Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по теме: «Тонирование различными тонирующими растворами» для студентов специальности Техника и искусство фотографии


Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение города Москвы
«Колледж автоматизации и информационных технологий № 20»
(ГБПОУ КАИТ № 20 УСП «МОССОВЕТ»)
Методические рекомендации
для лабораторной работе по теме:
«Тонирование различными тонирующими растворами»
По МДК 01.02 «Творческие методы фотографии»
для специальности 54.02.08 (100118) Техника и искусство фотографии
(углубленная подготовка)
Разработал(а):
преподаватель
ГБПОУ КАИТ № 20
О.О.Кедровская
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Цикловой комиссии
________________________
от _____ _______________ 20___ г
Методические рекомендации разработаны на основании утвержденной рабочей программы по МДК 01.02 «Творческие методы фотографии» для специальности 54.02.08 (100118) Техника и искусство фотографии, с учетом выполнения требования ФГОС СПО по специальности.
Тонированием, или вирированием, называются процессы, при которых изменяется цвет проявленного серебряного изображения.Процессы тонирования по своей химической сущности делятся на химические и красочные.
При химическом тонировании окрашивание вызывается образованием химических соединений, имеющих яркую окраску.При красочном тонировании окрашенное изображение образуется красителем, осаждающимся в тех местах эмульсионного слоя, где раньше было металлическое серебро. С этой целью сначала получают какое-либо соединение, сильно адсорбирующее краситель. Такое соединение называют протравой. Красочное тонирование, основанное на различии в адсорбционной способности желатины и протравы, не всегда протекает гладко и поэтому мало применимо.
Более широкое распространение имеет химическое тонирование. В результате химических реакций металлическое серебро изображения окисляется в окрашенное соединение. Оттенок тонированного изображения зависит от степени дисперсности серебра изображения, которая в свою очередь зависит от свойств фотографической эмульсии и условий проявления. Чем меньше средний размер серебряных зерен, составляющих изображение, тем больше разнообразие оттенков, которые можно получить при тонировании.
Матовые и полуматовые фотобумаги тонируются легче и дают лучшие результаты, чем глянцевые. Очень важно, чтобы фотоматериал был тщательно отфиксирован в свежем фиксаже и хорошо промыт. Сухие фотоотпечатки перед тонированием следует размачивать в воде. Если нет уверенности в добротности фиксирования, то его надо повторить.
Тонирование способом перевода металлического серебра в другое соединение, например сернистое серебро, широко используется при окрашивании изображения в тон сепии, т. е. от черно-коричневого до светло-коричневого цвета. Синий и красный цвета получают путем осаждения на изображении окрашенных соединений соответственно железа и меди.
При тонировании соединениями меди цвета изображения изменяются постепенно, переходя из одного в другой в определенной последовательности, и зависят от продолжительности тонирования. В процессах с использованием соединений серы тонирование протекает полностью и до одного цвета. При тонировании соединениями серы оптическая плотность черно-белых изображений уменьшается, а при тонировании соединениями меди, свинца - усиливается.
Процессы тонирования делятся на два способа: прямой, когда окрашивание проводится в одну стадию, и косвенный, при котором окрашиванию предшествует стадия отбеливания серебра с переводом в галогенид серебра, а уже затем его превращают в окрашенное соединение.

Цель работы: составление различных тонирующих растворов, тонирование позитивов
Задачи:
- освоение технологии тонирования при проявлении позитивов;
- освоение технологии тонирования позитивов соединениями серы;
- освоение технологии тонирования позитивов солями железа;
- освоение технологии тонирования позитивов солями меди;
Тонирование позитивов с помощью тонирующих растворов-проявителей.
Гидрохиноновый проявитель достаточно старый и проверенный временем, применяется в качестве стандартного проявителя, для получения разнообразных отпечатков, на многих отечественных фотобумагах. Получаемая окраска изображения зависит от типа бумаги, разбавления проявителя и режима обработки, может варьироваться отчерно-коричневой до почти красной.
Гидрохиноновый проявитель (для получения теплых тонов).
1. Гидрохинон - 20 г2.К2SОз- 75г
З.К2СОз(поташ)-100г
КВг - 2 гТрилон Б- 1 гН2О до 1 л Варианты получения различного изображения:
Получение коричнево-черного тона изображения.Проявление в неразбавленном проявителе при интенсивном покачивании кюветы. Время проявления 1 минута, температура 18о -- 20оС
Получение темно-коричневого тона изображения. Исходный проявитель разбавляется в 6 раз. Температура повышается до 25 оС, т.к. при этом светочувствительность фотобумаги падает в 2,5-3 раза, выдержку при экспонировании необходимо увеличить в 2,5-3 раза. Времяобработки 2 минуты, контраст изображения нормальный и полумягкий.
Получение светло-коричневого тона изображения. Исходный проявитель разбавляется в 12 раз, температура повышается до 28оС. Проявитель работает вяло, получаемый контраст полумягкий, чувствительность бумаги падает еще сильнее и выдержку при экспонировании необходимо увеличить в 4 раза.
Получение красно-коричневого тона изображения. Исходный проявитель разбавляется в 15 раз, температура повышается до 30оС. Получаемый контраст - мягкий. Светочувствительность бумаги падает в 6 раз, выдержку при экспонировании необходимо увеличить в 6 раз. Время проявления от 3 до 15 минут.
Исходный проявитель можно хранить в полностью закупоренной емкости до 6 месяцев. Разбавленный проявитель годен в течении 2-х суток. В1литре проявителя можно проявить до 60 листов фотобумаги 18x24.
Проявитель Максима Мъюиса (для сине-черных тонов).
Na2SO4- 180 г
Гидрохинон - 53 гФенидон - 2,2 гБензотриазол -1,5г
5.NаОН-35го
6. Н2О до 1 лВремя проявления 2,5 - 3 минуты. Печать лучше проводить на фотобумаге «бромпортрет».
После проявления – тонирования отпечатки промывают в воде фиксируют 10 минут в кислом фиксаже и тщательно промывают в проточной воде.
Тонирование соединениями серы (сепия)
Печать производится на матовой фотобумаге, отпечатки должны быть немного переэкспонированы, так как при тонировании соединениями серы оптическая плотность черно-белых изображений уменьшается.
Отпечаток проявляется в стандартном проявителе № 1 2 минуты, промывается в воде, фиксируется в свежем кислом фиксаже 10 минут и тщательно промывается в проточной воде. Сухие фотоотпечатки перед тонированием следует размачивать в воде.
Прямой способ
Тонирующий раствор
1.Nа2S2Оз-250г.
2. КА1(SО4)2х12 Н2О - 46 гЗ.Н2О до1 л
Отпечаток тонируют в очень горячем растворе до появления окрашивания, затем промывают в воде и высушивают.
Тонирование солями железа.
Печать производится на матовой фотобумаге.
Отпечаток проявляется в стандартном проявителе № 1 2 минуты, промывается в воде, фиксируется в свежем кислом фиксаже 10 минут и тщательно промывается в проточной воде. Сухие фотоотпечатки перед тонированием следует размачивать в воде.
Косвенный способ заключается в предварительном отбеливании, затем тонировании.
Отбеливающий р-р. 1.Кз[Fе(СN)6]2,5г2.Н2О до 1 л
Тонирующий раствор
1.НН4Fе(SО)2х12 Н2О - 20 г2.КВг-10 гЗ.НС1(10%)-30 мл
4. Н2О до 1 л
Отпечаток полностью или частично отбеливают в отбеливающем растворе, затем тонируют. При полном отбеливании отпечаток приобретет голубой тон, при частичном - синий. Оттенок контролируется визуально.
Прямой способ
Тонирующий раствор1.Кз[Fе(СN)6]-4г
Аммиачное лимоннокислое железо - 4,5 г.
Винная к-та - -1,5 г.
Н2О до 1 л.
Синий цвет получается за счет образования берлинской лазури.
Тонирование солями Fе с предварительным отбеливанием является более гибким, чем прямое тонирование, т. к. позволяет получить цвета от голубого до темно-синего.
Тонирование солями меди
Печать производится на матовой фотобумаге, отпечатки должны быть немного недоэкспонированы, так как при тонировании соединениями меди оптическая плотность черно-белых изображений увеличивается.
Отпечаток проявляется в стандартном проявителе № 1 2 минуты, промывается в воде, фиксируется в кислом фиксаже 10 минут и тщательно промывается в проточной воде. Сухие фотоотпечатки перед тонированием следует размачивать в воде.
Прямой способ
Тонирующий раствор
1.(NH4)2C2O4(Оксалат аммония)- 16 г
и
3.K3[Fe(CO)6] - 4 г
4.K2CO3 - 4 г
5.Н2О - до 1 л
Отпечатки тонируют в тонирующем растворе до появления красного окрашивания, затем промывают в воде и высушивают.
Примеры тонированных позитивов