Урок-исследование. Тема:Происхождение термина казах. 10 класс. История Казахстана.

Происхождение этнонима «казах»
(Урок-исследование, 10класс. общественно-гуманитарное направление)
Цель урока:
Раскрыть значение термина «казах» на основе исследовательской работы учащихся, рассмотреть различные версии по этому вопросу и привести учащихся к официальной формулировке этнонима «казах».
Развивать у учащихся способность анализировать, синтезировать знания, приобретенные на уроках истории; развивать творческое мышление, отстаивать свою точку зрения; самостоятельно работать с документальными источниками.
Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой народ, за принадлежность к нации «казах»
Оборудование
Учебник, интерактивная доска, справочники по истории Казахстана, слайды - презентация, фото-галерея.
Понятийный аппарат:
Этноним
Этногенез
Этимология
Этнография
Этнос
Ход урока
Вступление учителя: цели, задачи урока
Блиц-опрос:
Когда началось формирование казахской народности?
Что такое этногенез?
Что означает «этноним»?
Какие племена участвовали в формировании казахской народности?
Когда закончилось формирование казахской народности?
Какие условия необходимы для формирования нации?
Признаки нации
Единый язык
Занятие
Собственная территория, с четко обозначенными границами
Определенный уровень развития культуры
Характерный внешний облик, присущий большинству этнических представителей

Каждая группа получила задание разработать свой проект по исследованию происхождения этнонима «казах». На этом уроке вы представите результаты своих исследований. Обязательное условие было – работа с документальными источниками. Каковы результаты ваших исследовании, какие выводы вы сделали по исследуемой теме?
Исследовательские проекты учеников:
1 группа: Арабские источники:
Середине Х века по казахстанской земле с запада на восток до Китая прошел Арабский путешественник Абу Дулаф
Написал труд «Рисала» (посвящен жизни тюркских племен)
Упоминает о стране «Хаз Лак»
В арабских документах Х-XI веков имеются записи: об этническом сообществе «Аль-кассакия»на севере кубанской земли
О городе Касаг на северо-востоке Черного моря, о стране касагов
2 группа: Тюркские источники:
В тюркском памятнике, найденном на Енисее, есть словосочетание «казгак углым» - «казахский сынок»
Император Византии Константин Багрянородный сообщал, что на северо-западе Кавказа имеется страна казахов.
На западе Азербайджана по сей день существует большой район – Казахский.
3 группа: Китайские источники:
В китайских источниках сказано, что эти племена вышли из отделенных районов Монголии, проживали на берегу рек Амударья и Сырдарья


4 группа: Существующие версии казахских ученых:
Академик А.Х. Маргулан свидетельствует о том, что среди хазаров были два крупных племен – казар-уг и беришлик
А. Абдрахманов считает, что слово «казак» возникло в результате слияние двух слов каз и ок (ок): ок означает в древнетюркском языке род, племя; каз-ок (ок) означает племена каз.
Н. Мынжанулы пишет, что глаголы, встречающиеся у тюркских писателей, «казкану», «казкандык», «казкан туткын», «казканмансар» имеют значение «энергично проявлять мужество», « бороться», «стремиться», «стремиться к свободе», «добиваться успехов»
5 группа: Официальная формулировка этнонима «Казах»
В 1245 году был создан арабо-тюркский словарь
В мамлюкском Египте кыпчаки для тесных отношении между Золотой Ордой и Египтом был создан этот словарь.
В нем слово «казах» придается значение – «свободный», «скиталец», «вольный» . Этому термину было придано социальное значение: так называли группы, которые отделились от своего рода, племени и стали жить по своим законам.
Обсуждение проектов. Вопросы для обсуждения готовят ученики класса.
Выводы учеников: Само слово «казах» возникло в кыпчакской среде
Выводы учителя:
Термин казах закрепляется за группой племен, откочевавших от узбекского хана Абулхаира в 50-х годах XV века в междуречье Чу и Талас. Постепенно термин казах приобретает этническое значение.
Сегодня на уроке вы рассмотрели разные мнения, познакомились с различными версиями возникновения этнонима «казах». До сегодняшнего дня в научном мире идут споры по этой проблеме. Но большинство ученых придерживаются формулировки термина «казах» по арабо-тюркскому словарю.
Каждый гражданин Республики Казахстан гордится тем, что живет в такой свободной, независимой, огромной стране. Уважает свои истоки, ценит культуру, традиции, обычаи. Помнит свои корни, знает историю своей Родины. С огромным достоинством соответствует называет себя «Я – Казах»

В фото-галерее «Я – казах» представлены яркие представители казахской нации, которые всей своей деятельностью развивали и приумножали авторитет казахского народа. Внесли огромный вклад в развитие политики, экономики и культуры Казахстана.





Тестирование


Выводы. Оценки.
Домашнее задание: §15. Подготовить сообщение на тему «Возникновение казахских жузов»




13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415












13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415












13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415












13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415









13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415












13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415












13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415












13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415












13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415













13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415











13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415













13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415













13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415










13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415












13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415












13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415



















Выборы 026Выборы 025Root Entry