Открытый урок Специфика обучения и развития певческих навыков у детей младшего школьного возраста от 6-9 лет


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития детей и творчества города Крымска муниципального образования Крымский район

Педагог ДО Булатова З.А.
МБОУ ДОД ЦРТДЮ
Место проведения база Д.сад № 35
Время проведения 6 февраля 2015 г
Возраст обучающихся 6 - 9 лет
Второй год обучения
Тема :" Специфика обучения и развития певческих навыков у детей младшего школьного возраста."
Методические принципы в работе с детьми младшего возраста как известно, имеют свою специфику. За время работы в ЦРТДЮ я применяю методы обучения, которые прослеживаются в моих занятиях и в результативности. В 2010 году в младшей группе было 10 детей, они все закончили обучение и перешли на следующий этап. В данное время 2015 году в объединении «Карамельки» в младшей группе, обучаются так же 10 детей. Сохранность контингента соблюдается.
Я считаю, что главное в работе педагога в обучении детей вокальному искусству, это необходимость учитывать возрастные особенности детей, их интересы, системность посещения занятий, сохранность контингента, сохранность голоса, качество обучения .
Результативность моего обучения проявляется в том, что дети хорошо осваивают программу и принимают участие в выступлениях на концертах, праздниках, отчетных концертах, на детских музыкальных фестивалях конкурсах. С учащимися я практикую публичные выступления с первого года, по мере накопления исполнительских навыков художественного репертуара.
В возрасте от 6 -12 лет у ребёнка ещё не сформирован голосовой аппарат, тонкие связки, малоподвижное нёбо, слабое, поверхностное дыхание. И для сформирования исполнительских вокальных навыков, во многом содействует продуманный репертуар, соответствующий певческим возрастным особенностям детей.
Подбирая репертуар, я учитываю в первую очередь диапазон ребёнка, т.е. тот объём звуков от самого высокого до самого низкого, в пределах которого хорошо звучит голос. Так, как в младших классах дети довольно быстро устают, внимание их притупляется, для его концентрации приходится чередовать самые различные методические приемы, активно применять игровые моменты, все занятия строить по нарастающей линии.
Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией!
Цель занятия:
1.Создать на уроке атмосферу для раскрытия творческого потенциала детей.
2.Развивать интерес к различным способам и этапам развития голоса (в том числе и игровыми)
3.Развивать музыкальный слух, дыхательную систему ребенка, оказывающую влияние на оздоровление организма
4.Развивать привычку к длительному сосредоточению внимания.
5.Вызвать чувство эстетического удовольствия при пении
6.Исполнять изучаемые произведения на должном художественном уровне.
7. Разучить слова песни, используя наглядный материал.
Задачи:
1.Изучить все существующие на сегодняшний день методические разработки в области развития и охраны детского голоса.
2.Работать над голосообразованием у детей для более быстрого развития музыкального слуха;
3.Дать возможность детям исследовать и изучать на практике возможности своего голосового аппарата.
4.Сформировать в сознании детей представление о неразрывной связи звука (музыки) и поэтического текста. Работать над сценическим образом.
5.Добиваться свободного, ненапряженного мягкого звукоизвлечения.
6.Привлечь родителей к формированию у детей интереса к пению в коллективе, эмоциональной отзывчивости, и овладению природным музыкальным инструментом – голосом.
7.Различать настроения, чувства и характер произведения, выраженные в музыке;
8.Развивать у детей эстетический вкус, чувство ритма, музыкальный слух;
проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при исполнении произведения.
Образовательные – овладения вокальными певческими навыками:
1.Чистое интонирование
2.Певческая дикция
3.Артикуляция
4.Дыхание
Развивающие:
1.Развитие муз. памяти
2.Развитие внимания, воображения, мышления
3.Развитие голосового аппарата, укрепление и расширение певческого диапазона
4.Развитие артистических качеств.
Воспитательные:
1.Воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры.
2.Воспитание в детях сценической выдержки, трудолюбия, целеустремленности.
После прослушивания и отбора детей, в первую очередь, мы педагоги сталкиваемся с распространёнными недостатками в пении детей младшего возраста. Дети не умеют воспроизвести слышимый звук, у них нет координации между слухом и голосом. Зажатая челюсть, плохая дикция, короткое дыхание .
Работая над формированием певческо - голосового аппарата, я применяю следующую методику:
1.Создаю методическую базу и выбор исполнительского репертуара, художественного воплощения его в пении. 2.Применяю необходимую работу по культуре речи – всё это объективные условия для накопления новых знаний, формирования высокого уровня развития умственных способностей, развития художественного вкуса у детей.
Процесс разучивания песен требует постоянной тренировки и умения вслушиваться в мелодию, правильно воспроизводить ее и запоминать.
Пение в хоре воспитывает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность. Совместное исполнение песен, эстетическое переживание их содержания, воплощенного в художественных образах, сплачивает обучающихся в единый творческий коллектив.
Чтобы развитие обучающегося младшего возраста в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые  навыки:
1. Певческая установка.
Учащиеся  обязательно должны узнать о певческой  установке, как основе успешного  освоения учебного материала.
2.Дирижёрский жест
Учащиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов:
  - внимание;
  - дыхание;
  - начало пения;
  - окончание пения;
  - менять по руке дирижёра силу  звука, темп, штрихи.
- Дыхание и паузы.
Большое внимание на занятиях, я уделяю распевкам и разучиванию упражнений, работе со скороговорками, логопедическим приёмам, в которых вырабатывается дикция, артикуляция, чувство ритма, тембрового слуха, дыхания.
Занятие:
Добрый день дети!
Сегодня прекрасный солнечный зимний день, настроение у всех хорошее, и мы с вами начнём наше занятие с весёлых упражнений на разогревание и настройку голосового аппарата
1.Упражнение для активации язычка :
Шевелим языком из стороны в сторону, раздуваем шёчки, говорим слова ДаДаДа, ТдТдТд. Быстрый и короткий, глубокий вдох носом, и резкий выдох через рот со звуком «ФУ», щёчки опадают.)
2. Для укрепления гортани :
Произносим буковки КГКГКГКГ, изображаем крик чайки
3.Упражнение для разогрева губ- надуваем шёчки, и сбрасываем воздух резким хлопком через сжытые губы "Мишка ,мишка где твои штанишки? Потерял! Где, где? Потерял, потерял!"

4.Упражнение для освобождения нижней челюсти:
Энергично произносим ПБПБПБ. Просто открываем рот, двигаем челюстью в стороны, чувствуем свободу этого движения. Подставляем ладони к подбородку, открывая рот пытаемся достать до ладони подбородком. Просто зеваем.(Дети выполняют по аккомпанемент).
А теперь дружно поговорим, быстро и медленно смотрите на мои руки(на показ - дирижёрский жест.)
Скороговорки;
1.Едет едет паровоз, две трубы и сто колёс, две трубы и сто колёс, машинистом рыжий пёс- на пиано и форте, легато(медленно), стаккато.
2. Барашеньки - крутороженьки, по горам ходят, по долам бродят в скрипочку играют, песни напевают»- проговариваем постукивая по коленкам, соблюдаем ритмический рисунок , убыстряем темп, поочерёдно повышаем тональность.
Ну а теперь я вас познакомлю с музыкальными распевками;
Музыкальные распевки:
Мы с вами будем изображать животных, и весело, петь:
1.Курочка кудахчет Ко-Ко-Ко, слышен её голос далеко, ко-ко-ко, ко-ко,копоём в разных тональностях
2.Поём Гаммы в диапазоне октавы :"ква, ква, ква, мяу мяу, мяу, хрю хрю,хрю, сочетаем различные звуки, добавляем слоги "дадада, лалала"
3. Поём на одной ноте все гласные "а, э, и, о, у; а, о", стараемся округлять звук,
4."Сидит ворон на дубу ,он играет во трубу, ДУДУДУ"(Дети поютна одной ноте, в разных тональностях)
Прекрасно поработали , и сейчас пришло время нам провести;
ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ
(плавательные движения руками)
1.Мы плывем по тихой речке,
Тихо плещется вода
(потягивание - руки вверх и в стороны)
2.В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда.
(машем руками)
3.Вот летит большая птица,
Плавно кружит над рекой
(присесть на несколько секунд)
4.Наконец, она садится
На корягу над водой.
(ходьба на месте)
5.Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем.
(дети садятся на места)
6.А теперь глубокий вдох
И садимся на песок.
Педагог: Ну а теперь поговорим с вам в различных интонациях:
Проговариваем скороговорки ,медленно, постепенно убыстряя, вот здесь мы следим за ритмичностью произношения, не забывая про темп.
1.«На дворе трава, на траве дрова» ,увеличивая скорость произношения. в скороговорках используются ещё и эмоции.
Задаём друг другу вопросы, в различных интонациях. "На дворе трава? Да на дворе трава! А на траве дрова? Да на траве дрова! "
2.«От 1.топота 2.копыт 3.пыль по полю 4. летит» постановка правильного ударения на главное слово в предложении, дети поочерёдно ставят ударение на последующее слово.
Педагог: Ребята! А сейчас , внимание ,мы с вами вспомним песенку , в которой придумаем свои варианты ритмических движений, исполнять будем эмоционально и выразительно, отрабатывать мимику и познакомимся с названием нот :
Шёл по лесу музыкант, трогая берёзы Нотки на ладонь ему падали, как слёзы Он их вместе собирал, собирал любую И тихонько напевал песенку лесную. Ми, ми, до, ми, ми, до Соль, соль, ля, соль, фа, ми ре Ре, ре, си, ре, ре, си Фа, фа, соль, фа, ми, ре, до Ми, ми, до, ми, ми, до Соль, соль, ля, соль, фа, ми ре Ре, ре, си, ре, ре, си Фа, фа, соль, фа, ми, ре, до.
Педагог: Ребята! А давайте вместе, громко и дружно будем повторять за мной стихотворение; соблюдая правильное произношение всех гласных и согласных букв
«На земле всего семь нот! Весь мир их гаммою зовёт! Кто друзья все ноты знает, Тот всегда везде поёт!»
Педагог: Ещё одна веселая и удивительная игра на развитие чувства ритма:
1.Игра :«Повтори как я» - задаю определённый ритм, который вы должны повторить хлопая своими ладошками (Дети повторяют)
2. Игра: «Сочини конец фразы» - задаю определённую ритмическую фразу, которую ребёнок должен сочинить до конца и прохлопать.(Дети сочиняют)
Педагог: А сейчас мы споём песню с музыкально - ритмическими движениями ,и после пропеваения одной строчки из песни, каждый ребёнок встает и кивает головой, называя своё имя. Все участники коллектива, как эхо повторяют это имя, а для усложнения ритмического рисунка, мы пропеваем и прохлопываем имя и отчество родителей:
Знаем мы один секрет как избавиться от бед Не сидеть и не скучать Песенку неунывайку нужно дружно напевать Песенку неунывайку нужно дружно напевать Припев: Пару рам пампам дарим вам мы песню эту Пару рам пампам пусть летит она по свету Пару рам пампам никогда не унывай Пару рам пампам песню эту напевай

Педагог: С какими интересными играми мы с вами сегодня познакомились ребята?(дети называют).Вам понравились эти музыкальные минутки?
А какие движения мы с вами выполняли в этих играх? (Дети отвечают)
А у меня для вас ещё один сюрприз ребята!
Посмотрите каких красивых бабочек я вам приготовила, на следующее занятие, вы принесёте своих, которые сделаете сами из обыкновенной бумаги и ниточки;
Педагог: А теперь мы с вами познакомимся с упражнениями правильного дыхания:
1.Нужно дуть на бабочку привязанной к ниточке, и правильно ровно дышать, вдох через нос, выдох через рот.(Дети выполняют )
2.А теперь будем греть ладошки дыханием.(Дети выполняют)
3.Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко вдохнуть, не поднимая плеч. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха.
Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросить дыхание, выдохнуть. Руки должны ощутить, как опустились ваши ребра.Вот мы с вами и познакомились с упражнениями правильного дыхания.
Педагог: Ребята! Вы молодцы! Вам понравилось наше занятие?(Дети отвечают).А сколько нового вы сегодня узнали?
Мы с вами;
1.Научились разогревать голосовой аппарат, ваше горлышко.
2.Пели музыкальные распевки, гаммы.
3.Играли в игру с ладошками
4.Провели физ.минутку
5.Ознакомились с правильными ритмическими движениями
6.Позникомились с названиями нот
7.Позникомились с упражнениями правильного дыхания при пении.
А теперь домашнее задание:
1.Положите книгу на животик (область диафрагмы) и дышите спокойно, ровно поднимая и опуская её. Упражнения делайте 6 - 8 раз в несколько приёмов каждый день. Учимся правильно дышать!
2.Приготовить бабочку, для занятия (занятия для правильного дыхания)
3.Каждый из вас выучит на следующее занятие одну скороговорку
4.Возле зеркала, произносить скороговорки
Всем спасибо, за активное участие. До встречи на следующем занятии!
Литература для педагога;
1. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2008г.
2. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007г.
3. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки Искусство в школе. – 2003г. –  № 5.
4. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб: ПИТЕР, 2000г.
5. Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека.  – М., 1996.
6. Критская Е. Д., Сергеева Г. П. Уроки музыки. Москва «Просвещение», 2007г.
7. Смолина Е. А. Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2007г.