Технологическая карта урока математики 3 класс на тему Вычисления вида 57 : 3 (ФГОС УМК Перспектива, Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука)


Технологическая карта урока математики 3 класс «Б»
Учитель начальных классов: Чаликова Любовь Ивановна
Раздел Числа от 1 до 100
Тема Вычисления вида 57 : 3
Цели Сформулировать представление о делении чисел в пределах 100.
Ввести алгоритм вычисления вида 57 : 3
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
Основное содержание темы Освоение способов деления суммы на число.
Изучение деления вида 57 : 3, введение алгоритма деления.
Термины и понятия Двузначное число, деление, деление суммы на число, круглое число, однозначное число, разрядные слагаемые, удобные слагаемые.
Планируемый результат
Личностные умения Метапредметные умения
Предметные умения
• Проявлять:
— интерес к изучению темы;
— желание помочь ребятам в разрешении проблемной ситуации;
— осознание собственных достижений при освоении учебной темы. Познавательные умения:
— объяснять значение выражения «компоненты действия деления и его результат» и использовать его в активном словаре;
— определять наиболее удобный способ деления суммы на число и обосновывать своё мнение;
— определять порядок вычисления вида 57 : 3 и обосновывать своё мнение;
— использовать приобретённые умения для распределения по классам учебной литературы в соответствии с заказом.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание, используя алгоритм;
— выполнять взаимопроверку и самопроверку учебного задания и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
— выполнять взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
— формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;
— комментировать учебное задание в рамках учебного диалога;
— адекватно использовать речевые средства при выполнении учебных заданий. • Выполнять:
— деление суммы на число;
— выражения вида 57 : 3;
• Решать задачи и выполнять вычисления чисел в пределах 100, используя алгоритм вычисления
Организация образовательного пространства
Ресурсы Формы работы
Информационный материал:
Учебник «Математика: 3 класс», ч. 2, с.35-36, авт. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.
Методическое пособие для учителя: Дорофеев Г.В. Уроки математики, 3 класс, пособие для учителей общеобразовател. учреждений/ – М.: Просвещение 2010г.

Демонстрационный материал:
Таблица «Деление суммы на число». Интерактивный материал:
Интерактивная доска, видеопроектор, компьютер.
Карточки с учебным заданием, с цифрами для устного счёта. - фронтальная (Ф)
- индивидуальная (И)
- парная (П)
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
1 этап. Самоопределение к деятельности
Цели деятельности Мотивация к учебной деятельности (проблемная ситуация)
Планируемый результат
• Мотивировать учащихся к изучению темы.
• Стимулировать желание помочь ребятам в выполнении задания. Учащиеся нашего лицея отправились на фабрику игрушек. Экскурсия включала не только путешествие по цехам производства, но и участие в упаковке игрушек. Процесс создания игрушек школьникам очень понравился. В упаковочном цехе ребятам разрешили упаковать игрушки. Для них провели инструктаж и выдали итоговый лист, согласно которому надо было упаковать 42 машинки в 3 коробки, надеть ярлычки и положить в упаковочный пакет. Ваня предложил ребятам раскладывать машинки по одной в каждый ящик. Аня сказала, чтобы выполнить работу быстрее, необходимо разложить число 42 на разрядные слагаемые, потом каждое из слагаемых разделить на 3 и полученные результаты сложить. Правы ли, Ваня и Аня? Обоснуйте свое мнение.
Есть ли у вас желание научиться делить такого вида примеры, делать это правильно и быстро. Личностные умения:
— проявлять интерес к изучению темы;
— проявлять желание в выполнении задания, чтобы помочь Ане и Ване.
2 этап. Учебно-познавательная деятельность
Цели деятельности Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) Планируемый результат
Цели:
• Актуализировать знания:
— о разрядных слагаемых;
— о втором способе деления суммы на число;
— о круглом числе;
— об удобных слагаемых.
• Ввести алгоритм вычисления вида 57 : 3.
• Научить:
— определять порядок вычисления вида 57 : 3 и обосновывать своё мнение;
— рассказывать алгоритм вычисления вида 57 : 3;
— вычислять выражения вида 57 : 3;
— решать задачи и выполнять вычисления, используя алгоритм;
— выполнять взаимооценку учебного задания;
— формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога. Задание 1 (З) Объясните значение выражения «круглое число». Назовите круглые числа, которые делятся на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Задание 2 (З) Объясните значение выражения «удобное слагаемое».
Задание 3 (З) Расскажите, как разложить числа: 65, 75, 85, 95 на сумму удобных слагаемых, чтобы их можно было разделить на 5.
Сообщение учителя «Алгоритм вычисления вида 57 : 3»
Для того чтобы вычислить выражение вида 57 : 3, надо: 1) подобрать ближайшее к числу 57 круглое число, которое делится на 3. Это число 30; 2) разложить делимое 57 на сумму удобных слагаемых 30 и 27; 3) определить частное чисел 30 : 3 и 27 : 3; 4) сложить полученные частные; 5) оформить результат вычисления. Например: 57 : 3 = (30 + 27) : 3 = 30 : 3 + 27 : 3 = 10 + 9 = 19.
Задание 4 (З) Расскажите алгоритм вычисления числового выражения 54 : 3.
Задание 5 (П) Можно ли вычислить числовое выражение 48 : 3, не представляя его в виде суммы удобных слагаемых? Обоснуйте своё мнение.
Задание 6 (П) Верно ли, что для вычисления числового выражения 32 : 2 надо разложить число 32 на сумму разрядных слагаемых? Обоснуйте своё мнение.
Задание 7 (У) Учебник, ч. 2, с. 35, № 1, с взаимооценкой. Выполните вычисление числового выражения, используя выражения-помощники (П)
Задание 8 (У) Учебник, ч. 2, с. 35, № 2, с взаимооценкой. Выполните вычисление числового выражения, используя алгоритм (И по вариантам)
Задание 9 (У) Учебник, ч. 2, с. 35, № 3, с взаимооценкой. Решите задачу, используя для вычисления известный вам алгоритм (П)
Задание 10 (У) Учебник, ч. 2, с. 35, № 4, с взаимооценкой. Решите задачу, используя для вычисления известный вам алгоритм.(П) Диагностические задания:(И)
1. Выполните вычисление числового выражения, используя алгоритм.
38 : 2 63 : 9 84 : 3
52 : 2 55 : 5 46 : 2
2. Учебник, ч. 2, с. 32, № 3. Решите задачу, используя для вычисления известный вам алгоритм.
3. Учебник, ч. 2, с. 35, № 4. Решите задачу, используя для вычисления известный вам алгоритм.
Познавательные умения:
— определять порядок вычисления вида 57 : 3 и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание, используя алгоритм;
— выполнять взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
— формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
— рассказывать алгоритм вычисления вида 57 : 3;
— вычислять выражения вида 57 : 3;
— решать задачи и выполнять вычисления, используя алгоритм.
2 этап. Диагностика качества освоения темы
Цель:
• Установить степень освоения темы, а именно умения:
— выполнять деление суммы на число двумя способами;
— вычислять выражения вида 57 : 3;
— решать задачи на деление двузначного числа на однозначное число Контрольное задание (И)
1. Выполните вычисление числового выражения, используя алгоритм.
52 : 4 28 : 2
69 : 3 45 : 15
2. Решите задачу, используя для вычисления известный вам алгоритм.
Верёвку длиной 85 м разрезали на равные части по 5 м в каждой. Сколько таких частей получилось? Регулятивные умения:
— выполнять задание в соответствии с целью.
Предметные умения:
— выполнять деление суммы на число
— вычислять выражения вида 57 : 3;
— решать задачи на деление двузначного числа на однозначное число.
4 этап. Рефлексивная деятельность
Цели деятельности Самоанализ и самооценка ученика Результат деятельности
• Научить:
— соотносить полученный результат с поставленной целью;
— оценивать результат учебной деятельности. Самоанализ
Закончите предложения:
1. Мне важно знать способы деления однозначных и двузначных чисел, потому что...
2. Для того чтобы разделить двузначное число на однозначное, надо...
Самооценка
Закончите предложение:
Я ... (очень, не очень) доволен(льна) результатом работы, которую сделал(а) ... (самостоятельно, с помощью одноклассника, учителя). Личностные умения:
— оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.