Возможности реализации регионального компонента в процессе изучения курса «Дошкольная педагогика»

Возможности реализации регионального компонента в процессе изучения курса «Дошкольная педагогика»
В.А.Лойко
Костанайский педагогический колледж

Региональный компонент – это составная часть содержания образования, в которой представлены общие понятия и фактические сведения, явления и события, специфичные для данного региона и ориентирующие обучаемых на более подробное и глубокое их изучение в пределах какого-либо курса.
Основными целями регионального компонента являются:
создание  педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения  и непрерывного образования;
ориентация  общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития РК;
обеспечение единства образовательного пространства на территории РК.
Содержание  регионального компонента образования  призвано способствовать формированию у студентов духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого  потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона.
Курс «Дошкольная педагогика» включает региональный компонент как одно из базисных понятий в связи с изучением так называемой «истории педагогики родного края», которую иначе можно представить как «региональную».
Каждый исторический этап предполагает критическое освоение идей прошлого. Но не каждый из периодов истории был для теории дошкольной педагогики в одинаковой степени плодотворным. Наиболее интенсивно она развивалась там и тогда, где борьба различных направлений и течений педагогической мысли сопровождалась накоплением новых знаний и появлением выдающихся людей, чьё наследие и сегодня не утратило своего значения. Поэтому так важно познакомить студентов с одной из ярких личностей в истории образования Казахстана А.Кунанбаевым. Основанные на изучении трудов прогрессивных педагогов и национального опыта народной педагогики педагогические взгляды мыслителя соответствовали уровню развития современной ему науки, а во многих случаях и опережали её. Не будучи педагогом-ученым и педагогом-практиком в прямом и профессиональном смысле слова, Абай на основе обобщения своих наблюдений, опираясь на прогрессивные тенденции в развитии современной и предшествовавшей ему педагогической мысли, сумел сформироваться как педагог-наставник, имеющий свои взгляды на теорию и практику воспитания молодого поколения. Абай не писал специальных психолого-педагогических трудов. Но почти все без исключения произведения пламенного наставника молодёжи пронизаны дидактическими и нравственно - этическими назиданиями, опирающимися на интересы, нравственные идеалы и мудрость трудового народа, на творчество казахской народной интеллигенции - акынов и композиторов, на достижения общественной мысли народов Востока и Запада. Актуальные сегодня мысли Абая о формировании нравственных принципов и нравственных норм поведения в процессе самой жизни в противовес религиозному учению о "божественной предопределённости" морали. По мнению Абая, человек не рождается с какими - то готовыми качествами личности. Все понятия о добродетели и пороке, все правила поведения приобретаются в процессе его жизни и деятельности. Придавая первостепенное значение роли воспитания в становлении человека, и борясь против тех, кто пытался пороки людей объяснить предписанием рока, судьбы, Абай подчёркивал, что человек не от природы получает нравственные качества, он становится нравственным или безнравственным лишь в процессе воспитания.
При изучении темы «Система образования Республики Казахстан» важно рассмотреть вопрос о роли И.Алтынсарина в её становлении. По его инициативе было открыто 7 начальных школ, 4 двухклассных училища для детей-казахов, в том числе первые школы для казашек с преподаванием в них предметов на родном и русском языках. В 1883 году в Орске была открыта казахская учительская семинария. Много сил и энергии просветитель тратил на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ, необходимых для экономического развития Казахстана. В педагогической деятельности Алтынсарина большое место занимают вопросы воспитания и обучения детей. Ы. Алтынсарин не только создавал светские народные школы, но и научно разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методические пособия. Он придавал огромное значение роли учителя как главного двигателя всего учебного и воспитательного процесса в школах.
реализация регионального компонента невозможна без изучения истории развития дошкольной системы Казахстана, которая восходит к началу XX века. С 1917 г. в республике стали создаваться дошкольные организации в виде детских площадок. Одни из первых отрылись в городах Семипалатинск и Верный (ныне г. Алматы). В г. Семипалатинске в 1921 г. насчитывалось 5 детских площадок: по одной для мусульманских и еврейских, три - для русских детей. В г. Верном функционировала одна  детская площадка на 300 детей, которую вскоре преобразовали в детский сад. В ряде областей создавались дошкольные юрты по обучению матерей правильному уходу за ребенком, дошкольные библиотеки, проводились «недели ребенка». В 1922 году в целом в стране работали 22 детских сада и площадки, а к 1940 году во всех областях функционировало 517 дошкольных организаций (ДО) с охватом более 21 тысячи детей дошкольного возраста. Примечательно, что за годы Великой Отечественной войны было открыто еще 188 яслей-садов. При изучении данной темы студентам можно предлагать ознакомиться с  архивными документами, например, «Выписка из доклада заведующей подотделом охраны материнства и детства при отделе народного образования Киргизского революционного комитета 1 сентября 1920 г.»
При изучении темы «История развития дошкольной системы Казахстана» следует обратиться к личности Н.Кульжановой, которая в 1925-1932 годах была заведующей отделом дошкольного воспитания журнала «Эйел тецддп». Многогранно творчество Н. Кульжановой. Назипа Кульжанова известна не только как первая журналистка, но и педагог-ученый, прекрасный переводчик. Она принимала активное участие в социально-культурной жизни, выступала за равноправие женщин, обучение грамотности, писала статьи, участвовала в различных собраниях, конференциях, съездах, привлекая внимание общества к насущным проблемам. Много труда она вложила в организацию 1 съезда женщин Востока, вела активную работу среди женщин, способствовала созданию женских отделов в аульных, губернских, уездных комитетах. Одной из первых в казахской литературе она начала писать в жанрах публицистики.
Содержание регионального компонента в курсе дошкольной педагогики предполагает изучение не только исторических фактов, но и современных тенденций развития дошкольного образования в РК, нормативноправовых и программных документов, определяющих его содержание. Несколько часов курса мы отводим на изучение Государственного стандарта по дошкольному воспитанию и обучению, национальных программ воспитания и обучения детей в РК: «Алгашкы кадам», «Зерек бала», «Бз мектепке барамыз», «Карлыгаш», «Кайнар», «Балбобек», ситсемы индикаторов компетентностного развития детей.
Практическая реализация содержания регионального компонента находит своё выражение в практической деятельности студентов в детском саду. В ходе практики студенты планируют работу с детьми по изучению национальных традиций и обычаев; воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову; изучение истории Казахстана во взаимосвязи с культурой народов, проживающих на ее территории.
Таким образом, региональный компонент пробуждает у студентов познавательный интерес к родному краю, расширяют кругозор, способствует становлению профессиональной компетентности личности.

Литература
Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования от 23 августа 2012 года № 1080
Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 (ГОСО РК 1.4.002-2012).
Государственная программа «Балапан»
Концепция этнокультурного образования в Республики Казахстан «Казахстанская правда», 1996г. от 7 августа.
А.С. Ситдыков Педагогические идеи и просветительская деятельность И.Алтынсарина. Из-во «Мектеп», Алма –Ата, -1968
К.Т. Джумагулов и.Алтынсарин и развитие культуры казахского народа. Алма-ата «Казахстан», 1984.
Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содерж. образования. [Текст]/ Л.Ф. Греханкина// Педагогика - 1999 - №8 - 30-34 с.
Петровичев В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. [Текст]/ В.М. Петровичев - Тула: Прион. кн. Изд-во, 1994 - 186с.
Словарь современных понятий и терминов [Текст]/ Сост. общ. Ред. В.А. Макаренко - М.: Республика, 2002 - 527 с.
Литвин Л.Н. История дошкольной педагогики, 1989
Закон республики Казахстан «Об образовании», Алма – Ата, 2007 г.
Государственная программа развития образования до 2020 г
Заголовок 215