Статья Выявление одаренных детей и их развитие на занятиях эстрадного вокала


Тема:
«Выявление одаренных детей и их развитие на занятиях эстрадного вокала».
«Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живёт», - сказал немецкий поэт Л.Тик. И в самом деле, музыка образует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растёт, становится богаче, содержательнее, оказывает влияние на его характер, поступки и облик. Вокал является одним из средств разностороннего развития личности.
В настоящее время внимание педагогов и психологов все больше привлекает проблема развития одаренных и талантливых детей. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра .В современной педагогике и образовательной практике обучение одаренных детей всё чаще рассматривается, как глобальная педагогическая задача. Все одаренные дети должны находить поддержку в сфере основного и дополнительного образования.
Традиционный (школьный) способ построения содержания обучения не позволяет удовлетворить широкую любознательность одаренных детей в силу высокой степени конкретности, узости и жесткости границ изучения тематических разделов. Поэтому на помощь приходит система обучения дополнительного образования детей.
В связи с этим на базе ЦДТ п. Кинельский была разработана программа эстрадного вокала, и в феврале 2009 года по желанию детей был организован вокальный кружок «Эхо».
Содержание программы направлено на развитие художественно-образного мышления воспитанников, их восприимчивости к музыке, эмоциональной отзывчивости на основе накопления и обогащения музыкальных впечатлений, музыкально-исполнительского объекта.
Задачи :- развитие музыкальных способностей детей, певческого голоса: формирование красивого естественного звучания, расширение диапазона;
-развитие эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к музыке ,желание исполнять ее;
-всестороннее развитие музыкального слуха- мелодического, гармонического, ритмического, динамического, темпового.
- формирование музыкальной культуры, художественного вкуса;
- развитие вокально-хоровых навыков, как основы для достижения выразительного, грамотного, художественного исполнения;
- формирование умений и способов деятельности для самостоятельного общения с музыкой;
- приобщение ребят к современной музыке, формирование основ современного музыкального мышления;
На предварительном этапе прослушивания у воспитанников проверяются следующие параметры: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, диапазон, музыкальная отзывчивость. Для этого воспитанники выполняют следующие задания:
Задание № 1. Качество интонации проверяется через исполнение 1-2 куплетов любимой песенки.
Задание № 2. Для проверки ритмического чувства предлагается игра «Эхо». Воспитанники прохлопывают или простукивают карандашом ритм вслед за педагогом.
Задание № 3. Для проверки музыкальной памяти воспитанник должен воспроизвести проигранную педагогом короткую мелодию.
Задание № 4. Для проверки диапазона предлагается пропеть небольшую «попевку» в примерной зоне звучания детского голоса, затем ее транспонировать.
Задание № 5. Для выявления эмоциональности , ребенку предлагается пропеть (прочитать) знакомый текст в разном характере: грустно, весело, энергично, торжественно и т.д.
Практика показывает, что более подготовленные и развитые дети легко справляются с данными заданиями. При проверке чувства ритма, усложненный ритм могут выполнить без подготовки очень немногие дети. Многие дети имеют неплохое чувство ритма, музыкальную память и музыкальную отзывчивость. Но, к сожалению, у многих детей небольшой диапазон, низкий уровень эмоциональности.
В течение образовательного процесса, у детей отслеживаются специальные способности в сфере музыкальной одаренности по следующим критериям:
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, вокалу;
Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
Хорошо поет.
Вкладывает много энергии, чувств в песню.
Любит музыкальные записи (вокальная, инструментальная музыка).
Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
В песне и музыке стремиться выразить свои чувства и настроение.
Ритмично, эмоционально, артистично исполняет песню.
Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
Использую различные формы занятий:
- В форме аудио- и видеоуроков, для повышения качества обучения и воспитания. С детьми просматриваем видеоуроки других педагогов России и Зарубежья. После этого, проводится анализ просмотренного материала, с целью повышения качества исполнения песенного репертуара. На аудиоуроках мы с детьми прослушиваем записи педагогов-вокалистов и параллельно распеваемся (выполняем вокальные упражения).
- При работе с солистами педагогические приемы основываются на раскрытии внутренней природы воспитанника, потенциала сотворчества с авторами музыкальных произведений (внутренний диалог между автором и исполнителем).
- Практическая работа ориентирована на создание музыкального и сценического образа, поиск точной интонации, развитие умения контактировать со зрителями. При этом, главной задачей диалога является анализ взаимоотношений учащегося непосредственно с музыкальным произведением. Особая роль для личности воспитанника связана с возможностью общения индивида через музыку, в нашем случае через песню, с другими людьми.
Результатом моей деятельности является участие моих воспитанников в отчетных концертах, участие на концертах посвященных знаменательным датам, благотворительных концертах, на конкурсах и фестивалях различного уровня с получением призовых мест.