217 с.
7. Кузык Б.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. – М.: Институт экономических стратегий, 2006. – 544с.
8. Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000–2008. /Н.Леонов. М., 2008. – 545 с.
9. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм, 2009. – 416 с.
10. Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985- 2003): ист. свидетельства и размышления участника событий / В. Печенев. - М.: Норма, 2004. – 365 с.
11. Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008. – 361 с.
12. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит. университет, 2007. – 49 с.
13. Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.: Европа, 2005. – 232 c.
Интернет-ресурсы:
Библиотека военно-исторической литературы на сайте: http://militera.lib.ru/index.html.
Журнал «Россия в глобальной политике» на сайте: http://www.globalaffairs.ru.
Исторический портал: http://www.hrono.ru.
Официальный сайт Совета безопасности России: http://www.scrf.gov.ruПортал МИД России http://www.mid.ru.
Портал Правительства России: http://government.ruПортал Президента России: http://kremlin.ruПубликации научно-образовательного форума по международным отношениям на сайте: http://www.obraforum.ru/pubs.htm.
Текст Конституции России на сайте: http://www.constitution.ruhttp://school-collection.edu.ru.