МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ На тему: Методика подготовки преподавателя к занятиям

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР
Государственное профессиональное образовательное учреждение  «Горловский колледж промышленных технологий и экономики»









МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

На тему: Методика подготовки преподавателя к занятиям






Подготовила: Савченко Л.К.

СОДЕРЖАНИЕ

  С.
Введение
3

1. Проектирование системы учебных занятий по дисциплине
6

2.Требования к структуре учебного занятия
9

3. Особенности подготовки к различным видам занятий
11

4. Особенности подготовки преподавателя к занятиям по профессиональным дисциплинам СПО
15

Выводы
17

Список использованной литературы
19

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать результаты этой деятельности.
Формы педагогического проектирования – это документы, которые описывают с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.
Педагогическое проектирование в практическом плане стало необходимым и существенным инструментом образовательной деятельности на всех уровнях. Педагогическое проектирование требуется как для создания моделей образовательных учреждений, системных образовательных технологий, разноплановых педагогических объектов (учебные программы, стандарты, различные дидактические средства), так и для проектирования конкретных педагогических ситуаций.
Внимание педагогики в большей степени акцентировано на исследовании проблем проектирования систем более высокого порядка, таких как образовательные стандарты, образовательные программы, концепции развития учебного заведения и др., которые не являются повседневным предметом деятельности отдельного педагога.
Для отдельного педагога более важнейшими являются вопросы, связанные с проектированием учебной дисциплины, индивидуальной воспитательной системы, учебного занятия, педагогической ситуации, различных дидактических средств с учетом конкретных условий обучения и воспитания. Педагоги ежедневно сталкиваются с проблемами: как осуществлять целеполагание, как оптимально и правильно конструировать структуру занятия, как связать в единую технологическую цепочку цели, процесс, средства и результаты.

Однако, в настоящий момент в профессиональной педагогике не существует ни одного учебного пособия, ориентированного на обучение проектированию учебного занятия, хотя известно, что учебное занятие является важнейшем элементом учебно-воспитательного процесса, в котором целенаправленно и интегративно решаются различные педагогические задачи.
Методическая подготовка педагога к занятиям, вопросы планирования занятия изложены в работах таких исследователей, как Н.И. Макиенко, М.И. Ерецкого, В.А. Онищука, Ю.Б. Зотова и др.
Некоторые этапы проектирования занятия, например, выбор типа занятия, методов обучения и т.д., представлены в работах В.П. Беспалько, И.И. Ильясова, О.А. Орчакова и др.
Принятые в Донецкой народной республике государственные образовательные стандарты СПО выдвигают на первый план задачу развитие личности обучающегося.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждой дисциплине в образовательном учреждении.
Изменения в образовательном процессе на основании ГОС СПО выдвигают повышенные требования к качеству подготовки преподавателя к уроку, а именно к этапам его конструирования:
- определение темы учебного материала;
- определение дидактической цели темы;
- определение типа урока;
- продумывание структуры урока;
- обеспеченность урока;
- отбор содержания учебного материала;
- выбор методов обучения;
- выбор форм организации педагогической деятельности;
- оценка знаний, умений и навыков;
- рефлексия урока.

1. Проектирование системы учебных занятий по дисциплине

При конструировании системы учебных занятий по учебной дисциплине в соответствии с требованиями ГОС СПО приоритет отдается:
- целям самореализации обучающихся,
- формам и методам обучения,
- содержанию учебного материала.
Организационные формы и методы обучения имеют приоритет перед содержанием учебного материала, активно влияют на него, могут его видоизменять и трансформировать. При таком подходе акцент переносится с вопроса «чему учить» на вопрос «как учить»: в центре внимания педагога оказывается не учебный материал, а сам обучающийся, его учебная деятельность.
Выбор технологической структуры является начальным этапом конструирования системы учебных занятий. Возможны следующие типы таких структур.
Последовательная структура. Все вопросы курса (раздела, темы) изучаются последовательно в соответствии с порядком, предложенным учебной программой.
Блочная структура. Материал разделов (тем) рассматривается сразу как единый логический блок, который затем прорабатывается на отдельных занятиях.
Разнородные концепты. Последовательно рассматриваются различные концепты содержания: исторический, методологический, экологический, технический и др., имеющие знаковую, образную или символическую форму представления информации.
Однородная деятельность. Учебные занятия по разделам (темам) проводятся на основе одной ведущей деятельности, например проектной или решение задач.
Групповая работа. Учебный материал изучается дифференцированно, обучающиеся делятся на группы по целям, склонностям или желаниям, например: теоретики, экспериментаторы, историки.
Ситуативная структура. Структура занятий опирается на технологические этапы создания и развития образовательной ситуации.
Технологическая карта – это педагогическое средство, инструментарий конструирования системы учебных занятий с целью обеспечения как индивидуального образовательного движения каждого обучающегося, так и всего образовательного процесса в целом. В таблице 1 приведена технологическая карта, демонстрирующая фрагмент системы учебных занятий, представляющий целостный блок занятий по определенной теме.

Таблица 1 – Технологическая карта
Название блока
Основная задача
Формы организации обучения

1
2
3

Вводные занятия
Актуализировать личный опыт и знания обучающихся для введения в тему. Помочь в самоопределении и личном целеполагании обучающихся по отношению к теме. Разработать индивидуальные образовательные маршруты в рамках движения в общей теме.
Вводный семинар, вводная лекция, проблемная лабораторная работа, разработка концепта темы, занятие по целеполаганию, и др.

Основная часть
Достичь главные цели по теме, выполнить основное содержание индивидуальных образовательных маршрутов учеников, освоить содержание темы.
Урок, проблемный семинар, групповые и индивидуальные занятия, погружение, лекция по знакомству с культурно-историческими аналогами, деловая игра и др.


1
2
3

Тренинг
Достроить созданные обучающими образовательные продукты до целостной системы. Закрепить результаты основной части блока.
Семинар, практикум по решению задач, лабораторная работа, «мозговой штурм», консультация.

Контроль
Проверить и оценить уровень достижения поставленных целей. Обнаружить изменения в личностных качествахобучающихся, их знаниях, умениях, освоенных способах, в созданной образовательной продукции.
Защита творческих проектов и работ, письменная контрольная работа, диктант, сочинение, рецензирование и др.


Алгоритм тематического планирования:
- изучение учебной программы. Особое внимание уделяется общему количеству отводимых на учебный курс часов, главным тематическим блокам или разделам курса и деятельностной направленности программы. Учитывается также выбранная педагогом дидактическая система обучения;
- общее количество годовых часов распределяется по основным разделам (блокам) курса с учетом как содержательных, так и деятельностных компонентов;
- рассчитывается учебное время для каждого из основных блоков тематического плана;
- планирование занятий внутри каждого из блоков тематического плана. Во-первых, определяются главные цели, которые будут решаться в каждом блоке (разделе, теме). Эти цели являются продолжением целевых установок программы курса. Во-вторых, выбирается оптимальная технологическая структура занятий по блоку. В-третьих, на основе технологической карты уточняются формы предполагаемых занятий, методический инструментарий и другие особенности обучения.


2. Требования к структуре учебного занятия

Учебное занятие как инструмент реализации преподавателем своей рабочей учебной программы должен проектироваться в виде образовательной ситуации.
Образовательная ситуация обозначает конкретный временной и пространственный участок педагогической реальности, который выполняет функцию стимула учебной деятельности и условий достижения планируемых образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Образовательная ситуация - это сочетание педагогической цели с условиями и обстоятельствами (содержание образования; методы, формы обучения; дидактические и технические средства и т.д.), создающее образовательную среду совместно-распределенной деятельности участников образовательного процесса с целью получения образовательного результата, имеющего форму образовательной продукции (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов)
Цикл образовательной ситуации включает в себя мотивацию деятельности, ее проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом и с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов.
Дидактическая модель учебного занятия как образовательной ситуации:
- этап актуализации - обращение к индивидуальному опыту обучающихся, актуализация мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности;
- этап проблематизации - оформление конструктивного конфликта как столкновения альтернативных, взаимно отрицающих друг друга видений одного и того же объекта, формулировка обучающимися собственного «незнания» относительно объекта учебной работы
- этап целеполагания и планирования - формулировка обучающимися цели предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания» и разработка плана;
- этап концептуализации - выделение сущностных особенностей изучаемого объекта на основе анализа реального контекста его существования и проявления в окружающем мире;
- этап моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- этап конструирования – переход от системы теоретического мышления к системе практического мышления; решение конкретно-практических задач;
- этап рефлексии – выявление ценностного отношения обучающихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.
Проект учебного занятия - это инструмент реализации преподавателя своей рабочей учебной программы. Поэтому проектирование начинается с планирования серии занятий по одной теме (разделу). Преподаватель продумывает несколько связанных между собой учебных занятий, осуществляет их примерную разбивку по целям, темам, доминирующим видам деятельности, предполагаемым результатам. После этого преподаватель приступает к проектированию конкретного занятия.
Проектирование учебного занятия включает в себя следующие этапы:
1. Определение главных образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных) обучающихся, которые выделены в общей программе по дисциплине и реальны для достижения в рамках времени, отведенного на освоение темы.
2. Актуализация мотивационного, когнитивного и инструментального ресурса обучающихся в сознании преподавателя. Преподаватель прогнозирует действия обучающихся в отношении к теме и проблеме предстоящего занятия, корректирует при необходимости планируемое содержание и средства обучения.
3. Ценностная ориентация педагога по отношению к проблематике темы занятия. Необходимо найти и зафиксировать многообразие или хотя бы две противоположные точки зрения на изучаемую проблему.
4. Определение смысла учебного занятия, соотнесение этого смысла с главными целями по изучаемому курсу.
5. Разработка ведущей идеи занятия, которая обуславливается выбранным типом урока, а также предполагаемой формой образовательного продукта.
6. Формулировка заданий, определяющих организацию различных этапов учебного занятия. Предлагаемый обучающимся материал имеет форму среды, в которой те будут действовать.
7. Соотнесение возможных результатов обучающихся с требуемыми ГОС СПО.
8. Уточнение и письменное формулирование целей учебного занятия.
9. Разработка одного или нескольких вариантов структуры занятия.
10. Написание конспекта (плана) урока.

3. Особенности подготовки к различным видам занятий

Лекция является основной формой организации учебного процесса в системе профессионального образования.

В современных условиях педагогической деятельности лекция – это один из сложнейших видов интеллектуального труда, предполагающий глубоко научное и творческое мышление, эрудицию, культуру, умение преподавателя управлять собой и аудиторией. Всё это будет определять успешность и эффективность взаимодействия с обучаемыми и, как следствие, результативность обучения.
Структурно-логическая схема действий преподавателя по подготовке лекции, или педагогический алгоритм, может быть представлен в соответствии с приведённой схемой (рис. 1).

Рисунок 1 - Схема действий преподавателя по подготовке лекции


Практические (лабораторные) занятия проводятся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, полученных на занятиях (уроках).
Каждое практическое (лабораторное) занятие обладает определенными особенностями в методике проведения, но во всех случаях главным их содержанием является самостоятельная инициативная практическая работа каждого обучающегося.
Схема действий преподавателя по подготовке к практической (лабораторной) работе представлена на рис. 2.

Рисунок 2 - Схема действий преподавателя по подготовке к практической (лабораторной) работе

Семинар - вид практических занятий, который предусматривает самостоятельную проработку студентами отдельных тем и проблем в соответствии содержания учебной дисциплины и обсуждение результатов этого изучения, представленных в виде тезисов, сообщений, докладов, рефератов и т.д.
Традиционный (тематический) семинар ориентирован на обсуждение группы проблем, которые изучались студентами самостоятельно или отрабатывались на лекции. Среди тематических семинаров чаще всего используются такие разновидности: семинар – беседа, семинар-дискуссия, семинар-конференция, семинар – «круглый стол», семинар-симпозиум и др.
Общие этапы подготовки преподавателя к семинарскому занятию представлены на рис. 3.

Рисунок 3 - Общие этапы подготовки преподавателя к семинарскому занятию

4. Особенности подготовки преподавателя к занятиям по профессиональным дисциплинам СПО

Профессиональные дисциплин СПО имеют свои особенности, влияющих на содержание и характер подготовки преподавателя к занятиям.
В основе содержания профессиональных дисциплин СПО лежат разнородные технические [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], связанные с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Свободное владение содержанием дисциплины позволяет преподавателю концентрировать свои усилия во время занятия на наблюдении за ходом познавательной деятельности обучающихся, дает возможность управлять их творческой деятельностью.
Преподаватель должен не только владеть содержанием дисциплины, но и уметь пробудить у обучающихся интерес к овладению профессиональными знаниями и навыками, оказывать на них воспитательное и развивающее воздействие.
Профессиональные технические дисциплины тесно связаны с естественнонаучными дисциплинами, такими как физика, химия, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]а, поэтому преподавателю надо самому владеть в достаточном объеме такими знаниями.
Практическая направленность содержания профессиональных дисциплин тесно связана с производственным [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Учет этой особенности требует от преподавателя хороших знаний практической стороны профессиональной подготовки обучающихся.
Подготовка преподавателя к занятию по профессиональным дисциплинам имеет ряд особенностей.
В широком смысле - нужно готовиться не к конкретному занятию, а к системе занятий. Успех дела решает не эпизодическая подготовка к тому или иному занятию, а система работы преподавателя, которая включает:
- регулярные занятия по преподаваемой дисциплине;
- систематическое изучение актуальных вопросов педагогики, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], частной методики;
- углубленное изучение путей тесной связи теории и практики;
- ознакомление с важнейшими достижениями науки и техники;
- самовоспитание.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] разработки конкретного занятия представляет собой создание модели предстоящей учебно-познавательной деятельности обучающихся по овладению профессиональными знаниями и дидактической деятельности преподавателя по управлению этим сложным [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Продумывая конструкцию занятия, преподаватель, безусловно, ориентируется на свой опыт преподавания, на собственное творческое видение будущего занятия, учитывает собственные педагогические возможности. Однако, такой подход к работе не всегда приводит к устойчивым положительным результатам, т.к. не учитывается опыт коллег, науки, педагогической практики. Поэтому преподавателю необходимо при разработке занятия пользоваться существующими методическими рекомендациями построения занятия по профессиональной дисциплине.
Обязательно нужно учитывать подготовленность студентов, наличие и состояние учебной, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и методической баз кабинета или лаборатории. Современное занятие состоится только тогда, когда оно заключает в себе элементы науки, передового педагогического опыта, с одной стороны, а с другой - элементы творческой, поисковой деятельности преподавателя.


ВЫВОДЫ

Подготовка преподавателя к учебному занятию охватывает огромное количество элементов педагогического мастерства. Это сложный процесс, требующий от педагога огромного количества знаний и умений, хороших [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и профессиональных качеств, умения удерживать внимание студентов, и анализировать ситуации. Педагог в процессе проведения занятий учится общаться с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а студенты учатся воспринимать знания. Это обоюдовыгодный процесс, обе стороны которого в период общения постоянно самосовершенствуются.
Для наиболее продуктивного и сознательного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в процессе обучения, преподаватель должен использовать опыт накопленный поколениями, и оптимизировать его для применения при проведении конкретного занятия. Формы и методы обучения – это база, от которых необходимо отталкиваться при проектировании своего занятия. Правильный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] формы обучения – это залог успешного проведения занятия. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и обоснование применения определенной формы обучения зависит от темы занятия, его сложности, опыта преподавателя, и способностей учащихся. Этот выбор повлияет как на знания студентов, так и на эффективность всего обучения в целом.
Деятельность преподавателя в образовательном учреждении СПО – это особенная ниша педагогического мастерства: возраст обучающихся, и специфика специальностей здесь играют не последнюю роль. При проектировании занятий всегда следует учитывать этот момент. Самый оптимальный способ – это подача материала в игровой форме. Это позволяет максимально заинтересовать обучающихся и развить в них способности к адекватному восприятию информации, анализу своей и посторонней деятельности и формированию их личности. Так же необходимо развивать чувство профессионализма, так как эти образовательные учреждения – это первый шаг в самостоятельной жизни обучающихся. Эта та ступень их образования, которая формирует в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] характер, дает им цели и ориентировки в жизни, закладывает основы их будущего профессионализма и желания достигать поставленных целей.
При планировании занятия необходимо учитывать потребности обучающегося как личности. Давать ему житейский опыт, развивать стремления к знаниям, к самосовершенствованию, учить не останавливаться на достигнутом, лояльно относиться к людям, с которыми работаешь, работать в коллективе, и умело управлять теми, кто он него зависит.
Подготовка к проведению занятий учитывает много аспектов: необходимо учесть темы, которые обучающийся уже изучил, реализовать межпредметные связи, строить новые темы на базе уже имеющихся знаний обучающегося, учесть все особенности восприятия обучающимся новых знаний, уметь реализовать все основные педагогические и дидактические цели и задачи, учесть социологическую составляющую процесса обучения и многое другое.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляева А.П. Методология и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] профессиональной педагогики. – СПб, 1999 г.
2. Беляева А.П. Теоретические и методические основы профессионально-педагогической технологии // Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях. – СПБ, 1995 г.
3. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2001 г.
4. Методика подготовки и чтения лекции Коробов Ю.// Финансовая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], январь, 2000 г.
5. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2001 г.
6. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: Учеб. пособие. – М., 2007 г.
7. Практикум по методике преподавания машиностроительных дисциплин /Под ред. В.И.Никифорова. М.: Высш. шк., 1990 г.










13PAGE 15


13PAGE 14215


13PAGE 15







Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315